Социология - Бачинин В.А. - Лекция 8. АНТРОПОСОЦИОЛОГИЯ КРИМИНАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Криминальное поведение

Преступление, как наиболее характерное проявление криминального поведения, — это одна из наиболее опасных форм деструктивной активности индивидов и групп, вносящий грубый дисбаланс в ситуации колеблющихся, неустойчивых равновесий, на которых держится цивилизация. Направленные против конкретных лиц, их жизни, здоровья, достоинства, собственности, против ценностей цивилизации и культуры, преступления разрушают экономические, правовые, моральные устои социальной системы.

Именно поэтому цивилизация вынуждена в целях самосохранения создавать нормативные, защитные, репрессивные и многие другие специальные средства для борьбы с преступностью. В итоге противоречие между цивилизацией и преступностью обретает черты перманентного антагонизма, нескончаемой очаговой гражданской войны со всеми присущими ей атрибутами — применением насилия с обеих сторон, сражениями, убийствами, жертвами и лишь временными затишьями. Когда Г. К. Честертон назвал преступников детьми хаоса и варварства, поборниками древней свободы волков, а про цивилизованных людей сказал, что они живут как в крепости, защищаемые стражами порядка, он лишь красноречиво обозначил все тот же антагонизм между проявлениями докультурно-варварских, первобытно-деструктивных начал в личности преступника и сражающимися с ними защитниками цивилизации и ее правовых устоев.

Только на первый взгляд может показаться, что человек с развитым морально-правовым сознанием и преступник с криминальными ориентациями существуют в соответствии с разными психологическими алгоритмами. На самом деле между психологией законопослушного гражданина и психологией преступника нет принципиальных различий. Психика обоих функционирует в соответствии с одними и теми же закономерностями, хотя и до известных пределов.

Различия начинаются на самых высоких уровнях психики — в мотивационных сферах, соприкасающихся с областями нравственных и экзистенциальных вопросов человеческого существования.

Криминальное сознание противопоставляет общепринятой системе морально-правовых ценностей собственную иерархию ценностей и норм. Его аргументационно-мотивационная деятельность разворачивается при этом в двух направлениях. С одной стороны, это исполненные деструктивного азарта нападки на традиционные ценности, а с другой — попытки теоретически и даже философски обосновать правомерность собственных имморально-неправовых притязаний. Сведенные вместе, эти два направления интеллектуальной деятельности выступают как радикальная внутренняя переоценка ценностей. Порой этот сложный умственный труд берут на себя профессиональные философы, оказывающиеся в итоге вольными или невольными идеологами либо уголовного, либо политического криминалитета.

Социальное поведение преступника складывается из трех основных фаз-этапов: 1) предкриминальное поведение, предшествующее преступлению; 2) поведение в момент преступления; 3) посткриминальное поведение, в котором отчетливо просматриваются следы участия в преступной акции.

Криминальное поведение может иметь также и вид недеяния или преступного бездействия. Важный вклад в прояснение этого вопроса внес немецкий юрист А. Меркель. Он исходил из разграничения правовых норм на запретительные, не позволяющие причинять вред кому-либо, и повелевающие, то есть требующие определенных действий по защите, охране определенных благ или чьих-либо интересов. Нарушение первых Меркель предложил трактовать как преступное действие, а нарушение вторых -как преступное бездействие.

Преступления деструктивны по своей изначальной сути и потому несовместимы с нормальной жизнью цивилизованного общества. Их разрушительная природа проявляется в том, что они направлены не только против конкретных граждан, но и против самих же субъектов преступлений, поскольку разрушают остатки того лучшего, социально ценного, что еще продолжает сохраняться в их личностях. Цивилизация и культура всегда были вынуждены развиваться в борьбе с этой таящей в себе множество опасностей, деструктивной, гибельной реалией.

Совокупность психических, волевых, ментальных свойств, позволяющих индивиду противопоставлять общепринятой системе морально-правовых ценностей альтернативную иерархию ценностей и норм, именуется криминальным сознанием. Если сознание обычного, законопослушного гражданина существует в двух нормативно-ценностных мирах (в метафизической сфере абсолютных ценностей и норм и в социальном мире относительных норм и ценностей морали и права), то криминальное сознание пребывает еще и в третьей сфере нормативно-ценностной реальности преступного мира. При этом главным и подлинным оно считает только третий мир, противопоставляя его двум остальным, сакральному и официальному.

Преступник предстает как лицо, выпавшее из культуры, как персонификация негативного отношения к ее ценностям. Криминальное сознание, существуя внутри социокультурной реальности, способно породить из ее же собственного смысла ее отрицание. Оно всегда несет в себе готовность к восстанию против регулятивных функций норм цивилизации и ценностей культуры, воспринимая их как репрессивные механизмы, ущемляющие его свободу.

