1. Предотвращение кризиса с тем, чтобы он не повторился в будущем. Это предполагает коллективное мнение о причинах кризиса и о том, как изменения в системе макроэкономической и регуляторной политики и надзора могут предотвратить повторение кризисных явлений. Политика, направленная на стимулирование потенциального роста и повышение конкурентоспособности, также способствует повышению устойчивости к кризисным явлениям в будущем.
Контроль за ходом кризиса и смягчение его воздействия
2. Контроль за ходом кризиса и смягчение его воздействия
Это предполагает минимизацию негативных эффектов путем предотвращения системных дефолтов или сдерживания падения производства, облегчение социального бремени рецессии. Главной целью политики на данном этапе является стабилизация финансовой системы и реальной экономики в краткосрочном плане. Такие действия должны быть скоординированы в масштабах ЕС с тем, чтобы обеспечить правильный баланс между национальными приоритетами и побочными эффектами, влияющими на другие страны ЕС.
Разрешение кризиса
3. Разрешение кризиса. Речь идет о завершении кризиса, когда системные риски минимизированы, а интересы потребителей защищены с минимальными затратами для налогоплательщика. Это требует сворачивания временных мер поддержки, а также действий, направленных на восстановление устойчивого роста и фискального равновесия. Такие меры, среди прочего, предусматривают восстановление банковских балансов, реструктуризацию сектора и упорядоченный выход из режима чрезвычайной политики. Упорядоченный выход из режима экспансионистской макроэкономической политики также является важной частью разрешения кризиса1.
Подходы МВФ к выработке стратегии выхода приведены в таблице 24.
Таблица 24. Стратегия выхода: взгляд МВФ
Элементы стратегии | Содержание |
Общий подход | Стратегии должны быть внутренне согласованными и заслуживающими доверия. Чтобы быть эффективными, стратегии должны быть гибкими, базироваться на рыночных принципах, скоординированными между всеми органами, принимающими решения. Такие стратегии должны быть максимально публичными с учетом сохраняющейся неопределенности внутренней и внешней экономической среды. Время, скорость и способ реализации стратегии выхода определяются состоянием экономики и финансовой системы. При этом синхронизация реализации стратегий между развитыми странами и странами с формирующейся рыночной экономикой не является возможной или желательной. Ключевой вызов заключается в том, чтобы не свернуть политику стимулирования преждевременно, поставив тем самым под угрозу восстановление экономики. Но при этом государству нельзя слишком долго вмешиваться в экономику, поскольку такие интервенции искажают рыночные стимулы и порождают макроэкономические риски. По мнению МВФ, в развитых странах отдельные фискальные и монетарные стимулы могут сохраняться и в 2010 году, тогда как их сворачивание может начаться в 2011-м, если ситуации будут развиваться в соответствии с ожиданиями. В отдельных странах с формирующейся рыночной экономикой и развивающихся странах процесс выхода из режима чрезвычайной экономической политики уже начался. |
Продолжение таблицы 24
Элементы стратегии | Содержание |
Общий подход | По мнению МВФ, обеспечение фискальной стабильности является ключевым приоритетом, причем очень важно начать финансовую консолидацию тогда, когда проявятся признаки устойчивого экономического подъема. Когда стратегия фискальной консолидации определена, монетарная политика может более гибко реагировать на возникающие макроэкономические условия. В развитых экономиках с низкими темпами восстановления и высокой безработицей монетарная политика должна оставаться гибкой на протяжении длительного периода времени, до тех пор, пока ценовое давление остается незначительным. В ряде стран с формирующейся рыночной экономикой, где проявляются признаки роста инфляции и появления финансовых проблем, денежно-кредитная политика должна быть ужесточена в относительно короткие сроки, что, в свою очередь, может привести к фискальной консолидации. Взаимосвязи между фискальной, денежно-кредитной и финансовой политикой требуют особого внимания при разработке соответствующего сочетания мер и последовательности шагов при реализации стратегий выхода. |
