Беспрецедентный характер глобального финансового кризиса объективно обусловил необходимость широкомасштабной и интенсивной координации национальных антикризисных политик. В этой связи можно без преувеличения утверждать, что глобальный кризис стал также серьезным тестом на эффективность международного механизма регулирования мирохозяйственных связей.
В контексте глобального финансового кризиса функционирование международного механизма регулирования мирохозяйственных связей следует рассматривать с точки зрения двух взаимосвязанных функций.
Первую функцию можно назвать координационной. В данном случае речь идет о том, что кризис заставил мировое сообщество задействовать все имеющиеся институты и форматы обсуждения существующих проблем и выработки соответствующих решений. Нужно отметить, что до этого времени основными механизмами координации базовых подходов и конкретных направлений борьбы с кризисом стали ЕС и Большая двадцатка (Большая восьмерка) в разных форматах. Вместе с тем другие международные структуры (ВТО, ОЭСР и другие) пока еще не заявили о себе как об эффективных форумах обсуждения проблем, связанных с кризисом, и координации национальных антикризисных усилий.
Вторая функция - операционная. Она реализуется через конкретные мероприятия противодействия гло-
Беспрецедентный характер глобального финансового кризиса объективно обусловил необходимость широкомасштабной и интенсивной координации национальных антикризисных политик.
бальному финансовому кризису на разных уровнях. Такую функцию сегодня реализовывают Международный валютный фонд, группа Всемирного банка, Европейский банк реконструкции и развития, региональные банки развития и другие. Эти институты сегодня рассматриваются как важный источник средств, которые могут предоставляться отдельным странам для финансирования антикризисных мероприятий.
Первым шагом в плане выработки антикризисной политики на уровне ЕС стала встреча стран - членов ЕС, которые входят в состав Большой восьмерки, 4 октября 2008 года.
4.1. ЕС и глобальный финансовый кризис
Реакция ЕС как интеграционного объединения на кризис имеет много измерений и заслуживает отдельного анализа. Поэтому целесообразно ограничиться рассмотрением только тех действий и решений, которые имеют ключевое значение с точки зрения разработки фундаментальных принципов и направлений, коллективных усилий, направленных на минимизацию негативных последствий глобального финансового кризиса и возобновления экономической активности.
По нашему мнению, сугубо в хронологической последовательности первым шагом в плане выработки антикризисной политики на уровне ЕС стала встреча стран - членов ЕС, которые входят в состав Большой восьмерки, 4 октября 2008 года. Эту встречу инициировала Франция, которая тогда председательствовала в ЕС. По результатам встречи было принято заявление, основные положения которого во многом получили свое последующее развитие в документах ЕС и его органов1. Среди основных положений заявления следует отдельно назвать такие.
1. Общее обязательство обеспечить устойчивость и стабильность банковской и финансовой системы и осуществить все необходимые для этого шаги.
2. Признание необходимости скорых и адекватных действий Еврокомиссии, национальных правительств, направленных на поддержку финансовых институтов, которые столкнулись с проблемами. Учитывая текущую ситуацию, необходимо упростить механизмы предоставления государственной помощи, но при этом следует обеспечить соблюдение принятых в ЕС принципов оказания такой помощи.
3. Определение направлений усовершенствования регулирования финансовых рынков и финансового надзора в ЕС.
4. Признание необходимости реформирования глобальной финансовой системы и усиления глобального финансового управления. В этом направлении нужно предпринять ряд шагов по созданию эффективной системы предупреждения появления проблем, которые угрожают финансовой и макроэкономической стабильности, разработке глобальных стандартов регулирования финансового сектора и финансового надзора, созданию механизмов эффективного сотрудничества национальных регуляторов и тому подобное.
5. Обязательство осуществить шаги, направленные на возобновление кредитования как фактора поддержания экономической активности.
