Рубеж XX-XXI веков характеризуется процессами глобализации, тенденцией к интеграции мира на определенных общих основаниях, вхождением в постиндустриальное общество. Происходит информационная революция, сжимающая время и пространство, открываются границы. Глобальное взаимодействие цивилизаций ("столкновение цивилизаций" - С. Хантингтон) ставит особенно остро вопрос о человеке, о философском осмыслении его самосознания, его места в новом историческом типе культуры, в организации социокультурного бытия человечества.
В этом глубинном процессе все большее значение приобретают науки культурологического цикла, которые обращаются к анализу проблем соотношения человека и мира, человека и природы, человека и культуры, к рассмотрению сущности культуры как специфики человеческого существования.
"Человек строит свой дом - культуру", - слова эти принадлежат Д. С. Лихачеву, выдающемуся ученому, одному из активнейших создателей этого дома - мира духовных ценностей, основанных на "творческой памяти всего человечества". Будучи поборником духовного единства человечества, Д. С. Лихачев выдвинул идею новой науки - экологии культуры, понимаемой как сохранение культурного наследия - ценностей всех типов культуры, их функционирования в современной жизни общества.
Все это свидетельствует о необходимости изучения теоретических основ культуры, а именно культурологии, проблемам которой посвящено данное учебное пособие.
Культурология - это теория и история культуры. Приведенному определению соответствует структура учебного пособия. Первая часть посвящена проблемам теории (сущность культуры, ее функции, семиотика культуры и т. д.), вторая - истории украинской и зарубежной художественной культуры. Временные рамки заключают период, начиная от культуры первобытного общества и завершая периодом конца XIX - начала XX века. Культура XX века - тема последующих публикаций.
Природа - древний храм. Невнятным языком
Живые говорят колонны там от века;
Там дебри символов смущают человека,
Хоть взгляд их прианальный давно ему знаком.
Неумолимому влечению подвластны,
Блуждают отзвуки, сливаясь в унисон,
Великий, словно свет, глубокий, словно сон,
Там запах, цвет и звук между собой согласны
Шарль Бодлер
ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ
Культурология как наука
Культурология - система знаний о сущности, закономерностях существования и развитии, значении и способах постижения культуры. Культурология исследует генезис*1, функционирование и развитие культуры в целом.
*1: {Генезис (греч. genesis) - происхождение, возникновение; процесс образования и становления развивающегося явления.}
Слово "Kulturologie" впервые использовал немецкий ученый В. Оствальд в 1913 г., термин "kulturologu" первым употребил антрополог Лесли Уайт в 1949 году. С его именем связывается культурология в словаре Вебстер (США, 1993 г.); но, кроме определения культурологии как пауки о культуре, в этом издании не отмечается ни научных школ, ни концепций, что свидетельствует о молодости этой науки, активно развивающейся в наше время.
Культурология стремится к изучению культуры во всей полноте ее проявлений и в ее сущности, она включает в себя теорию культуры и историю культуры. Специфика культурологии выявляется в се интегративном*2 характере: она обобщает достижения философии, истории, языкознания, археологии, этнографии, религиоведения, истории науки, социологии, искусствоведения и других дисциплин, изучающих различные аспекты бытия человека и общества. Культурология направлена на создание общей теоретической базы, на определение наиболее общих закономерностей формирования, развития и функционирования культуры.
*2: {Интеграция (лат. integratio - восстановление, восполнение, integer - целый) - объединение в целое каких-либо частей, элементов.}
В настоящее время существует несколько подходов к определению сущности культурологии.
Первый - рассматривает культурологию как комплекс дисциплин, изучающих культуру в ее историческом развитии и социальном функционировании, в результате чего формируется система знаний о культуре.
Второй - представляет культурологию как один из разделов дисциплин, изучающих культуру. В этом плане возможно отождествление культурологии с такими дисциплинами, как культурантропология, социология культуры и т. п.
Третий - рассматривает культурологию как самостоятельную научную дисциплину.
