Причинами кризиса стала сложная комбинация факторов макро- и микроуровней. Их анализ следует осуществлять в тесной увязке с переосмыслением роли и форматов экономической политики государства в условиях глобализации.
Кризис заставляет переосмыслить взаимосвязь между макроэкономической динамикой и финансовым сектором в широком смысле этого слова
7.1. Макроэкономическая политика: что показал кризис
Современный кризис поставил вопрос о переосмыслении роли государства в экономике, о чем уже упоминалось ранее.
По моему мнению, речь идет о поиске ответов на целый ряд вполне конкретных вопросов.
1. Как взаимосвязаны между собой макроэкономика и финансовый сектор в широком смысле этого слова. Если говорить более конкретно, то как риски и проблемы, накапливаемые в финансовом секторе, трансформируются в макроэкономические проблемы (шоки). Ответ на этот вопрос даст возможность качественно улучшить соответствующую политику государства. При наличии тесных и вполне конкретных взаимосвязей между макроэкономическими характеристиками и состоянием финансового сектора можно говорить об особой макрофинансовой политике или реализации макрофинансовых целей.
2. Практически все пакеты финансовых стимулов и планы антикризисных мероприятий "идеологически"
базировались на предпосылке, что финансовая система является общественным благом. Если допустить, что мы имеем дело пусть с необычным, но все-таки общественным благом строго в экономическом смысле (хотя такое утверждение нуждается в специальном анализе), то тогда возникает вопрос о роли государства в его предоставлении обществу. Кстати, общественное благо в классическом смысле обладает следующими характеристиками.
Насколько эти характеристики применимы к финансовой системе?
Вставка 2
Общественное благо в экономической теории
Общественные блага - блага, к которым имеют доступ все индивиды. К общественным благам относятся: оборона, бесплатное образование, общедоступное посещение парков, музеев и т. п. В противоположность частным благам общественное благо обладает следующими свойствами: неисключаемость - невозможно лишить потребителя пользоваться данным благом, даже по его собственному желанию; неделимость - индивид не может сам выбрать объем потребления блага; неконкурентность - с увеличением числа потребителей блага уровень потребления каждого из них не уменьшается.
Эти характеристики не позволяют назначать плату за общественные блага, вследствие чего частный сектор оказывается не заинтересованным в финансировании их производства. Различают общенациональные и местные (локальные) общественные блага.
Очевидно, что кризис объективно поставил вопрос о переоценке целей и инструментов макроэкономической политики в современных условиях.
3. Весьма важным вопросом, который возникает в связи с масштабной государственной поддержкой частного сектора во время современного кризиса, а должно ли государство (общество) платить за ошибки частного сектора. Этот вопрос тесно связан с предыдущим. И если мы отвечаем на вопрос положительно, то тогда возникает следующая проблема: при каких условиях, сколько и на каких условиях (принципах).
4. Очевидно, что кризис поставил вопрос об эффективности регулирования государством социально-экономических процессов в современных условиях. Речь идет прежде всего о регулировании финансового сектора. По-видимому, в концептуальном плане речь идет о трех основных моментах: уровне унификации принципов, методов и инструментов регулирования; формировании эффективного трансграничного компонента регулирования; новых стандартах прозрачности.
5. В связи с отмеченными ранее моментами можно поставить вопрос о появлении новой модели регулирования, которую можно назвать "консенсусным" регулированием. Примером практического использования "консенсусного" подхода является так называемая Венская инициатива 2009 года.
Современный глобальный финансовый кризис поставил на повестку дня вопрос о содержании национальной макроэкономической политики. Если отвлечься от частностей, то сегодня, прежде всего, обсуждаются следующие проблемы.
Во-первых, почему не были услышаны предупреждения относительно возникновения и нарастания проблем, которые в конечном итоге привели к современному кризису. Ретроспективно такие объяснения имеются, причем с каждым из них вполне можно согласиться. Однако пока отсутствует понимание того, как чисто на практическом уровне создать систему раннего обнаружения проблем, развитие которых неминуемо ведет к кризису. Очевидно, что реализация такой цели требует серьезного теоретического анализа взаимодействия макроэкономической сферы и финансового сектора в широком смысле этого слова.
