Мировая экономика: глобальный финансовый кризис - Бураковский И.В. - 11.2. Зарубежный опыт использования различных организационных форм накопления капитала

Развитие экономик разных стран мира свидетельствует о том, что одной из главных проблем в условиях кризиса является накопление капитала. Влияние определяющих составных частей кризисной экономики ставит под сомнение возможности накопления капитала с помощью обычных "некризисных" средств. Вместе с тем даже во времена кризиса следует внимательно относиться к имеющимся инструментам привлечения капитала.

В течение времени, которое предшествовало мировому финансовому кризису 2008-2009 годов, в мире происходили достаточно позитивные процессы поступле-

ния инвестиций и кредитов. Тридцать самых крупных развивающихся стран получили в 2007 году 782 млрд долларов частных инвестиций и кредитов1.

По подсчетам Института международных финансов (ИБ), поступления частного капитала в страны, которые развиваются, выросли в 2007 году на 37%. Прямые инвестиции, полученные 30 самыми крупными развивающимися экономиками, выросли в 1,5 раза, ссуды от банков - на 26%.

Экономики, которые растут, оказались более щедрыми инвесторами: их международные резервы выросли на 950 млрд долларов - до 3,7 трлн долларов, что превышает их совокупный долг. Развивающиеся страны инвестировали за год 1,35 млрд долларов, став весомым источником капитала для западных банков.

Характеристики крупнейших мировых инвесторов капитала по состоянию на середину 2009 года представлены в таблице 30.

Таблица 30. Крупнейшие мировые инвесторы, трлн долларов

Активы

Пассивы

Чистая инвестиционная позиция

США

19,89

23,36

-3,47

Великобритания

10,32

10,19

0,13

Германия

7,0

6,06

0,94

Франция

6,32

6,28

0,04

Япония

5,74

3,23

2,49

Китай

2,92

1,4

1,52

Гонконг

2,27

1,65

0,62

Именно кризисное развитие экономики выступало как толчок для поиска новых нетрадиционных путей накопления капитала для его последующего инвестирования.

Именно кризисное развитие экономики выступало как толчок для поиска новых нетрадиционных путей накопления капитала для его последующего инвестирования. Аналогичным способом происходит также поиск возможностей для привлечения инвестиций, которые имеют иностранное происхождение.

Внутренние формы накопления капитала связаны преимущественно с негосударственным микроуровнем и характеризуются соответствующими организационными структурами.

Традиционной институционной формой накопления капитала являются банковские учреждения. В условиях развития кризиса ведущую роль приобретают специализированные банковские учреждения.

Страны с переходной экономикой имеют опыт использования такой организационной структуры, как банки развития развивающихся стран. Их возникновение было связано именно с отсутствием необходимых объемов капитала для осуществления инвестиций в национальную экономику, а главной целью создания было решение проблемы накопления капитала. Эти банки представляют собой специализированные полугосударственные инвестиционные учреждения, которые занимаются долгосрочным кредитованием промышленности, сельского хозяйства, строительства и других отраслей. При развитости национального рынка ценных бумаг банки осуществляют покупку-продажу ценных бумаг как на фондовом рынке, так и за его пределами.

В отличие от коммерческих банков банки развития не принимают депозиты вкладчиков, не осуществляют расчетных и платежных операций и не осуществляют краткосрочного кредитования. В течение последних пятнадцати лет в странах, которые развиваются, действовало около 300 банков такого типа и их филиалов. Чаще всего по форме создания ведущая роль в банке принадлежит государству, и только в ряде стран Латинской Америки частные учреждения долгосрочного кредитования возникли и начали функционировать раньше государственных. Как правило, владельцем акций банка развития является центральный банк страны, который является также гарантом его обязательств. Если банки развития являются полугосударственными или собственностью частного капитала, они чаще имеют ограниченный круг акционеров или не являются государственными обществами.