Наиболее продуктивным, как мы считаем, является взгляд на культурологию как на систему знаний, как на относительно самостоятельную отрасль общественно-гуманитарного знания.
В то же время культурология не является монодисциплиной, она несводима к философии, антропологии или искусствоведению, но эти и другие науки активно питают ее своими методами и достижениями, что позволяет определить культуру не как одномерную величину, а как сложное многомерное образование.
Культурология - синтетическая область знаний, сформировавшаяся как результат взаимодействия философии культуры, культурной антропологии, социологии культуры, этнологии, психологии культуры и других наук. Исходя из того, что в культурологии находятся в единстве исторический и теоретический способы рассмотрения форм культурного существования человека, ее можно рассматривать как знание о прошлой и современной культуре, структуре и функциях культуры, перспективах ее развития.
Предметом культурологии является культура, а объектом выступают творцы и носители культуры - люди, а также различные культурные явления, протекающие в обществе, учреждения, связанные с культурой, деятельностью людей и общества в целом.
Изучение общества через культуру необычайно актуально, так как одни лишь экономические и политические характеристики не могут дать полного и глубокого понимания социальных явлений. Культурологический подход поможет осознать такие важнейшие явления общественного сознания, которые технократическое мышление отодвигает на задний план. Это не только искусство, религия, философия, но и сам человек, его духовные ценности, анализ которых помогает определить уровень развития общества, его состояние, дает возможность понять, почему данное общество живет именно так, а не иначе.
Необходимость изучения культурологии, выяснение причин ее формирования, хода ее развития обусловлены рядом факторов:
- появлением новых знаний о культуре в XX веке;
- потребностью выработки понимания культуры, способного связать воедино теоретические взгляды и практическое воплощение явлений культуры;
- необходимостью поиска единой природы разных культур в условиях их многообразия, диалога культур;
- стремлением к целостному, системному анализу культуры;
- развитием гуманитарного знания в эпоху технократизма, рационализма как основы для духовного формирования личности, для сохранения стабильного существования человека в противоречивом, изменяющемся мире.
Сложность культурологии обусловлена бесконечным многообразием понятия "культура".
Термин "культура" появился в Древнем Риме, и первоначально его содержание явилось противопоставлением понятию "натура", т. е. природа. "Культура" (от лат. cultura) обозначала "возделывание", "обрабатывание"; это понятие было образовано от "соlо, colere" - взращивать, возделывать землю, заниматься земледелием. "Культурное" означало "обработанное", "возделанное" и противопоставлялось "естественному", "первозданному", "дикому". Постепенно понятие "культура" приобрело более широкое значение, стало включать в себя те явления, которые носили "сверхприродный" характер, отличались "человекотворным" происхождением. И сам человек, преобразованный воспитанием, развитием, образованием, включался в сферу культуры, которая приобрела смысл "образование", "воспитание".
Конечно, само явление, позже обозначенное термином "культура", было отмечено общественным сознанием в более далекие исторические эпохи. Еще в период первобытнообщинного строя, когда закладывались основы материальной и духовной жизни общества, древний человек стремился обозначить свое присутствие в мире; в наскальных росписях, статуэтках из камня и кости, орнаментальных узорах на кусках оленьих рогов и каменных плитах - своеобразных знаках, которые наносил человек на предметы окружающего мира, наконец, на себя самого, - он стремился выделить "культурное" из "природного", вторгнуться в природный мир и изменить его. Именно это было первым шагом по пути самопознания, самооценки человечества, что нашло отражение в мифологии.
В этом плане знаменательно обращение к античному мифу о Прометее. Прометей - в греческой мифологии сын титана Иапета и океаниды Климены. Восстав против тирании Зевса, он дарует людям огонь, а с ним - блага цивилизации. Образ Прометея как подлинного "творца человека", наделившего его мудростью, научившего его видеть и чувствовать красоту мира, давшего человечеству основы технического прогресса, создай Эсхилом в трагедии "Прометей прикованный".