Сворачивание мер фискальной поддержки, реализация мер, направленных на фискальную консолидацию в долгосрочной перспективе | Поскольку наиболее сложной задачей является восстановление, в целом МВФ считает, что среднесрочная стратегия снижения долговой нагрузки до кризисного уровня должна быть опубликована заранее с тем, чтобы успокоить рынки относительно намерений и обязательств политиков. Сворачивание мер поддержки дискреционного характера - это только первый шаг. Восстановление экономического равновесия потребует более сложных реформ, особенно в части государственных расходов с тем, чтобы улучшить первичный структурный баланс на стабильной основе. Поэтому МВФ рассматривает кризис как возможность проведения необходимых реформ, включая выплаты, связанные с достижением определенного возраста, и приватизацию. При этом особенно подчеркивается, что институциональные реформы и те изменения, которые имеют долгосрочное влияние на расходы и доходы, могут быть начаты уже сегодня в той мере, в какой они не "мешают" экономическому восстановлению в краткосрочном плане. Понятно, что такие реформы должны быть дополнены шагами, направленными на обеспечение экономического роста. |
Продолжение таблицы 24
Элементы стратегии | Содержание |
Выход из режима чрезвычайной монетарной политики | По мнению МВФ, центральные банки имеют инструменты с тем, чтобы выйти из режима чрезвычайной монетарной политики, причем конкретное содержание и последовательность шагов должны варьироваться в зависимости от обстоятельств. Борясь с кризисом, центральные банки применили широкий круг во многом беспрецедентных мер, что привело к исторически низким процентным ставкам и серьезным изменениям балансов. В целом МВФ считает, что необходимо повышение процентных ставок с целью обеспечения ценовой стабильности в качестве предварительного условия сворачивания чрезвычайных мер. Очень важно сохранить независимость центрального банка после сворачивания чрезвычайных мер. Это объясняется потенциальным риском того, что фискальная корректировка может создать давление на центральные банки в плане смягчения их политики в области ценовой стабильности, что подорвет доверие к политике в целом. |
Сворачивание антикризисных мер в финансовой сфере | МВФ поддерживает мнение, что для укрепления доверия рынка поддержка финансового сектора должна сворачиваться гибко и постепенно, учитывая возможные финансовые издержки и "моральные риски". Для этого следует использовать меры со встроенными рыночными стимулами и продуманным установлением дат прекращения тех или иных мер поддержки. Снижение тех или иных рисков в будущем требует как создания новой системы регулирования и надзора, так и добавочного капитала. |
Международные взаимосвязи | МВФ считает, что координация экономической политики и регулярный обмен информацией между странами относительно планов и конкретных направлений финансовой политики являются весьма желательными для предотвращения появления дестабилизирующих побочных эффектов и получения лучших результатов. При этом следует уделять должное внимание наиболее уязвимой группе стран. Сворачивание чрезвычайных финансовых мер и изменение финансового регулирования должны согласовываться между странами, которые имеют сильные финансовые взаимосвязи. По мнению МВФ, некоторые страны с формирующейся рыночной экономикой должны будут разработать специальную политику реагирования на большой приток капитала. Содержание политики будет зависеть от индивидуальных особенностей различных стран и может включать некоторые ужесточения бюджетной |
Окончание таблицы 24.
Элементы стратегии | Содержание |
Междунар одные взаимосвязи | политики, ревальвацию национальной валюты или большую гибкость макропруденциальной политики, направленной на предотвращение появления новых ценовых пузырей цен на активы и, наконец, когда это необходимо, тщательно продуманный временный контроль за движением капитала. |
Роль МВФ | Кроме непосредственной поддержки стран-членов, МВФ должен всячески содействовать слаженности соответствующих действий на международном уровне путем тщательного мониторинга процесса выхода и возможности проявления побочных эффектов, как составной части двух- и многосторонней мониторинговой деятельности. Эти шаги будут предприниматься наряду с другими мерами по обеспечению среднесрочной координации политики наиболее крупных стран. |
Что касается приоритетов такой посткризисной политики, то, по нашему мнению, следует уделить особое внимание проблеме государственного долга и плохих
активов.
Вставка 1
Разрешение кризиса
Долги и экономика: три вызова в интерпретации МВФ
Глава 7. Экономическая политика в посткризисном мире
7.1. Макроэкономическая политика: что показал кризис
Общественное благо в экономической теории
Финансовая стабильность
7.2. Системные риски как объект регулирования
Системный риск
Системный риск и экономическая политика