Следует отдельно подчеркнуть, что в настоящем документе четко фиксируется, что именно Европа должна сыграть главную роль в процессе реформирования мировых финансовых рынков, предложив общие принципы построения новой международной финансовой системы, технологию обеспечения быстрого принятия решений практического характера, полный перечень действий как ответ на текущие вызовы, причем некоторые из них должны быть внедрены в срочном порядке1.
Первоначально заявленные планы являются достаточно амбициозными, а их реализация требует разработки достаточно сложных мер, причем их эффективность прямо зависит от координации действий стран-членов ЕС.
Поскольку влияние глобального финансового кризиса первыми на себе почувствовали банки и финансовые компании, то вопрос помощи этим институтам сразу же занял первое место в повестке дня антикризисной политики.
Европейская комиссия считает, что при современном состоянии финансовых рынков рекапитализация может использоваться для достижения трех основных целей.
Поскольку влияние глобального финансового кризиса первыми на себе почувствовали банки и финансовые компании, то вопрос помощи этим институтам сразу же занял первое место в повестке дня антикризисной политики.
Первым и основным антикризисным мероприятием в ответ на глобальный финансовый кризис стала рекапитализация финансовых институтов при участии государства. В этой связи ЕС поставил задачу разработать такую схему рекапитализации, которая бы обеспечивала поддержку финансовых институтов, финансовое состояние которых в целом можно определить как стабильное (здоровое), но которые ощущают проблемы в результате неблагоприятной ситуации на финансовых рынках.
Такая поддержка реализуется в форме выделения бюджетных средств с тем, чтобы или непосредственно увеличить собственный капитал финансового института, или способствовать "впрыскиванию" частного капитала из других источников и в других формах с тем, чтобы предупредить возникновение негативных системных побочных эффектов1.
Европейская комиссия считает, что при современном состоянии финансовых рынков рекапитализация может использоваться для достижения нескольких целей. Во-первых, рекапитализация может способствовать возобновлению финансовой стабильности и помочь возобновить доверие, которое, в свою очередь, необходимо для возобновления межбанковского кредитования. Очевидно, что дополнительный капитал в условиях рецессии может стать фактором смягчения проблем путем поглощения потерь и ограничения рисков неплатежеспособности банков.
Во-вторых, рекапитализация может иметь целью обеспечение кредитования реальной экономики. Финансово стабильные банки могут ограничить финансирование экономики для того, чтобы избежать рисков и поддержать высокий уровень адекватности капитала. При таких условиях вливание государственных средств может предупредить возникновение проблем с кредитованием и ограничить "переход" трудностей, которые переживает финансовый рынок, на рынки других экономических агентов.
В-третьих, рекапитализация за счет государственных средств также может быть адекватным инструментом решения проблем тех финансовых институтов, которым может угрожать неплатежеспособность в результате особенностей их бизнеса или инвестиционной стратегии. Государственная помощь отдельному банку в чрезвычайных случаях может помочь избежать краткосрочных системных последствий возможной неплатежеспособности данного финансового института. В долгосрочном плане рекапитализация может способствовать усилиям банка снова стать устойчивым в долгосрочном плане или упорядоченному выведению сальдо1.
Необходимость предоставления крупномасштабной государственной помощи финансовым институтам, а позже и компаниям реального сектора, заставила ЕС еще раз отметить важность безусловного соблюдения принципов такой помощи частному сектору. В этой связи целесообразно привести перечень базовых принципов поддержки предприятий и отраслей экономики в ЕС:
- предоставление помощи по принципу "один раз, последний раз" с тем, чтобы исключить регулярные государственные интервенции в интересах одного экономического субъекта;
Необходимость предоставления крупномасштабной государственной помощи финансовым институтам, а позже и компаниям реального сектора, заставила ЕС еще раз отметить важность безусловного соблюдения принципов такой помощи частному сектору.
Большую дискуссию в связи с кризисом вызвал вопрос величины и процедур выплат топ-менеджменту компаний.
