Важную роль в координации национальных экономических политик в части выработки общих подходов к решению тех или других проблем глобального характера играют такие организации как Большая восьмерка (0-8) и созданная ею в 1999 году так называемая Большая двадцатка (в-20) - группа двадцати министров финансов и руководителей центральных банков.
Ги Верховстадт фактически аргументирует необходимость создания реальных наднациональных европейских исполнительных структур.
Важную роль в координации национальных экономических политик в части выработки общих подходов к решению проблем глобального характера играют Большая восьмерка (0-8) и созданная ею в 1999 году так называемая Большая двадцатка (0-20) - группа двадцати министров финансов и руководителей центральных банков.
Специфика Большой восьмерки и Большой двадцатки заключается в том, что эти организации фактически являются форумом для обсуждения ключевых социально-экономических проблем и выработки соответствующих согласованных направлений их решения, которые потом реализуются как на национальном уровне, так и через международные экономические организации и структуры, членами которых являются страны Большой восьмерки и Большой двадцатки.
По нашему мнению, до этого времени наиболее весомыми остаются решения и договоренности стран Большой двадцатки, которые были приняты в ноябре 2008-го и в апреле 2009 года.
Встречу Большой двадцатки в ноябре 2008 года можно считать первым шагом в направлении создания будущей системы регулирования финансовой сферы. Участники договорились осуществить меры кратко- и долгосрочного плана с тем, чтобы внедрить пять принципов реформы финансовой системы. Речь идет о повышении уровня прозрачности и отчетности, усилении регулирования, содействии повышению добросовестности участников финансовых рынков и усилении международного сотрудничества. Перечень этих принципов и изложение содержания основных мероприятий приведен в таблице 18. Отметим лишь, что даже поверхностный анализ приведенных принципов и мероприятий дает возможность сделать вывод о том, что глобальный финансовый кризис заставил мировое сообщество глубоко переосмыслить роль государства в регулировании финансовых рынков и экономических процессов в целом. Результатом такого переосмысления стали действия, направленные на усиление интервенционистского подхода к регулированию.
Таблица18. Большая двадцатка:
общие принципы реформирования финансовых рынков и шаги в этом направлении (ноябрь 2008 года)
Общий принцип реформирования | Срочные меры до 31 марта 2009 года | Среднесрочные меры |
Усиление прозрачности и отчетности: Повысить требования относительно раскрытия информации о сложных финансовых продуктах и создать стимулы, которые бы вынуждали рыночных агентов не брать на себя излишние риски | Усилить управление процессом раскрытия информации относительно оценки сложных, неликвидных ценных бумаг Усилить роль и деятельность органов, которые определяют международные бухгалтерские стандарты. Оценить лучшие практики деятельности частного бизнеса в сфере создания пула ресурсов и/или хедж-фондов | Создать единый висо-кокачественный глобальный стандарт бухгалтерского учета. Обеспечить более тесное сотрудничество между регуляторами, органами, которые осуществляют надзор и устанавливают стандарты, и частным сектором с целью обеспечения последовательного внедрения стандартов и их соблюдения. Усилить требования относительно раскрытия финансовыми институтами информации относительно рисков, включая внебалансовые операции |
Усиление регулирования: Усилить регуляторные режимы, пруденциальный надзор и управление рисками | Регуляторные режимы: пересмотреть их с целью выявления процикличности, в том числе на предмет выявления каналов, через которые оценки, заемные средства, банковский капитал, выплаты менеджменту и резервы на случай потерь усиливают цикличность. Пруденциальный надзор: усилить международные стандарты и минимизировать конфликты, связанные с деятельностью рейтинговых агентств; обеспечить наличие достаточного | Регуляторные режимы: реализовать программу оценки финансового сектора с целью создания условий, при которых деятельность всех системно важных институтов подпадала бы под адекватное регулирование. Пруденциальный надзор: регистрировать рейтинговые агентства; создать надежные международные правила управления банковской ликвидностью и интервенций со стороны центральных банков |
Продолжение таблицы 18
Общий принцип реформирования | Срочные меры до 31 марта 2009 года | Среднесрочные меры |