Наряду с долгосрочным кредитованием банки развития принимают участие в акционерном капитале создаваемых предприятий, гарантируют акции и ценные бумаги, которые выпускаются, а также кредиты и ссуды, предоставляемые им из других источников. В частности банки развития рефинансируют кредиты, которые предоставляются коммерческими банками на развитие отраслей с долгим циклом освоения капиталовложений; изучают финансовые возможности практической реализации технических проектов и определяют их рентабельность; осуществляют расчеты, принимают участие в руководстве создаваемых предприятий, берут на себя часть руководящих функций.

Пассивы банков развития в большей степени формируются за счет государственных ресурсов, а также внешних источников ссуд Всемирного банка, Международной финансовой корпорации и других международных учреждений, в том числе региональных банков. В странах, где преобладает государственный сектор экономики, банки развития связаны с осуществлением общегосударственных программ и имеют определенное доминирующее положение в стране. Например, Банк развития Алжира в 1970-х годах своими кредитами покрывал до 30% всех вложений в основной капитал и

Страны с переходной экономикой имеют опыт использования такой организационной структуры, как банки развития развивающихся стран. Их возникновение связано именно с отсутствием необходимых объемов капитала для осуществления инвестиций в национальную экономику, а главной целью создания было решение проблемы накопления капитала.

Удельный вес кредитов банков развития и аналогичных институтов в общем объеме внутренних ссуд и кредитов колеблется от 5 до 30%, причем максимальная величина характерна в основном для самых больших и развитых стран.

обеспечивал до 20% совокупного объема банковских кредитов в стране. В странах, где государственный сектор не доминирует, банки развития осуществляют экономическое стимулирование частного предпринимательства. При этом следует отметить, что если в начале объекты финансируются за счет бюджетных субсидий и кредитов, то потом такие объекты передаются в частный сектор. В случаях, когда созданное предприятие невозможно передать в частный сектор, оно остается на балансе банка, который выступает как холдинг-компания.

Удельный вес кредитов банков развития и аналогичных институтов в общем объеме внутренних ссуд и кредитов колеблется от 5 до 30%. Максимальной величины этот показатель достигает в основном в самых больших и развитых в экономическом плане странах. В первую очередь к ним относятся те, которые имеют развитую сеть специализированных кредитных учреждений: Индия, Нигерия, Бразилия, Аргентина, Гана и другие страны. Вместе с тем, деятельность банков развития как учреждений, которые призваны накапливать капитал, осложняют технические недостатки инвестиционных проектов, их невысокая рентабельность, многочисленные случаи невозврата средств сторонами, которые берут ссуды.

К специализированным банковским учреждениям, которые занимаются вопросами накопления капитала, относятся инвестиционные банки. По организационной форме эти банки являются учреждениями, особенности которых предопределяются спецификой банковского законодательства отдельных стран. Классический тип инвестиционных банков характерен для США. В кризисных условиях 1933 года специальным актом Гласа-Сти-гала коммерческим банкам было запрещено заниматься инвестиционной деятельностью. В ассоциации инвестиционных банков США входят почти 700 инвестиционных банков.

В Западной Европе четкого разграничения между коммерческими и инвестиционными банками нет.

В Великобритании инвестиционной деятельностью заняты торговые банки. Под традиционным влиянием Великобритании торговые банки получили распространение в Сингапуре, прежних английских колониях и в Юго-Восточной Азии. Из середины 1970-х годов инвестиционной деятельностью занимаются коммерческие банки.

В Германии коммерческие банки традиционно выдают долгосрочные ссуды, потому здесь инвестиционные банки не получили настоящего распространения.

Инвестиционные банки получили достаточно масштабное распространение в других странах, где они имеют поддержку иностранного капитала. Это, прежде всего, Латинская Америка (Аргентина, Бразилия, Боливия, Мексика), Юго-Восточная Азия (Сингапур, Малайзия, Южная Корея), Африка (Нигерия, Гана и другие страны).