Совет ЕС исходит из того, что в условиях рыночной экономики определение уровня оплаты относится к компетенции акционеров компании и социальных партнеров.
- помощь в форме кредитов, которые подлежат обязательному возвращению;
- бенефициар помощи должен сделать реальный взнос с тем, чтобы взять на себя часть расходов, связанных с реструктуризацией. Этот взнос должен быть "чистым" от государственной помощи в разных формах (не может содержать элементы государственной помощи в других формах). ЕС рекомендует, чтобы такой взнос для малых предприятий составлял не менее 25% расходов на реструктуризацию, для средних - 40%, для больших компаний - не менее 50%х.
Большую дискуссию в связи с кризисом вызвал вопрос величины и процедур выплат топ-менеджменту компаний. Учитывая большую значимость этого вопроса, было решено еще раз его изучить и подготовить предложения относительно его регулирования2.
Совет ЕС исходит из того, что в условиях рыночной экономики определение уровня оплаты относится к компетенции акционеров компании и социальных партнеров. Вместе с тем и национальные правительства должны играть определенную роль в том, чтобы помочь компаниям определить приемлемые регуляторные пределы формирования такой оплаты и стимулировать внедрение на уровне компании лучших практик и добровольного саморегулирования.
Следует отметить, что в документе прямо не говорится о необходимости уменьшения уровня таких выплат, но при этом указывается на необходимость серьезного анализа практики выплат топ-менеджменту и коррекции соответствующих рекомендаций Еврокомиссии. В этой достаточно чувствительной для каждой компании сфере деятельность ЕС должна быть направлена в конечном итоге на достижение следующих целей:
во-первых, система корпоративного управления должна быть такой, чтобы обеспечивать эффективный контроль со стороны акционеров и органов управления компанией, в том числе и за политикой выплаты вознаграждений. В соответствии с рекомендациями Евроко-миссии от 2004 года, которые предусматривают такие мероприятия, как публичность принципов политики выплаты вознаграждений, внесение отдельного пункта относительно выплаты вознаграждений в повестку дня годовых общих собраний, Совет ЕС считает, что именно в сфере привлечения акционеров и руководящих органов компании к принятию соответствующих решений очень нужны шаги, направленные на улучшение ситуации;
во-вторых, результаты деятельности компании должны быть адекватно и полностью отображены в выплатах менеджменту, в том числе в выплатах в связи с освобождением от должности ("золотой парашют"). При этом объемы выплат должны быть адекватно связаны с вкладом менеджмента в результаты деятельности компании;
в-третьих, критерии определения результатов деятельности компании должны создавать корректные стимулы. В соответствии с рекомендациями Форума финансовой стабильности для финансового сектора модели выплаты компенсаций должны быть связаны с прибыльностью компании в долгосрочном плане. При этом правительства должны осуществлять необходимые шаги с тем, чтобы минимизировать риски, которые формируют структуру стимулов получения преимущественно краткосрочной прибыли. Именно этот вопрос нуждается в немедленном решении;
Национальные правительства должны играть определенную роль в том, чтобы помочь компаниям определить приемлемые регуляторные пределы формирования выплат топ-менджменту и стимулировать внедрение лучших практик и добровольного саморегулирования.
Этапным решением стала разработка Европейской комиссией так называемого "Европейского плана восстановления экономики". Этот план предусматривает реализацию четырех основных целей.
в-четвертых, необходимо принимать все меры для предупреждения потенциального конфликта интересов тех менеджеров, которые занимаются слияниями и поглощениями. Речь идет, например, о ситуации, когда они владеют акциями или фондовыми опционами предлагаемых к продаже компаний.
Без сомнения этапным решением стала разработка Европейской комиссией так называемого "Европейского плана восстановления экономики", который был презентован 26 ноября 2008 года. А в декабре того же года этот план был принят Советом ЕС.