Так складывалось представление человека о культуре как о каком-то даре богов (не случайно "культура" и "культ" - слова одного корня), о ее особом предназначении, изменившем "природные" условия жизни человека. Но этот же миф говорил о драматизме культурного процесса, на что обратил внимание немецкий философ XX века Карл Ясперс: "Мы задаем вопрос о том, что явилось существенным в превращении человека в человека в мире, который он создает; о том, какие открытия он сделал в опасных ситуациях, в своей борьбе, руководимый страхом и мужеством, как сложились взаимоотношения полов, отношение к жизни и смерти, к матери и отцу"*3.
*3: {Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М., 1994. - С. 67}
Уже в древнегреческом обществе существовали понятия, предназначенные для явлений культуры: это "техне" ("ремесло", "искусство", "мастерство" - от корня "техне" образовалось и слово "техника") - термин, обозначающий человеческую деятельность, преобразующую материальный мир.
В античном сознании понятие культуры отождествлялось с "пайдейей", т. е. образованностью. "Пайдейя", по определению Платона, означает руководство к изменению всего человека в его существе. В греческом полисе (городе-государстве) культура была одновременно "воспитанием", "возделыванием" и "культом". Именно эти процессы характеризовали подготовку гражданина в античном полисе, формирование зрелого мужа из несмышленого ребенка (pais - ребенок), становление личности, образованность, просвещение, культуру. В понятиях древних греков, "пайдейя" выражала глубокий контакт образования с воспитанием, приобретением навыка, что особенно глубоко осуществляется в искусстве "техне" - т. е. гражданском навыке, приобрести который необходимо каждому гражданину полиса. "Пайдейя", имевшая определенный ремесленнический характер, указывала, с одной стороны, на интеллектуальную сущность античной культуры и образованности, с другой, на ее эстетическое основание. В обращении к человеку, его личности состоит гуманистическая сущность античной культуры, в ее основе - идеал человека, выступающего целью культурного процесса. Воплощение этого идеала в гражданине полиса было целью "пайдейи" и осуществлялось через многолетнюю "схолэ", где образовательный процесс не сводился к овладению суммой норм и требований, а был подготовкой к общественной жизни, развивал в человеке разумную способность суждений и эстетическое чувство прекрасного. При этом античный человек не терял своего единства с природой, с космосом, включавшим в себя и богов, и людей.
В Древнем Риме, где и возник термин "культура", понятие "возделывание" относилось прежде всего к обработке земли.
Римский государственный деятель и писатель Марк Порций Катон (234-149 до и. э.) написал трактат о земледелии ("Deagriculture"), что в переводе с латинского означает "Агрокультура". Этот трактат посвящен не просто обработке земли, а уходу за участком, полем, что предполагает особое, душевное отношение к земле, без чего не будет "культуры", должного возделывания земной почвы. Но уже Цицерон, говоря о возделывании, имел в виду не землю, а духовность. Цицерон (106-43 до н. э.) отождествлял философию с культурой души и духа. Подразумевалось воздействие философии на ум с целью его обработки, воспитания, развития умственных способностей; но философия была направлена на почитание, уважение, поклонение уму.
Так уже в эпоху античности сложилось представление о многозначности понятия "культура", что отражает приведенная ниже схема.
Полисемантичность понятия культуры
Европейское средневековье определило появление нового типа культуры и иного ее понимания: это была культура христианская, где на смену политеизму пришел монотеизм, иное понятие духовности, аскетический идеал. Средневековый человек, обнаружив неповторимость, уникальность, неисчерпаемость личности, поставил целью стремление к самосовершенствованию, избавлению от греховности. Мир и человек, считали идеологи средневековья, имеют основание в Боге. Признание сотворенности мира (креационизм - лат. creatio - созидание) перерастает в концепцию постоянного творения. Бог сообщает миру его смысловую значимость, божественной символикой наполнен мир.
Радикально изменилось понимание культуры. Человек, уверовавший, что кроме вещественно-телесного (земного) мира существует небесный, духовный мир, где он обретает истинное блаженство, мир, к которому принадлежит человеческая душа, обнаружил, что в нем действуют законы и нормы, неподвластные человеческому разуму, а именно: Высший Разум и Высшая Справедливость.