Кроме банков вопросы накопления капитала решают небанковские финансовые учреждения. Среди них ведущее место занимают инвестиционные компании - структуры, которые аккумулируют денежные средства частных инвесторов путем эмиссии собственных ценных бумаг. Впервые инвестиционные компании появились в 1960-х годах в Великобритании для вложения денег в ценные бумаги колониальных компаний, но постепенно они превратились в рычаг накопления капитала. Инвестиционные компании покупают, держат и продают ценные бумаги с целью получения прибыли на вложенный капитал. Количество ценных бумаг одной компании в портфеле инвестиционной компании, как правило, ограничивается. Например, в США она не

Кроме банков вопросы накопления капитала решают небанковские финансовые учреждения. Среди них ведущее место занимают инвестиционные компании - структуры, которые аккумулируют денежные средства частных инвесторов путем эмиссии собственных ценных бумаг.

Заслуживают внимания такие организационные формы накопления капитала, как финансовые компании - кредитно-финансовые учреждения, которые специализируются на предоставлении отдельных видов кредитов, в том числе инвестиционных.

должна превышать 5% общей суммы активов и давать не более чем 10% общего числа голосов акционеров компании-эмитента.

В зависимости от метода формирования пассивов инвестиционные компании делятся на две группы: "закрытого типа" и "открытого типа". Первые имеют фиксированный акционерный капитал, их акции котируются на рынке и не подлежат погашению к моменту ликвидации компании. Другие имеют капитал, величина которого постоянно изменяется, потому что их акции свободно покупаются и продаются компаниями в соответствии с рыночной стоимостью активов компаний. Продажная цена таких акций, как правило, имеет дополнительную надбавку. Инвестиционные компании, кроме собственных средств, имеют право в ограниченных размерах пользоваться привлеченными источниками. Компании "открытого типа" могут привлекать лишь банковский кредит, "закрытого типа" - выпускать также облигационные ссуды.

Накоплением капитала занимаются сберегательные учреждения, основной функцией которых является привлечение средств населения. Сберегательные учреждения имеют разные названия - в Германии, Австрии, Голландии, Италии, Испании это сберегательные кассы, в Великобритании - доверительные сберегательные банки, в США - взаимные сберегательные банки. В Японии сберегательные учреждения функционируют лишь в виде почтово-сберегательных банков.

Постепенно сберегательные учреждения закрепляют за собой функции осуществления инвестиционных и других операций, что по своей природе более присуще банкам. Во Франции сберегательные учреждения традиционно вкладывают аккумулированные средства в ценные бумаги государства. В развитых странах организационно сберегательные учреждения являют собой развитые структуры, в состав которых входят низовые звенья и главные региональные и общегосударственные институты, а также лизинговые компании, инвестиционные фонды, расчетные центры и тому подобное.

Заслуживают внимания такие организационные формы накопления капитала, как финансовые компании - кредитно-финансовые учреждения, которые специализируются на предоставлении отдельных видов кредитов, в том числе инвестиционных. При том, что эти компании первоначально появились еще в середине прошлого века, их развитие пришлось на период мирового кризиса 1929-1933 гг. Наибольшее распространение они получили в США, Великобритании, Канаде. В Великобритании финансовые компании по своей сути - это инвестиционные структуры, которые покупают акции или облигации предприятий какой-то отрасли машиностроения, судостроения, киноиндустрии, транспорта и тому подобное. В развивающихся странах финансовые компании возникли до Второй мировой войны; в Латинской Америке, в странах Юго-Восточной Азии они появились в 1960-1970 гг., а потом начали развиваться в Африке. В этом случае они, как правило, имеют форму частных корпораций или обществ, которые занимаются разнообразной кредитной деятельностью, включая долгосрочное инвестиционное кредитование. В отдельных странах финансовые компании осуществляют операции с ценными бумагами. В странах, где отсутствуют инвестиционные банки, их деятельность предшествует созданию таких банков. Круг клиентуры финансовых компаний достаточно разнообразен, но по масштабам операций и объемам ресурсов они уступают банкам.