Европейский план восстановления экономики (в дальнейшем Европейский план) предусматривает реализацию четырех следующих целей:
1) резко стимулировать спрос и возобновление доверия потребителей;
2) уменьшить социальные потери, вызванные экономическим спадом, и его влияние на наиболее уязвимые слои населения. Многие работники и члены их семей уже испытали или еще испытывают влияние кризиса. Поэтому нужно осуществить шаги с целью противодействия потере рабочих мест и помочь людям быстро вернуться на рынок труда с тем, чтобы предупредить появление длительной безработицы;
3) помочь Европе воспользоваться преимуществами возобновления экономического роста. Речь идет о том, чтобы европейская экономика отвечала требованиям конкурентоспособности и вызовам будущего, как это определено Лиссабонской стратегией развития и занятости. На практике это означает осуществление необходимых структурных реформ, поддержку инноваций и построение экономики знаний;
4) ускорить переход к такой экономической модели развития, которая характеризуется низким уровнем выбросов углеродных соединений в окружающую среду.
Это является именно тем фактором, который стимулирует Европу реализовать свою стратегию минимизации изменения климата и усилить собственную энергетическую безопасность - стратегию, которая будет стимулировать разработку и внедрение новых технологий, создание рабочих мест в сфере защиты окружающей среды и сельском хозяйстве ("зеленые воротнички") и будет способствовать открытию новых возможностей на динамично развивающихся рынках. Такая стратегия в конечном итоге даст возможность гражданам и бизнесу эффективно контролировать расходы на энергоресурсы и уменьшит зависимость Европы от иностранных энергетических источников1.
В рамках реализации Европейского плана восстановления экономики Еврокомиссия предложила странам-членам согласовать скоординированный пакет бюджетных стимулов общим объемом 200 млрд евро, что составляет 1,5% ВВП Евросоюза2.
Следует отдельно отметить, что, по мнению Еврокомиссии, национальные бюджетные стимулы должны быть:
во-первых, своевременными с тем, чтобы быстро поддержать экономическую активность в течение периода низкого спроса, поскольку промедление с реализацией соответствующих мероприятий может привести к тому, что фискальные импульсы появятся тогда, когда начнется экономическое оживление;
во-вторых, ограниченными во времени (временными) с тем, чтобы не привести к долгосрочному ухудшению состояния бюджета, что, в свою очередь, подорвет фискальную стабильность и будет требовать финансирования за счет будущего повышения налогов;
В рамках реализации Европейского плана восстановления экономики Еврокомиссия предложила странам-членам согласовать скоординированный пакет бюджетных стимулов общим объемом 200 млрд евро.
Элементом Европейского плана можно считать Декларацию Саммита стран - членов еврозоны относительно согласованного плана, который определил конкретные цели действий ЕС в финансовой сфере.
в-третьих, целевыми, то есть направленными на устранение самой причины проблемы (рост безработицы, дефицит кредитных средств и тому подобное и поддержку структурных реформ) с тем, чтобы максимизировать стабилизационный эффект ограниченных бюджетных ресурсов;
в-четвертых, скоординированными с тем, чтобы они взаимно усиливали позитивный эффект и обеспечивали бюджетную стабильность в долгосрочном плане.
Элементом Европейского плана можно также считать Декларацию Саммита стран - членов еврозоны относительно согласованного плана действий от 12 октября 2008 года1. Настоящий документ фактически определил конкретные цели действий ЕС в финансовой сфере, которые сформулированы следующим образом:
а) обеспечение необходимой ликвидности финансовых учреждений;
б) содействие финансированию банковских учреждений;
в) предоставление финансовым институтам дополнительных ресурсов капитала с тем, чтобы обеспечить необходимый уровень финансирования экономики;
г) создание условий для эффективной рекапитализации банков, которые сталкиваются с трудностями;
д) обеспечение достаточного уровня гибкости соблюдения правил бухгалтерского учета, учитывая текущее чрезвычайное состояние рынков;
е) усиление механизмов сотрудничества между странами - членами ЕС.