капитала, ускорить внедрение централизованного управления рисками. Управление рисками: пересмотреть систему управления банковскими рисками и внутрибанковского контроля, в частности в части, относящейся к рискам ликвидности и рискам контрагентов, стресс-тестирования, оптимизации системы стимулов и развития структурированных продуктов | Управление рисками: осуществлять мониторинг существенных колебаний цен активов и их последствий для общего состояния экономики финансовой системы | |
Содействие повышению добросовестности участников финансовых рынков: Защищать добросовестность и содействовать обмену информацией | Усилить взаимодействие между регуляторами на региональ-ном/междунар одном уровне. Содействовать обмену информацией относительно угроз для стабильности рынков; содействовать разработке правовых инструментов противодействия таким угрозам. Пересмотреть правила делового поведения с целью защиты рынков и инвесторов от манипуляций на рынках злоупотреблений | Осуществить защитные меры против тех юрисдикций, которые отказываются от сотрудничества и/или характеризуются непрозрачностью, что порождает системные риски. Продолжать борьбу с отмыванием денег и финансированием терроризма |
Усиление международного сотрудничества: Разработать целостные глобальные нормы и правила | Создать наблюдательные коллегии для контроля над деятельностью всех основных международных институтов с целью усиления надзора. Усилить трансграничные процедуры кризисного менеджмента и проводить соответс-вующие тренировки | Собрать информацию относительно конвергенции практики регулирования(например, бухгалтерские стандарты). Осуществить временные меры по восстановлению стабильности и доверия таким образом, чтобы избежать существенных искривлений экономических пропорций |
Окончание таблицы 18
Общий принцип реформирования | Срочные меры до 31 марта 2009 года | Среднесрочные меры |
Реформирование международных финансовых институтов: Содействовать реформе Бреттон- Вудских институтов с целью отображения нового соотношения сил на мировой экономической арене | Привлечь страны с рыночной экономикой в процессе становле- ния (emerging economies) к работе форума финансовой стабильности. Усилить взаимодей- ствие МВФ и Форума финансовой стабильности соответственно в сфере мониторинга и установления стандартов. Пересмотреть нормативы адекватности капитала банков раз- вития. Пересмотреть пути восстановления доступа стран с рыночной экономикой в процессе становления к кредитным ресурсам и получению частного капитала | Комплексно реформи- ровать Бреттон-Вудские институты с целью отображения нового соотношения сил на мировой экономической арене и более эффективного реагирования на будущие вызовы. МВФ должен осуществить анализ состояния экономик всех стран. Разработать для стран с рыночной экономикой в процессе станов- ления (emerging economies) программы развития институционального потенциала системы эффективно- го регулирования |
Важным этапом определения направлений реформирования системы финансового регулирования стала встреча в формате Большой двадцатки, которая проходила 2 апреля 2009 года в Лондоне. Ведь именно на ней было принято несколько принципиально важных решений относительно финансовой системы, которые стоит назвать и прокомментировать отдельно1.
Во-первых, предложено создать новую структуру - Совет финансовой стабильности (Financial Stability Board). Эта структура будет иметь более сильный мандат
Важным этапом определения направлений реформирования системы финансового регулирования стала встреча в формате Большой двадцатки
2 апреля2009 года, на которой было принято несколько принципиально важныхрешений относительно финансовой системы.
Было предложено создать новую структуру - Совет финансовой стабильности. Эта структура будет иметь более сильный мандат и заменит Форум финансовой стабильности. В его состав войдут все члены Большой двадцатки, члены Форума финансовой стабильности, Испания и Еврокомиссия.
и заменит Форум финансовой стабильности (Financial Stability Forum). В состав Совета войдут все члены Большой двадцатки, члены Форума финансовой стабильности, Испания и Еврокомиссия.
Этот Совет рассматривается как международный механизм, с помощью которого национальные правительства, органы, которые определяют стандарты финансовой деятельности, и международные финансовые институты будут решать проблемы стабильности глобальной финансовой системы путем разработки и внедрения эффективной политики в сфере контроля и надзора.
Речь фактически идет о создании нового регулятора, который должен мониторить потенциальные экономические риски, особенно те, которые связаны с функционированием больших компаний и заблаговременно предупреждать о возникновении возможных проблем. В случае возникновения угроз глобальной финансовой системе Совет будет информировать о таких угрозах министров финансов Большой двадцатки, МВФ и руководителей центральных банков.