Исключительно американское происхождение имеют такие формы накопления капитала, как взаимные

На микроэкономическом уровне в странах развитой экономики естественным явлением выступает процесс интеграции банковского капитала с промышленным и создание финансово-промышленных групп.

В развитых странах наряду с традиционным использованием государственных займов они приобретали первоочередное значение во время экстремальных событий.

фонды. Эти фонды продают акции и используют доходы, которые образуются, для приобретения краткосрочных ценных бумаг. Доходы, которые приносят эти ценные бумаги, они передают потом владельцам акций, отчисляя небольшую сумму на управленческие расходы фондов. Взаимные фонды имеют общее и от банков, и от ссудно-сберегательных институтов. Их пассивы с технической точки зрения не являются депозитами, они не выдают ссуд. Однако с точки зрения акционера акция взаимного фонда ничем не отличается от банковского депозита.

На микроэкономическом уровне в странах развитой экономики естественным явлением выступает процесс интеграции банковского капитала с промышленным и создания финансово-промышленных групп. Финансово-промышленные группы выступают организационной оболочкой финансового капитала, закрепляют единство производственных, финансовых и других интересов целого ряда компаний и банков.

В плане накопления капитала для его последующего инвестирования может быть пригодный опыт проведения таких мероприятий, как общегосударственные ссуды. Речь идет не об использовании ссуд для финансирования дефицита государственного бюджета, а именно о части ссуд, которая имеет строго целевое инвестиционное назначение, причем такие целевые инвестиционные ссуды могут быть как внутренними, так и внешними.

В развитых странах наряду с традиционным использованием государственных займов они приобретали первоочередное значение во время экстремальных событий. Так, во время Второй мировой войны США покрывали за счет займов 54%, Великобритания - 50%, Германия - 61%, Япония - 58% всей суммы государственных расходов. В свое время был достаточно удачный опыт проведения займа, который размещалсяь на добровольных началах среди населения, для экономического развития Республики Сербия еще бывшей единой Югославии1. Так, с июня 1989 года был объявлен заем для привлечения средств населения на 1 млрд долларов в конвертированной валюте и 180 млн долларов в национальной валюте. Именно эта ссуда помогла в значительной мере обеспечить конвертированность динара с 1990 года. Предоставление средств государству по упомянутому займу (в основном в иностранной валюте) осуществлялось по желанию граждан без возврата путем пожертвований. Конечно, для этого необходимо создание соответствующего морально-психологического климата, стимулирования чувств патриотизма и тому подобное.

Одним из возможных путей накопления капитала, практика которого использовалась в мире, есть получение международной финансовой помощи. Мировое развитие имел опыт получения как помощи без условий возвращения, так и помощи на условиях кредитов. Примером широкомасштабной экономической помощи в условиях кризисного развития является осуществление "плана Маршалла" для развития стран послевоенной Европы. Этот план действовал с 1948 по 1961 год и распространялся на 16 стран: Великобританию, Францию, Италию, Бельгию, Нидерланды, Люксембург, Швецию, Норвегию, Данию, Ирландию, Исландию, Португалию, Австрию, Швейцарию, Грецию, Турцию.

Помощь предоставлялась в двух формах - в виде субсидий, которые не нужно было возвращать, и в виде ссуд. Почти 60% всей помощи за упомянутым планом приходилось на Великобританию, Францию, Германию и Италию. Конечно, целевое назначение такой помощи может быть разнообразным. В то же время достаточно

Одним из возможных путей накопления капитала, практика которого использовалась в мире, есть получение международной финансовой помощи.

В России в качестве организационной структуры, которая имеет российское происхождение, важную роль играют государственные инвестиционные фонды, которые характеризуют государственное участие в инвестиционном процессе на основе использования инструментов фондового рынка.

естественным является использование иностранного капитала для осуществления инвестиционной деятельности.

На правительственном уровне в России принята комплексная программа стимулирования отечественных и иностранных инвестиций, которая направлена на страхование и гарантии инвесторам, развитие конкурсной системы размещения инвестиционных ресурсов, возможность заключения инвестиционных соглашений.