Следует отметить, что ЕС в своих документах подтверждает преданность фундаментальным ценностям свободного рынка и необходимости бороться с протекционизмом, проявления которого затормозили глобальное финансовое и экономическое возобновление после кризиса 1929 года1.
Именно поэтому в основе функционирования восстановленной международной валютно-финансовой системы должны лежать такие ценности:
1) обеспечение того, что рамки функционирования системы не имеют слишком сильный акцент на достижение краткосрочного результата: нужна культура управления финансовым сектором, в основе которой лежит ориентация на создание стабильных ценностей;
2) обеспечение растущей ответственности всех участников финансового рынка прежде всего на всех этапах процесса кредитования на уровне ЕС;
3) усилия в направлении соответствующего обеспечения прозрачности и повышения ее уровня для всех сегментов финансовых рынков независимо от того, идет ли речь о финансовых институтах, финансовых продуктах и финансовых оценках или о юрисдикции;
4) обеспечение большей последовательности и взаимодействия между теми, кто устанавливает правила и стандарты, и системами регулирования и надзора с целью содействия финансовой стабильности. В этой связи избежание "регуляторного арбитража" (regulatory arbitrage) является приоритетной задачей;
5) лучшая оценка (предупреждение) рисков и соответствующее управление рисками (risk management), которое базируется на усиленном взаимодействии между
ЕС в своих документах подтверждает преданность фундаментальным ценностям свободного рынка и необходимости бороться с протекционизмом, проявления которого затормозили глобальное финансовое и экономическое возобновление после кризиса 1929 года.
Усилия ЕС сегодня направлены на повышение уровня координации антикризисных усилий стран-членов этого регионального интеграционного объединения, обеспечение общих подходов при реализации тех или других мер экономической политики.
институтами и органами, которые обладают финансовой информацией1.
Реализация названных ценностей требует действий в четырех основных направлениях, а именно:
- усиление и расширение масштабов глобального контроля за финансовыми рынками;
- содействие внедрению глобального подхода к оценке рисков;
- усиление легитимности глобальной финансовой архитектуры в направлении усиления координации действий и предупреждения кризисов;
- поиски ответа на вызовы ХХ1 столетия2.
Это видение является согласованной рамочной позицией ЕС относительно реформы мировой финансовой архитектуры.
В целом можно сделать вывод, что усилия ЕС как института сегодня направлены на повышение уровня координации антикризисных усилий стран-членов этого регионального интеграционного объединения, обеспечение общих подходов при реализации тех или других кратко-, средне- и долгосрочных мер на основе соответствующей регуляторной базы.
Во время кризиса ЕЦБ предпринял две экстраординарные меры. Во-первых, в октябре 2008 года он снизил требования к залогу, необходимому для проведения операций на денежном рынке, что привело к увеличению количества ценных бумаг в распоряжении банков, которые могли их использовать для получения денег центробанка из евросистемы. Во-вторых, в мае 2009 года ЕЦБ запустил программу приобретения обеспеченных облигаций (covered bonds) с безотлагательной оплатой.
Обеспеченные облигации - это ценные бумаги, выпущенные эмитентами в еврозоне, деноминированные в евро и обращающиеся в еврозоне1.
Самым важным аспектом этой программы является то, что она позволила евросистеме приобретать облигации на первичном рынке и таким способом прямо кредитовать национальные правительства. Хотя в рамках программы было приобретено ограниченное количество облигаций, а сама программа заканчивается в 2010 году, сам подход является серьезным отклонением от заложенного в договоре о ЕС принципа, согласно которому евросистема прямо не кредитует правительства. И если нынешняя мера будет использована как прецедент в будущем, то это приведет к эрозии независимости центрального банка от правительства2.