Среди функций, которые возлагаются на новую структуру, следует назвать:
а) мониторинг экономических процессов и разработка на его основе рекомендаций относительно регуляторной политики;
б) рекомендации относительно внедрения наилучших практик соблюдения регуляторных стандартов и мониторинг в этой сфере;
в) осуществление общих стратегических обзоров политики международных органов, которые занимаются разработкой финансовых стандартов, с тем, чтобы их деятельность обеспечивала своевременное, согласованное и целенаправленное решение приоритетных задач и неурегулированных проблем;
г) определение направлений деятельности и приоритетов создания так называемых наблюдательных коллегий (supervisory colleges);
д) руководство подготовкой планов действий как части трансграничного антикризисного менеджмента на случай возникновения проблем в деятельности так называемых системно важных компаний1.
Во-вторых, признано за целесообразное реструктуризировать регуляторные системы таким образом, чтобы правительства и органы власти могли адекватно идентифицировать и учитывать так называемые макро-пруденциальные риски.
В-третьих, принято решение о распространении регулирования и надзора на все так называемые системно важные финансовые институты, инструменты и рынки. Впервые к этому перечню добавлены системно важные хедж-фонды.
В-четвертых, участники встречи Большой двадцатки решили согласовать и установить новые жесткие принципы Форума финансовой стабильности относительно выплат и вознаграждений, поддержать внедрение рациональных схем выплаты компенсаций и социальной корпоративной ответственности всех компаний.
В-пятых, после завершения кризиса и возобновления экономической активности решено осуществить шаги, направленные на повышение качества, величины и международной адекватности капитала банковской системы.
При этом следует отметить, что в этой связи участники приняли принципиальное решение о том, что в будущем регулирование финансовой деятельности должно быть направлено на предупреждение избыточных
Принципиально важным является решение о том, что в будущем регулирование финансовой деятельности должно быть направлено на предупреждение избыточных заимствований (использование заемных средств).
Участники заявили о своих намерениях не только применять санкции с целью защиты государственных финансов и финансовых систем, но и о том, что эра банковской секретности закончилась.
заимствований (использование заемных средств) и содержать требования относительно создания финансовых резервов во времена высокой экономической активности.
В-шестых, участники согласились принимать меры против тех юрисдикций (стран), которые отказываются от сотрудничества по данным вопросам, причем это касается и так называемых налоговых гаваней.
В этой связи очень важно отметить, что участники заявили о своих твердых намерениях не только применять санкции с целью защиты государственных финансов и финансовых систем, но и о том, что эра банковской секретности закончилась. Последняя фраза свидетельствует о готовности существенно усовершенствовать механизмы и процедуры обмена информацией, которая касается уплаты налогов.
В-седьмых, Большая двадцатка обратилась ко всем органам, которые занимаются определением стандартов бухгалтерской отчетности, с призывом срочно начать работу совместно с органами регулирования и надзора, направленную на усовершенствование стандартов оценки и формирования резервов для покрытия кредитных рисков и в конечном счете на создание единой системы высококачественных глобальных стандартов бухгалтерского учета.
В-восьмых, важным решением является распространение регуляторного надзора и регулирования на кредитные рейтинговые агентства с тем, чтобы обеспечить соблюдение ими международного кодекса добросовестной практики и, в частности, предупреждения неприемлемого конфликта интересов.
Заявленные намерения являются достаточно амбициозными, и их реализация будет очень непростой. Но вместе с тем такие изменения объективно необходимы.
Очевидно, что видение реформирования мировой валютно-финансовой системы во многом будет определяться особенностями ее развития в будущем.
По нашему мнению, весьма интересной является оценка возможных направлений такого развития участниками Всемирного экономического форума в Давосе в 2009 году1.
"Переделанный" (перезагруженный) "Западный центризм"
Фрагментарный протекционизм
Трансформированный мультилатерализм
4.3. Международный валютный фонд и глобальный кризис
Усовершенствование условий кредитования
Создание так называемой гибкой кредитной линии (Flexible Credit Line)
Усиленные резервные кредиты, или кредиты "стенд-бай"
Удвоение лимитов кредитования
Упрощение структуры расходов и условий расчетов за кредитом