Особенности заключения инвестиционных соглашений заключаются в использовании возможностей соответствующего законодательного поля. По закону о таможенном тарифе правительство России правомочно предоставлять таможенные льготы. Этот механизм привлечения инвесторов и заложен в инвестиционных соглашениях. В январе 1995 года был принят Указ "О дополнительных мерах по привлечению иностранных инвестиций в отрасли материального производства России", которым внедрялась практика предоставления поощрительной импортной пошлины. Иностранные фирмы, которые реализуют в России инвестиционные проекты общим объемом не менее 100 млн долларов при взносах в уставный фонд российского предприятия не менее 10 млн долларов, на период, предусмотренный инвестиционным соглашением компании с российским Минэкономики, получили право ввозить в Россию на льготных условиях (даже до полного освобождения от ввозной пошлины) свою конечную продукцию.

В качестве организационной структуры, которая имеет российское происхождение, выступают государственные инвестиционные фонды, которые характеризуют государственное участие в инвестиционном процессе на основе использования инструментов фондового рынка. Главной целью такого механизма является привлечение средств частных инвесторов для реализации целей, которые предусмотрены государственными программами, путем предоставления соответствующих гарантий инвестиционной деятельности. Суть такого механизма заключается в следующем: государство, руководствуясь своими приоритетами, решает инвестировать средства в определенный проект, оформляя настоящий акт как приобретение у получателя инвестиций пакета его акций по номиналу. Получатель акций обязан потом выкупить акции по цене, которая индексирована по доллару, а также передать государству переводные векселя на сумму ежегодных выплат по процентам за кредит. По каждому выкупленному таким образом пакету ценных бумаг государство учреждает траст с каким-либо агентом правительства. Этот агент принимает упомянутые ценные бумаги на свой баланс в обмен на собственные обязательства, которые привлекают дополнительные инвестиции частных инвесторов, и полное возвращение средств государству, а также норму прибыли в размере учетной ставки в указанные сроки.

Такие агенты правительства - "государственные инвестиционные фонды" - действуют в двух видах.

Во-первых, "государственным инвестиционным фондом" может быть специально созданный фонд. Тогда ценные бумаги, которые им эмитируются, имеют статус государственных и представляют собой гарантию для частных инвесторов, которые привлекаются для реализации упомянутых инвестиционных проектов. Именно такие фонды могут привлекать средства населения, негосударственных пенсионных фондов и тому подобное, минимизируя риск долгосрочных вложений.

Во-вторых, "государственным инвестиционным фондом" может стать негосударственная инвестиционная структура. В таком случае ей делегируются права по

Такие фонды могут функционировать в двух формах.

В Украине отсутствует комплексная программа стимулирования отечественных и иностранных инвестиций. В отличие от Украины в России еще 10 лет тому назад Министерством экономики создана соответствующая программа.

выдаче гарантий государства при размещении ценных бумаг по какому-то фиксированному курсу через определенный срок - но не раньше срока реализации данного инвестиционного проекта.

Современное состояние концентрации капитала в Украине для его последующего инвестирования отображает общее состояние социально-экономического развития. Как на официальном уровне, так и в средствах массовой информации категория "инвестиции" понимается исключительно в сочетании со словом "иностранные".

Что касается концентрации капитала на национальном уровне за счет внутренних источников, то эта проблема не имеет четко определенного понимания. Это в одинаковой мере относится как к объектам концентрации капитала, так и к действиям правительственных органов, которые призваны регулировать процессы концентрации и инвестирования. До сегодняшнего дня практически отсутствует координация деятельности государственных органов на финансовом и фондовом рынках. Это состояние вносит трудности в попытки регуляции процесса накопления капитала и его последующего инвестирования.

Кроме этого, ситуация осложняется еще и отсутствием любых оценок вместимости инвестиционного рынка, распределения инвестиционного спроса как между альтернативными направлениями вложений, так и по времени. В Украине не осуществлялись маркетинговые исследования, в которых бы делались оценки вместимости инвестиционного рынка.