Во-вторых, кризис серьезно активизировал обсуждение вопроса о том, какими же должны быть цели макроэкономической политики сегодня. По мнению экспертов МВФ, двумя целями такой политики по-прежнему остаются поддержание выпуска продукции на уровне, близком к его потенциалу, а также обеспечение низких стабильных темпов инфляции. При этом обуздание инфляции остается главной обязанностью центральных банков1.
В этой связи отметим, что нынешний кризис поставил вопрос о том, как можно в современных условиях эффективно реализовать эти цели. И это третья проблема, которая сегодня вызывает достаточно жесткие дискуссии, ведь соответствующие рекомендации должны быть такими, чтобы их можно было применить к условиям разных стран - стран с развитой экономикой, стран с формирующимся рынком и развивающихся стран.
Очевидно, что макроэкономическая политика сегодня должна учитывать поведение не только традиционных переменных, но и другие индикаторы (например, структуру выпуска продукции, динамику цен на активы, долю заемных средств (леверидж) у различных экономических агентов, и т. д.). Речь идет о том, чтобы научиться правильно сочетать традиционные инструменты денежно-кредитной политики со средствами регулирования
Кризис серьезно активизировал обсуждение вопроса о том, какими же должны быть цели макроэкономической политики сегодня.
и разработать более эффективные автоматические стабилизаторы налогово-бюджетной политики1.
Вставка 3
Финансовая стабильность
Финансовую стабильность можно определить как состояние, при котором финансовая система, состоящая из финансовых посредников, рынков и рыночных инфраструктур, способна выдержать шоки, тем самым снижая вероятность сбоев в процессе финансового посредничества, причем такие сбои являются достаточно серьезными, чтобы значительно ухудшить распределение сбережений между выгодными инвестиционными возможностями. Три составных части финансовой системы:
o финансовые посредники - банки, страховые компании и другие институциональные инвесторы, которые направляют средства тех, кто готов вкладывать средства / предоставлять займы, тем, кто хочет получить займ;
o финансовые рынки, где встречаются кредиторы и заемщики (денежные рынки, фондовые биржи);
o инфраструктура финансовых рынков, посредством которой деньги и финансовые активы перемещаются между покупателями и продавцами (платежные системы, системы расчетов по операциям с ценными бумагами).
Финансовую систему можно назвать стабильной, если она имеет три ключевые характеристики:
во-первых, финансовая система должна быть способна эффективно и беспрепятственно перемещать ресурсы от владельцев сбережений к инвесторам;
во-вторых, финансовые риски должны быть адекватно определены и достаточно разумно оценены, при этом также необходимо хорошо управлять рисками;
в-третьих, финансовая система должна быть в таком состоянии, чтобы относительно комфортно переносить разного рода неожиданности и потрясения, возникающие в финансовой сфере и секторе реальной экономики.
Если какая-либо одна или совокупность названных характеристик отсутствует, то вполне вероятно, что финансовая система становится все менее стабильной и в определенный момент может стать нестабильной.
Таким образом, обеспечение финансовой стабильности требует выявления основных источников риска и уязвимости, в частности таких, как неэффективное распределение финансовых ресурсов, неправильное определение цены или неэффективное управление финансовыми рисками. Такое определение рисков и точек уязвимости просто необходимо для того, чтобы мониторинг финансовой стабильности был направлен на выявление будущих проблем: неэффективное распределение капитала или недостатки ценообразования и управление рисками могут, если они являются причиной уязвимости, подорвать будущую стабильность финансовой системы и, в свою очередь, будущую экономическую стабильность.
Общественное благо в экономической теории
Финансовая стабильность
7.2. Системные риски как объект регулирования
Системный риск
Системный риск и экономическая политика
7.3. Финансовое регулирование: от микро- к макроподходу
7.4. Кризис в Греции как новый вызов
Долговой кризис в Греции: уроки для еврозоны
Глава 8. Уроки кризиса