В эпоху средневековья особое значение приобрело понятие "культ". Оно выражало способность человека раскрыть собственный творческий потенциал в любви к Богу. Культура вновь предстала перед человеком как необходимость "возделывания" собственных способностей, в том числе и разума, дополненного верой. Рациональность, оказалось, далеко не главное в человеке, перед которым открылись такие истины, как вера, надежда, любовь. Новое понимание культуры привело и к иному толкованию самопознания: Бог создал человека, его бессмертную душу, следовательно, счастье не в познании себя, а в познании Бога. Счастье и свобода человека не в его "автономизации" (независимости), а в сознании того духовного родства, в котором он находится со Всевышним. Именно тогда человек, научившись преодолевать себя, достигнет непостижимого.
Культура, в отличие от античного ее толкования, осознается не как воспитание меры, гармонии и порядка, а как преодоление ограниченности, культивирование постоянного духовного совершенствования личности.
В культуре средневековья исключительную роль приобрела книга, особенно Библия, которая расценивалась, как "слово Божие, глагол, с помощью которого Господь Всемогущий установил свою власть над миром сим..."*4. Вчитываясь в Библию, человек в то же время сочетал ее идеи с состоянием своей души, своего "Я", что наполняло моральным смыслом его жизнь, помыслы и поступки.
*4: {Дюби Жорж. Европа в средние века. - Смоленск, 1994. - С. 24. }
В эпоху средневековья рождается особая культура рыцарства - культ доблести, чести и достоинства.
Идеи эпохи Возрождения возвестили о формировании нового направления в культуре, связанного с осмыслением и углублением индивидуалистических устремлений человека, что вызвало особый интерес к античности. Термин "Возрождение" ввел Джордже Вазари в книге "Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих" (XVI в.), имея в виду возрождение античных гуманистических традиций. В XVI веке эпоха итальянского Возрождения характеризовалась как эпоха возрождения человека, как эпоха гуманизма. Именно в этот период Колюччо Салютати и Леонардо Бруни ввели в обиход слово "humanitas" (в переводе с лат. - человеческая природа, человеческое достоинство). Представление о культуре стало выражать активное творческое начало в человеке, тяготеющем к гармоническому возвышенному развитию.
Эпоха Просвещения сформировала новые культурные ценности: человек, общество, государство, религия, наука, философия и другие. Именно в XVII-ХVIII вв. появляются на философском уровне размышления о сути культуры. В XVII веке понятие "культура" стало употребляться в современном значении в трудах немецкого юриста и историографа С. Пуфендорфа (1632-1694). Он обозначил этим термином результаты деятельности общественного человека. Культура приобрела смысл чего-то внеприродного, развитого и культивируемого человеком. Культура понималась как противостояние человека и его деятельности дикой стихии природы, ее темным и необузданным силам.
Рождение понятия "культура" не случайно совпало с появлением и развитием новых отношений в обществе к человеку и природе. Это было Новое время, характеризовавшееся новым образом жизни, строительством городов, образованием нового класса - "буржуа", "бюргеров". Человек ощутил свое превосходство над природой, превратив ее в средство и объект своих действий. Это была эпоха технического и промышленного переворотов, эпоха великих географических открытий и колониальных захватов. Стала очевидной определяющая роль человека в его жизни и деятельности, что также послужило основой понимания культуры как самостоятельного явления.
Проблемам культуры посвятили свои труды Дж. Вико, К. Гельвеций, В. Франклин, И. Гердер, И. Кант и другие мыслители.
Просвещение стремилось сформировать целостное понятие о культуре, сочетающее активное действие мировых сил (в том числе и божественный Разум) в природе и деятельность человеческого разума. Человек определяется как существо, наделенное разумом, волей, способностью созидания, как "животное, делающее орудия", а история человечества - как его саморазвитие благодаря "предметной" деятельности, понимаемой как многообразие ее форм - от ремесла и речи до поэзии и игры. Теория культуры, развиваясь в европейской философии, осмысливала мир как явление двусоставное, включающее в себя "природу" и "культуру", а сама теория культуры понималась как "царство духа" и "мир человека", как совокупность различных форм сознания - нравственного, религиозного, экономического и т. д.