В Украине отсутствует комплексная программа стимулирования отечественных и иностранных инвестиций. В отличие от Украины в России еще 10 лет тому назад Министерством экономики создана соответствующая программа. Такая программа содержит три главных направления:

1) страхование и гарантии инвесторам;

2) развитие конкурсной системы размещения инвестиционных ресурсов;

3) возможность заключения инвестиционных соглашений.

Совокупность современных организационных структур, деятельность которых связана с накоплением капитала, характеризуется такими группами:

1) небанковские финансовые учреждения;

2) коммерческие банки;

3) финансово-промышленные группы;

4) механизмы размещения государственных ценных бумаг;

5) структуры государственной регуляции накопления капитала и привлечения инвестиций.

К сожалению, все названные группы организационных структур имеют преимущественно негативный имидж у потенциальных инвесторов как внутренних, так и внешних.

Небанковские финансовые учреждения имеют очень низкий уровень доверия со стороны как физических, так и юридических лиц, что связано с целым рядом проблем деятельности доверительных обществ и других структур, которые по своей сути были призваны аккумулировать свободные средства. Следует отметить, что такое отношение к упомянутым структурам почти автоматически исключает возможности накопления капитала за счет сохранения средств частных лиц и наличных средств иного, в том числе сомнительного, происхождения.

Что касается коммерческих банков, то в плане накопления капитала дело идет немного лучше. Но накопление капитала путем размещения на депозитах средств юридических и физических лиц не имеет ценовой окраски. Таким образом, лишь создаются банковские ресурсы, а не осуществляется накопление капитала для последую-

Небанковские финансовые учреждения имеют очень низкий уровень доверия со стороны как физических, так и юридических лиц, что связано с целым рядом проблем деятельности доверительных обществ и других структур, которые по своей сути были призваны аккумулировать свободные средства.

Достаточно проблематичной остается в Украине общая картина развития возможных источников внутренних инвестиций, использование которых нуждается в переориентации финансовых потоков.

щего инвестирования. В отличие от России в Украине не получила распространения практика предоставления инвестиционного кредита.

Коммерческие банки Украины имеют возможность для осуществления функции транзита для инвестиций. Инвестиционные вложения банков России частично осуществляются за счет средств международных финансовых учреждений, фондов, банков. В этом случае действует так называемая апексная схема - международный банк или финансовая организация открывают кредитную линию российским банкам-агентам, а уже те отбирают и финансируют конкретные проекты в рамках определенных ограничений. Ограничения устанавливаются по объемам инвестиций, региональной и отраслевой направленности вложений. Для осуществления контроля иностранные представители включаются в состав правления банка-агента или в его кредитный комитет. На основе соглашения распределяются риски.

Достаточно проблематичной остается в Украине общая картина развития возможных источников внутренних инвестиций, использование которых нуждается в переориентации финансовых потоков. Конечно, невозможно осуществить полную переориентацию финансовых потоков, которая приведет к возникновению кризисного состояния, во всех направлениях текущего использования ресурсов при наличии упомянутых источников. Но в потенциальном плане можно рассматривать всю совокупность возможных источников накопления капитала и его последующего инвестирования в экономику Украины. При этом вопрос о переориентации использования средств из тех или других источников нужно прорабатывать дополнительно.

Структура основных источников накопления капитала подана на рисунке 1.

Рисунок 1. Основные источники накопления капитала

Спад, который происходил в течение многих лет, в условиях инвестиционного кризиса сам по себе стал фактором снижения капиталовложений в экономику.

Одним из возможных важных источников накопления капитала выступают амортизационные отчисления.

Общая характеристика использования источников накопления капитала заключается во взаимодействии факторов инвестиций и производства.

