Экзистенциальная психосоциология права — это сфера нравственно-психологических проблем, где человек выступает как родовое существо, представляющее предельно широкую социальную общность — человечество, и где он имеет дело с естественно-правовыми нормами и всеобщим жизненным смыслом.
Отыскивание смысла в собственных отношениях с миром в целом и социально-правовой реальностью в частности составляет неотъемлемую черту духовного бытия социализированного индивида. Поскольку смысл не самоочевиден, не лежит на поверхности общественной практики и даже не содержится в предметах как таковых, а является плодом напряженных аналитических усилий человеческого разума, то для его обнаружения в каком-либо конкретном социально-правовом явлении необходимо рассматривать это явление во взаимосвязях с другими, выявлять все многообразие взаимозависимостей между ним и окружающей его реальностью и интегрировать все это в сферу жизненных интересов конкретных человеческих субъектов. Из этих обнаруженных, рационализированных и интегрированных связей и образуется искомый смысл.
Смысл, как таковой, представляет собой установленные разумом объективные и субъективные — генетические, каузальные, ценностные, целевые и т. д. — связи и зависимости между субъектом и тем, что его окружает, что предшествовало нынешнему его окружению или возникнет из него в будущем.
Если личность сознает себя только частицей локальной общности, субъектом позитивного права и имеет в своем распоряжении лишь ограниченный набор целевых возможностей, проблемы смысла жизни для нее фактически не существует, поскольку тот редуцированный вариант ее решения, что предлагается локальной социальной системой с ее рассудочными морально-правовыми предписаниями, не оставляет места для исканий, сомнений, свободного выбора, то есть для всего того, что является неотъемлемыми признаками самостоятельного экзистенциального и естественно-правового самоопределения.
Лишь поднимаясь с рассудочно-морального нормативного уровня на разумно-нравственный уровень экзистенциальной рефлексии, сознавая себя носителем родовых начал, представителем всечеловеческого сообщества и в итоге оказавшись перед беспредельностью мирового культурного универсума, а значит и перед необходимостью свободной, самостоятельной ориентации в нем, человек вплотную приближается к истинно экзистенциальной проблематике. Вопросы поиска смысла жизни встают перед индивидуальным сознанием сразу же, как только оно оказывается в пограничном состоянии перехода из замкнутости локального нормативно-ценностного ареала в бесконечность ценностного универсума, то есть в пространстве перехода от социальности к духовности, от рассудочности к разумности, от моральности к нравственности, от позитивно-правовых норм к принципам естественного права.
Экзистенциальные конфликты
Одним из проявлений этой переходной ситуации могут быть внутренние мотивационные конфликты экзистенциального характера, предполагающие сомнения личности относительно истинности своего пути в пространстве правовой реальности. На рефлексивно-рациональном уровне эти сомнения трансформируются в более или менее отчетливые вопросы к самому себе.
Ситуация становится особенно острой при явной нехватке необходимых компонентов социального и духовного опыта, когда искомые ответы либо не формулируются, либо же складываются в неудовлетворительном для личности виде.
Являясь существенным условием духовного становления и самоопределения личности в социально-правовой среде, экзистенциальные конфликты детерминируются следующими факторами:
а) внутренней логикой процесса социального и духовного развития личности, в основании которого находятся нравственно-правовые противоречия, периодически возникающие и требующие своего разрешения;
б) субъективной неудовлетворенностью личности состоянием объективных социально-правовых отношений и характером собственных связей с правовой реальностью;
в) переходной эпохой социально-исторического кризиса (если таковая налицо), когда исчезает прежняя определенность этических смыслов и заявляет о себе настоятельная необходимость поиска новых ценностных ориентиров в быстро меняющейся социальной реальности.
В переломные исторические периоды, когда в сознании личности рушится прежняя система ценностей, а новая еще далека от своего утверждения, особенно острой становится потребность в таких рациональных средствах, с помощью которых можно было бы создать новую картину мира. Если средства такого рода оказываются для человека по каким-то причинам недоступны, а имеющиеся в его распоряжении концепты не удовлетворяют его, то не исключено, что он может изменить направление духовных исканий и обратиться к формам культуры, имеющим нерациональную религиозно-мифологическую природу.
В процессе духовного развития личность способна перерастать ценностные границы, воздвигнутые доминирующими социо-нормативными системами. На определенном этапе духовной эволюции она может ощутить их сковывающее воздействие, почувствовать нарастающее противоречие между своими интересами и притязаниями и требованиями общества.
В качестве субъекта культуры, способного мыслить, чувствовать, совершать ответственный выбор, внутренне близкого к аутодетерминистскому типу социально-правового поведения, личность может не только подчиняться внешним требованиям и обстоятельствам, но и противостоять и противодействовать им как автономный субъект. При этом внутренним источником духовно-практической активности способны выступать экзистенциальные потребности, среди которых главное место занимает потребность в осмысленности, разумности и значимости собственного существования.
Нравственно-психологические и социально-правовые проблемы эвтаназии
Самоубийство как психосоциологическая проблема
Мотивации правосознания
Правовая и неправовая мотивация
Мотивационное противоречие
Отношение личности к мотивационным противоречиям
Мотивационные противоречия и типы самосознания
Лекция 7. СОЦИОЛОГИЯ АНОРМАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Виды анормативного поведения