Мотивационно-аргументационная деятельность криминального сознания разворачивается в двух направлениях: с одной стороны — это деструкция традиционных культурных нормативов, а с другой — попытки доказать обоснованность собственных имморально-неправовых притязаний. Когда криминальное сознание само стремится проделать работу по экзистенциальному обоснованию своих а нормативных ориентации, оно либо наделяет преступление не свойственным ему, а лишь приписываемым, оправдательным смыслом, либо же входит в состояние фрустрации или смыслового вакуума, когда с пути, ведущего к преступлению, убираются все внутренние, мотивационные препятствия религиозного, этического и правового характера. Так, констатирующие суждения "Бог мертв" или "Бога нет" способны породить, наряду с ощущением вседозволенности, также ощущения пустоты и бессмысленности сущего и, как следствие, нарастание агрессивности и готовности к деструктивно-криминальной активности.

Основные философские аргументы, оправдывающие позицию криминального сознания: 1) бессмысленность бытия и отсутствие в мире каких-либо объективных и общеобязательных нормативных начал; 2) неустранимость дисгармоний в мире, где все изначально уродливо искажено и потому, по сути, нет разницы между добродетелью и пороком, подвигом и преступлением; 3) принципиальное несовершенство человека, наличие неустранимых антропологических изъянов, с силой рока толкающих людей на преступления; 4) трансгрессивность, не позволяющая человеку существовать только в пределах определенных социальных нормативов и постоянно провоцирующая его на нарушения существующих нравственно-правовых запретов; 5) подверженность человека внешним воздействиям естественных, социальных и метафизических причин, превращающих его в преступника; 6) существование особого разряда людей с выдающимися интеллектуально-волевыми качествами, возвышающимися над остальными и потому имеющими право нарушать общепринятые нормы морали и права.

Криминальное сознание может отличаться и совершенным отсутствием каких-либо форм рефлексии, чрезвычайной узостью кругозора. А это оборачивается для индивида неумением видеть и учитывать альтернативы своим действиям, а также привычкой ссылаться на неодолимую силу внешних обстоятельств. Так, по данным криминологов, 18 % лиц, совершивших убийство, считали, что у них не было другого выхода. А 45 % лиц, осужденных за тяжкие преступления, считали, что в аналогичных ситуациях преступление совершили бы большинство людей.

Наиболее опасной, предельной акцией криминального поведения является убийство. Оно представляет собой тяжелейшее из уголовных преступлений, заключающееся в насильственном изъятии у человека (жертвы) его главного естественного права - права на жизнь. В качестве одного из главных драматургических сюжетов убийство имеет давнюю традицию мифопоэтических, художественных, социально-философских и научно-теоретических (криминологических) осмыслений.

В криминальной коллизии важная роль отведена жертве, то есть субъекту, пострадавшему от преступного насилия. От латинского victima (жертва) произволен термин "виктимологня", обозначающий специальную дисциплину по исследованию проблематики, связанной с поведением жертв преступлений. Возникшая в середине XX в., виктимология использует психологические и социологические методы анализа.

Отношения между жертвой и преступником относятся к наиболее острым из всех возможных социальных противоречий. Это социальный конфликт в форме антагонизма, содержащий возможности для нанесения максимального вреда его участниками друг другу, вплоть до физического уничтожения одной из сторон в ходе нападения и защиты. Виктимно-криминальнмй антагонизм не является субъектно-объектным отношением, где преступник — субъект, а жертва — объект. Это полноценное субъектно-субъектное взаимодействие, в котором определяющую роль играет встречная, обоюдная детерминация поведения сторон. Не только преступник ведет себя как активное лицо, стремящееся превратить контрагента в жертву, субъекта в объект. Жертве также присуща определенная линия социального поведения, оказывающая непосредственное воздействие на преступника. Это может быть явно выраженная агрессивность, которая стимулирует еще большую встречную агрессивность и в значительной степени способствует совершению преступления. Так возникают многие бытовые преступления. Другой тип поведения жертвы — это пассивность, заторможенность реакций, которые провоцируют у преступника чувство безнаказанности и тем самым могут опять же активизировать его действия.

В роли жертвы могут выступать не только индивиды, но и общности, организации. К жертвам относятся социальные субъекты, пострадавшие как от уголовных преступлений, так и от террористических актов государственно-политического геноцида, понесшие физический, психологический, моральный, социальный, экономический ущерб.

Криминальное поведение
Социальная детерминация преступлений
Хаосмос криминального сознания
Экзистенциальная трактовка криминальной трансгрессии
Преступление как средство самопознания
Лекция 9. СОЦИОЛОГИЯ ПРЕСТУПНОСТИ
Социальный порядок и преступность
Идея аномальной природы преступлений (классический подход)
Преступность как "нормальная функция общества" (постклассическая модель Дюркгейма)
Взаимосвязь социальности и преступности (гипотеза М. К. Петрова)
© Westudents.com.ua Всі права захищені.
Бібліотека українських підручників 2010 - 2020
Всі матеріалі представлені лише для ознайомлення і не несуть ніякої комерційної цінностію
Электронна пошта: site7smile@yandex.ru