Спад, который происходил в течение многих лет, в условиях инвестиционного кризиса сам по себе стал фактором снижения капиталовложений в экономику. В тех условиях не капитальные вложения определяли динамику промышленности, а наоборот, производство инвестиционных товаров ограничивало возможности инвестирования. С точки зрения стабилизации и подъема экономики это означает следующее. Оживление началось на старой производственной базе, а инвестиции снижаются или стабилизируются на низком уровне. Спустя некоторое время оживление производства создает материальные предпосылки для инвестирования, появляется критическая для начала роста капитальных вложений масса инвестиционных товаров. Оживление производства создают и финансовые ресурсы для инвестирования, как отсутствующие или незначительные во время спада. А рост продажи позволит увеличить частицу прибыли, которая направляется на долгосрочные вложения. Поэтому в выигрышном положении остаются те, кто, невзирая на кризис, находил возможности для капиталовложений. Дальше оживление производства и появление точек роста определяют картину отраслевой и территориальной эффективности, которая позволит делать выбор объектов для инвестирования более обстоятельно и надежно.

Одним из возможных важных источников накопления капитала выступают амортизационные отчисления. Для увеличения объемов такого источника накопления капитала и его рационального использования необходимо четко придерживаться стратегии амортизационных отчислений, исходя из мировой практики.

Во-первых, согласно внутренней корпоративной практике зарубежных компаний ускоренную амортизацию, прежде всего, целесообразно ориентировать на относительно новые и прогрессивные и, как правило, дорогие виды техники, автоматизированное импортное оборудование и тому подобное. С учетом быстрого изменения их поколений это позволяет быстро вернуть вложенный капитал и инвестировать средства в следующее поколение техники.

Во-вторых, учитывая специфику Украины - жесткие ограничения для увеличения амортизационных отчислений в цене, а также высокие масштабы недозагрузки мощностей и простои производственных мощностей, - оборудование целесообразно при возможности быстро выводить из хозяйственного обращения, тем самым создавая возможность для ускоренного списания новой техники. Нишу, которая высвобождается в цене для ускоренной амортизации опять инвестированного капитала, целесообразно заполнять за счет быстрого списания тех видов оборудования, срок службы которых практически истек.

В Украине целесообразно развивать самофинансирование предприятий путем освобождения их от уплаты налога на прибыль в той части, которая направляется на инвестирование в производство. А исходя из роли амортизационных отчислений, целесообразным является применение права на ускоренную и свободную амортизацию.

В концептуальном плане использование иностранного опыта накопления капитала (для его последующего инвестирования) должно базироваться на идее переориентации финансовых потоков в экономике и их укрупнения путем накопления. Именно такая переориентация должна создать возможности для оживления

В Украине целесообразно развивать самофинансирование предприятий путем освобождения их от уплаты налога на прибыль в той части, которая направляется на инвестирование в производство.

Учитывая то, что государственные инвестиции в условиях Украины не могут рассматриваться как основное средство финансирования многих масштабных проектов, на первый план должны выйти частные инвестиции.

инвестиционной деятельности за счет как внутренних, так и внешних источников.

Вместе с тем, вопросы оживления инвестиционной деятельности не должны быть привязаны к решению других макроэкономических вопросов. Возможности использования зарубежного опыта концентрации капитала в Украине с целью последующего инвестирования заключаются в следующем.

Для оценки реальной ситуации и определения потенциальных возможностей внутренних источников накопления и инвестирования капитала целесообразным является проведение маркетингового исследования емкости имущественного и финансового рынков.

На уровне Кабинета Министров Украины при участии заинтересованных министерств и ведомств должна быть разработана Комплексная программа стимулирования отечественных и иностранных инвестиций, включая решение вопросов страхования и гарантий инвесторам, конкурсной системы инвестирования и инвестиционных соглашений.

Учитывая то, что государственные инвестиции в условиях Украины не могут рассматриваться как основное средство финансирования многих масштабных проектов, на первый план должны выйти частные инвестиции. Речь может идти о долевом участии государства в частных инвестициях. При этом возможна последующая разработка соотношения частных и государственных инвестиций (то есть или присоединение государственных инвестиций к частным, или - наоборот). При реализации общегосударственных программ, которые имеют исключительное общенациональное значение, необходима специальная разработка самой концепции участия частного капитала, роли и места государства, а также возможного комплекса стимулирующих мероприятий со стороны государства.

