Совершаемые людьми преступления представляют собой следствия не только явных социальных причин, но и производные результаты неких глубинных процессов, происходящих в мире и служащих онтологическими основаниями крупных причинных комплексов.
Исходным основанием, обусловливающим возникновение совершаемых людьми преступлений, выступает изначальное несовершенство социального мира, взятого как в целом, так и в абсолютном большинстве его отдельных частей. Это несовершенство в полной мере распространяется на человека и проявляется прежде всего в неуравновешенности внутренних противоположностей, составляющих его природу и сущность.
Мировая дисгармония предстает в социальной жизни как постоянно присутствующая угроза для общества впасть в состояние аномии и дисномии, как опасность перемещения "антинорм" с периферии социального мира в его эпицентр.
Чем заметнее в обществе признаки кризиса, тем сложнее личности ориентироваться и выбирать между противоречащими друг другу ценностными системами и социальными императивами, тем больше для нее вероятность ошибок морального выбора. Переходные эпохи — это всегда перекрестие разных исторических тенденций и возможностей. Человек, находясь в средоточии этих перекрестий, вынужден, прежде чем сделать свой выбор, взвесить, проанализировать, оценить происходящее. Сопутствующие этим процессам мотивационные конфликты, а затем и непоправимые проступки и преступления свидетельствуют о том, что смысл многих значимых морально-правовых противоречий для значительного числа людей затемнен, что его содержание и логика не поддаются объяснению путем рефлексии. В этом состоянии личность оказывается легкой добычей асоциальных умонастроений, толкающих ее на путь правонарушений и преступлений.
Хаосмос криминального сознания
Преступление всегда свидетельствует о дисгармонии в отношениях человека с миром, о серьезном разладе между ним и социумом. Подобные дисгармония и разлад не позволяют сознанию преступника пребывать в уравновешенном состоянии хорошо отлаженной и верно ориентированной системы. Напротив, оно неизбежно становится ареной всевозможных коллизий.
Внутреннее "Я" обладателя криминального сознания не рассыпается в нечто хаотическое только потому, что его пронизывают смысловые нити контроверз-антиномий. Они выполняют роль несущей конструкции, и поэтому индивидуальное самосознание предстает в виде не хаоса, не космоса, а хаосмоса.
Понятие хаосмоса, пришедшее в гуманитарный лексикон гораздо позднее, уже в XX веке, благодаря английскому писателю Д. Джойсу, позволяет достаточно точно охарактеризовать то состояние, в котором пребывает криминальное сознание.. В данном случае это срединное между порядком (космосом) и хаосом состояние полураспада ценностных и нормативных структур.
Обладатель внутреннего хаосмоса — это герой антроподицеи, вообразивший себя стоящим выше всего сущего и увидевший перед собой необычайно раздвинувшееся пространство свободы. Он обуреваем непомерной гордыней, которая в традиционной, теоцентрической картине мира и культуры занимает первое место в иерархии из семи смертных грехов. При этом грех превратился в доблесть, а доблестью стало считаться высокомерное пренебрежение абсолютными запретами и дерзкое своеволие, заставляющее разум оправдывать все, что угодно, даже преступления. То, что казалось непреложным и незыблемым в прежнем, геоцентрическом микрокосме индивидуального "Я", теперь становится сомнительным и зыбким. Когда отвергаются абсолютные критерии, появляется шаткость в представлениях о добре и зле, должном и запретном, утрачивается истинное понимание человеческого предназначения. Воображаемая свобода от всеобщего нравственного закона заставляет смотреть на всех тех, кто подчиняется ему, как на существ низшего разряда.
Экзистенциальная трактовка криминальной трансгрессии
Преступление как средство самопознания
Лекция 9. СОЦИОЛОГИЯ ПРЕСТУПНОСТИ
Социальный порядок и преступность
Идея аномальной природы преступлений (классический подход)
Преступность как "нормальная функция общества" (постклассическая модель Дюркгейма)
Взаимосвязь социальности и преступности (гипотеза М. К. Петрова)
Криминальная социосфера
Организованная преступность