В то же время глобальный финансовый кризис вызвал интенсивные дискуссии относительно будущих направлений развития ЕС. И хотя эта проблема является предметом отдельного анализа, но учитывая ее важность, мы ограничимся коротким изложением предложений бывшего премьер-министра Бельгии Ги Верховстадта относительно того, как ЕС должен найти адекватный ответ на современные вызовы. По нашему мнению, видение современных проблем Евросоюза Ги Верховстадтом заслуживает внимания, поскольку многие из его мыслей отображают общие настроения в Европе (точнее в ЕС)3.
Исходный пункт рассуждений заключается в том, что экономика сегодня достаточно глобализирована, тогда
Глобальный финансовый кризис вызвал интенсивные дискуссии относительно
Будущих направлений развития ЕС.
В связи с этим следует назвать предложения бывшего премьер-министра Бельгии Ги Верховстадта, которые во многом отражают настроения в ЕС.
как надзор (контроль) за экономическими процессами остается фрагментарным и осуществляется преимущественно на национальном уровне. Другими словами, можно говорить об отсутствии политического контроля над глобальными экономическими процессами.
Во-вторых, внедрение евро в ЕС засвидетельствовало, что ответ на глобальный финансовый кризис следует искать не столько в форме каких-то чрезвычайных мероприятий, сколько в сфере структурных реформ, направленных на создание системы новых и обязательных для всех финансовых правил. Речь идет о создании широкомасштабных (трансграничных) механизмов контроля за экономическими процессами в разных сферах экономической и финансовой жизни.
В-третьих, в каждой валютной (монетарной) зоне должна быть создана система финансового и пруденциального надзора как полноценный партнер органов денежно-кредитной политики. В свою очередь, необходимо заключить соответствующие соглашения между разными валютными зонами с тем, чтобы мировая экономика получила единую систему глобального надзора или, по меньшей мере, единую сеть наблюдательных органов, которые жестко применяют единую систему одинаковых для всех правил. Понятно, что такие правила во многих аспектах также нуждаются в обновлении.
Дальше Ги Верховстадт излагает свое видение, как его идея может быть реализована в Европе. Для этого нужно провести три взаимосвязанные реформы, а именно:
1) следует создать единый финансовый регулятор для Европы, который войдет в состав глобальной сети регуляторов, деятельность которых определяется едиными и обязательными для всех стандартами;
2) нужно создать специальный институт (возможно, как подразделение Европейского центрального банка), который бы выдавал разрешения на операции межбанковского кредитования (рассматривал соответствующие заявки банков). По мнению Ги Верховстадта, такое решение имеет больше смысла с точки зрения возобновления доверия между банками и обеспечения рынка ликвидностью, чем предоставления масштабных государственных гарантий или создания "Европейского фонда финансовых интервенций";
3) необходимо сформировать правительство еврозоны, которое будет нести ответственность за реализацию политики социально-экономической конвергенции. Речь идет о конвергенции как о противоположности политике гармонизации. Такая конвергенция по своему содержанию должна быть процессом обеспечения того, чтобы развитие стран-членов ЕС или еврозоны происходило в соответствии с определенными параметрами с тем, чтобы в конечном итоге европейская экономика становилась более интегрированной и конкурентной.
Таким образом, Ги Верховстадт фактически аргументирует необходимость создания реальных наднациональных европейских исполнительных структур.
Мы считаем, что позиция Ги Верховстадта и другие предложения такого плана имеют одну общую черту - внедрение принципа интеграции функций регулирования соответствующих рынков на уровне ЕС с одновременным усилением регулирования и надзора как такового.
4.2. Глобальная координация антикризисных усилий: Большая двадцатка
Финансовый регионализм
"Переделанный" (перезагруженный) "Западный центризм"
Фрагментарный протекционизм
Трансформированный мультилатерализм
4.3. Международный валютный фонд и глобальный кризис
Усовершенствование условий кредитования
Создание так называемой гибкой кредитной линии (Flexible Credit Line)
Усиленные резервные кредиты, или кредиты "стенд-бай"