Для осуществления процесса накопления капитала с целью его последующего инвестирования большое значение имеет инфраструктура финансового рынка и развитие портфельных инвестиций.

Современное состояние развития фондового рынка в Украине позволяет рассматривать его как потенциальный рычаг накопления капитала и привлечения портфельных инвестиций. Эта позиция может основываться на ожидании традиционных изменений периодов спада и подъема рынка.

Во-первых, в настоящий момент происходит развитие инфраструктуры фондового рынка. Тем самым устраняется препятствие, наличие которого привело к отсутствию самого понимания фондового рынка.

Во-вторых, становятся определеннее объекты инвестиций, хотя торможение акционирования и размещение акций на фондовом рынке дают о себе знать.

В-третьих, нужно перевести на прагматичную основу размещение украинских ценных бумаг на западных рынках, хотя, как уже было сказано раньше, существует определенная потеря доверия к государственным ценным бумагам.

В-четвертых, оживлению фондового рынка призвано способствовать появление в Украине паевых (взаимных) инвестиционных фондов, которые на Западе играют роль институционного инвестора.

В-пятых, нужно принять во внимание относительную стойкость правительства в проведении взвешенной финансовой политики.

Если использовать опыт России, то структура отраслей, которые имеют наибольший интерес для западных портфельных инвесторов, в порядке убывания представляет собой такой ряд:

Исходя из опыта России можно определить список отраслей, которые имеют наибольший интерес для западных портфельных инвесторов.

Для достижения успеха в накоплении капитала с целью его последующего инвестирования большое значение имеет инвестиционная ситуация в Украине.

1) предприятия нефтегазового комплекса;

2) предприятия электроэнергетики;

3) алюминиевые заводы;

4) предприятия связи и коммуникации;

5) порты и пароходства;

6) предприятия по производству цемента;

7) предприятия по производству минеральных удобрений;

8) крупные горнодобывающие предприятия;

9) предприятия пищевой промышленности.

Для достижения успеха в накоплении капитала с целью его последующего инвестирования большое значение имеет инвестиционная ситуация в Украине. Инвестиционная ситуация остается достаточно сложной, что не может не налагать отпечаток на перспективы накопления капитала1.

Во-первых, в ближайшее время не следует ожидать увеличения финансовых ресурсов, которые формируются за счет прибыли. В сравнительно лучших условиях находятся предприятия, которые выпускают жизненно важную продукцию, как для человека, так и для производства: они могут компенсировать снижение прибыли с минимальным вредом для сбыта.

Во-вторых, возможности активизации структурной инфляции также оказывают влияние на инвестиционную ситуацию. Такая активизация по-разному влияет на подорожание отдельных элементов материальных расходов (топлива, сырья, материалов). Нет сомнения, что влияние роста цен на энергоносители создает соответствующую негативную окраску.

В условиях развертывания мирового финансового кризиса 2008-2009 гг. и внутренних кризисных процессов для Украины проблемы накопления капитала для последующего инвестирования имеют специфику, которая предопределена тем, что национальная экономика ушла в состояние падения. Вместе с тем уже в настоящий момент нужно готовиться к возможной инвестиционной деятельности в условиях депрессии.

Исходя из возможности вхождения экономики в фазу депрессии, это совсем не означает быстрой стабил

11.3. Проблемы взаимоотношений Украины с международными финансовыми организациями
11.4. Проблемы оптимизации внешней задолженности
11.5. Украина: реалии выхода из кризиса
ВЫВОДЫ






© Westudents.com.ua Всі права захищені.
Бібліотека українських підручників 2010 - 2020
Всі матеріалі представлені лише для ознайомлення і не несуть ніякої комерційної цінностію
Электронна пошта: site7smile@yandex.ru