Однако уже тогда (особенно ярко в работах Ж.-Ж. Руссо) наметилась мысль о невозможности гармонического единства в мире и в человеке "природы" и "культуры". Немецкая классическая философия, стремясь устранить это противоречие, рассматривала культуру как исторический процесс развития духа, в котором противоречие "природы" и "культуры" является необходимым, но преходящим моментом на пути к их синтезу. С наибольшей полнотой эти проблемы разработаны в философской системе Г. Ф. Гегеля.
Однако общий аналитический дух, господствовавший в науке XIX в., приводил к тому, что культура рассматривалась не в своей целостности, как сложноорганизованная система, а в тех или иных конкретных проявлениях: философия религии, этика, эстетика, философия языка, гносеология, аксиология, антропология и т. д. Культурологическое знание, уходя в область конкретных наук, срасталось с этнографией, археологией, искусствознанием, науковедением, историей техники и т. п.
Ученые-культурологи обращаются либо к изучению того или иного исторического типа культуры - первобытной, античной, средневековой, ренессансной (Я. Буркхард, Э. Тайлор, Л. Леви-Брюль, К. Леви-Стросс, А. Малиновский, И. Хейзинга, М. Бахтин, А. Гуревич), либо к характеристике нескольких исторических и этнических типов культуры (Н. Данилевский, О. Шпенглер, П. Сорокин, А. Тойнби). Подобный подход позволяет увидеть богатство культурных форм, некоторые закономерности их исторического развития. Но сама сущность культуры как бы растворялась в многообразии ее форм.
Уже к концу XIX века обозначились существенные расхождения в понимании сущности культуры. Некоторые ученые противопоставляли "умственную, нравственную и религиозную жизнь человечества" материальной деятельности, другие же придавали понятию "культура" широкое значение, охватывающее "все стороны внутренней истории: и экономическую, и социальную, и государственную, и умственную, и нравственную, и религиозную, и эстетическую" (П. Ю. Милюков, "Очерки по истории русской культуры").
Основополагающее влияние на становление и развитие культурологии оказали В. Дильтей, Г. Риккерт, Э. Кассиpep и О. Шпенглер, концепция которого вызвала широкий общественный интерес к проблемам культуры.
Основные идеи и концепции культурологии XX века связаны также с именами 3. Фрейда, К. Г. Юнга, Н. А. Бердяева, Э. Фромма, М. Вебера, А. Тойнби, К. Ясперса, М. Хайдеггера, Ж.-П. Сартpa, X. Ортега-и-Гассета, П. Леви-Брюля, К. Леви-Стросса, М. Бубера, И. Я. Данилевского, А. Ф. Лосева, Д. С. Лихачева, М. М. Бахтина, А. Меня, С. С. Аверинцева, Ю. Н. Лотмана, А. Я. Гуревича, М. С. Кагана, Г. Гачева и других.
В XX веке американские ученые А. Кребер и К. Клакхон ("Культура", 1952), обобщая достижения культурологов мира, привели 180 дефиниций культуры (не считая определений русских мыслителей рубежа XIX-XX веков, данных в приложении), которые распределены последующим рубрикам: "описательные", "исторические", "нормативные", "психологические", "структурные", "генетические", "неполные". Эту работу продолжили в 70-е годы XX века американские ученые А. Каплан и Д. Мэннерс ("Теория культуры").
В 1983 году в Торонто состоялся XVII Всемирный философский конгресс, посвященный проблеме "Философия и культура". Конгресс продемонстрировал широкий спектр подходов к культуре современных философов.
