Теоретический анализ природы, форм и механизмов проявления системного риска имеет чисто практическое значение для выработки экономической политики. Однако при этом возникает целый ряд проблем и моментов, на которые следует обратить особое внимание.
Во-первых, хотя содержание самой концепции "системного риска" является достаточно очевидным и теоретически разработанным, но при этом отсутствует консенсус между экспертами и регуляторами относительно ее (концепции) практического применения. Речь идет, прежде всего, о подходах к измерению системного риска и способах такого измерения. Понятно, что в этом направлении сегодня ведется интенсивная работа, однако пока еще рано говорить о том, что методики оценки уже выработаны и можно оценить преимущества и недостатки разных подходов к практическому решению данной проблемы.
Во-вторых, более глубокое понимание взаимосвязей между рынками, валютами и странами, равно как и более четкое определение "местонахождения" риска в финансовой системе, является весьма полезным для тех органов государственной власти, которые занимаются мониторингом системных рисков. Понятно, что наличие более полной информации такого рода даст возможность действовать более решительно тогда, когда появятся признаки накопления системных рисков.
Очевидно, что жесткие регуляторные действия проще обосновать достоверными данными, чем подозрениями о наличии угрозы для финансовой стабильности.
В-третьих, мониторинг рисков требует быстрого доступа к подробным данным о деятельности финансовых учреждений и функционировании рынков внутри страны и за рубежом. По ряду причин - включая и законодательно установленные правила доступа к необходимой для надзора информации; ограничения на раскрытие информации относительно некоторых рынков/продуктов (в частности, структурированных продуктов); трудности в сборе информации о деятельности небанковских посредников (в том числе инвестиционных банков, страховых компаний и хедж-фондов); и неизбежное запаздывание отчетности - представляется маловероятным, что такие информационные барьеры могут быть преодолены достаточно быстро. Таким образом, на практике пройдет какое-то время, прежде чем механизм мониторинга системных рисков сможет эффективно функционировать на европейском уровне.
В-четвертых, отмеченные выше проблемы не означают, что техническая работа по измерению и мониторингу системных рисков должна быть приостановлена. Скорее есть основания полагать, что движение не будет быстрым. Поскольку задачи, стоящие сегодня на повестке дня, являются достаточно масштабными и требуют для своего решения много времени, очень важно избежать ненужных задержек: работа должна начинаться как можно раньше и импульс должен быть сохранен.
В-пятых, хотя ответственность за наблюдение за финансовой стабильностью и раннее предупреждение, в первую очередь, ложится на национальные органы, однако финансовая система по самой своей сути является международной. Вот почему возникает очевидная потребность международного сотрудничества и координации действий в сфере финансового мониторинга, регулирования и надзора.
Проблемам системного риска посвящены многие работы, при этом разные определения содержания категории "системный риск" являются достаточно близкими.
Следует отметить, что сама концепция системного риска не является новой. Однако в современных условиях появились новые направления его изучения, которые имеют весьма важный прикладной характер.
Проблемам анализа системного риска посвящены многие работы1. По нашему мнению, весьма удачным является выделение трех основных видов системного риска, предложенное экспертами Европейского центрального банка2. Такой подход позволяет весьма наглядно показать многообразную природу системного риска и основные сферы его возникновения. Речь идет о риске "заражения" (распространения кризисных явлений по всей системе), риске макроэкономических шоков (то есть одновременных потрясениях, поражающих экономическую систему как таковую) и риске проявления дисбалансов, которые накапливаются в течение определенного времени. Эти три вида риска не являются взаимоисключающими и могут материализоваться как по отдельности, так и в определенной комбинации.
Риск "заражения" имеет место тогда, когда определенная (специфическая) проблема, как правило, последовательно поражает разные финансовые институты или рынки. Примером такого риска может быть ситуация, когда неплатежеспособность одного банка провоцирует банкротство другого, хотя поначалу
этот второй банк мог считаться платежеспособным. Вторая форма системных рисков относится к широко распространенным экзогенным шокам, которые одновременно негативно влияют на целый ряд посредников и/или рынков. Например, было отмечено, что банки становятся уязвимыми тогда, когда происходят экономические спады. Третий вид системных рисков относится к эндогенному наращиванию масштабных дисбалансов в финансовых системах в течение определенного времени, как это происходит в период кредитного бума. Последующее (вызванное эндогенными или экзогенными факторами) накопление дисбалансов может одновременно негативно повлиять на многих посредников и/или рынки. Две последние формы системных рисков особенно важны в связи с процик-личностью функционирования финансовой системы, хотя при этом риск "заражения" также может сыграть определенную роль.
Очевидно, что теоретические и практические аспекты системного риска требуют дальнейшего изучения. Среди перспективных направлений такой работы сегодня называют четкую дифференциацию разных видов рисков, прежде всего в эмпирическом анализе. Очевидно, что существующие сегодня макроэкономические модели не отражают соответствующих аспектов финансовой стабильности. Во-вторых, теоретические исследования должны быть сфокусированы на определении как источников, так и механизмов накопления широко распространенных (типичных) дисбалансов. В этой связи, например, следует обратить внимание на выработку адекватных методов оценивания позитивных сторон финансовых инноваций и связанные с ними из-держки1. В-третьих, необходимо усилить исследования системного значения отдельных небанковских финансовых посредников, моделей банковских операций и т. д. В-четвертых, кризис засвидетельствовал необходимость интенсификации теоретического и прикладного анализа таких проблем, как сравнительные выгоды и риски биржевой и внебиржевой торговли, роль дери-вативов, функционирование деривативов, с тем, чтобы повысить эффективность макропруденциального регулирования.
Практически все проблемы, которые в своей совокупности привели к глобальным финансовым потрясениям, были известны, в том числе и финансовым регуляторам, до кризиса.
Сегодня на повестке дня стоит вопрос о том, как следует изменить систему регулирования финансового сектора.
7.4. Кризис в Греции как новый вызов
Долговой кризис в Греции: уроки для еврозоны
Глава 8. Уроки кризиса
8.1. Понимание опасности кризиса: ретроспективный взгляд
1. Международный валютный фонд
2. Банк международных расчетов
3. Форум финансовой стабильности
4. Банк Англии
5. Офис Контролера денежного обращения (США)