Приведем некоторые определения культуры, сформулированные различными учеными*5:
*5: {Цит. по кн.: Каган М. С. Философия культуры. - СПб., 1996. - С. 13-18}
Э. Тайлор: комплекс, включающий знания, верования, искусства, законы, мораль, обычаи и другие способности и привычки, обретенные человеком как членом общества;
Ф. Ницше: "Единство художественного стиля во всех проявлениях жизни народа";
П. Сорокин: культурный аспект сверхорганического универсума, охватывающий представления, ценности, нормы, их взаимодействие и взаимоотношения;
X. Ортега-и-Гассет: социальное направление, которое мы придаем культивированию наших биологических потенций;
К. Юнг: формы поведения, привычного для группы, общности людей, социума, имеющие материальные и нематериальные черты;
Ч. Моррис: в широком смысле слова - система знаков;
Э. Кассирер: процесс прогрессирующего самоосвобождения человека. Язык, искусство, религия, наука - различные фазы этого процесса;
Т. Элиот: специфический способ мышления, чувствования и поведения;
3. Фрейд: слово "культура" характеризует всю совокупность достижений и институтов, отдаливших нашу жизнь от жизни звероподобных предков и служащих двум целям: защите человека от природы и упорядочиванию отношений людей друг с другом;
М. Хайдеггер: "реализация верховных ценностей путем культивирования высших человеческих достоинств".
A. Швейцер: "Главное в культуре - не материальные достижения, а то, что индивиды постигают идеалы совершенствования человека";
П. Флоренский: культура "ядром своим и корнем имеет культ ... Культурные ценности - производные культа, как бы отслояющаяся шелуха культа";
B. И. Ленин: "Есть две национальные культуры в каждой национальной культуре", так как условия жизни людей порождают разные идеологии;
Л. Н. Толстой (эпилог "Войны и мира"): "...духовная деятельность, просвещение, цивилизация, культура, идея - все это понятия неясные, неопределенные...";
Ю. Лотман: совокупность текстов, точнее - механизм, создающий совокупность текстов;
Ю. Лотман, Б. Успенский: знаковая система;
В. Сагатовский: программа образа жизни;
Н. Чавчавадзе: воплощенные ценности;
B. Библер: - это "диалог культур";
Е. Вавилин и Ф. Фофанов: конкретно-исторический вариант существования той или иной общественно-экономической формации;
М. Мамардашвили: "Под "культурой" я понимаю некий единый срез, проходящий через все сферы человеческой деятельности...";
Л. Коган: "система, выступающая мерой и способом формирования и развития сущностных сил человека в ходе его социальной деятельности";
C. Чарновский: совокупность объективированных элементов общественного достоинства;
С. Пекарчик: единая для общественной группы семиотическая система;
М. Червинский: культура, понимаемая как процесс;
И. Херман: целостность человеческого развития, выводящего его за природные границы.
Современный культуролог Л. Е. Кертман наметил три основных подхода, позволивших ему сгруппировать это многообразие определений (кстати, ученый утверждает, что их - более четырехсот): антропологический, социологический и философский.
Первый подход - характеризуется признанием самоценности культуры каждого народа, на каком бы этапе своего развития он ни находился, а также признанием равноценности всех культур на земле.
Второй подход - стремится выявить специфические признаки культуры. Здесь культура трактуется как фактор организации и образования жизни какого-либо общества. Культурные ценности создаются самим обществом, но они же затем и определяют развитие этого общества, жизнь которого все более и более зависит от произведенных им ценностей.
Третий подход - путем анализа выделяет в жизни общества некоторые черты, характеристики, закономерности, составляющие основание культуры или причину ее развития. Философский подход предполагает проникновение в сущность культуры, которая понимается как "содержание" или "способ бытия" общества.
Многоуровневость подходов к определению культуры.
В декларации ЮНЕСКО, принятой в 1982 г. на Всемирной конференции по культурной политике, "культура" трактуется как комплекс характерных и эмоциональных черт общества и включает в себя не только различные виды искусства, но и образ жизни, основные правила человеческого бытия, системы ценностей, традиции и верования.
Понятие культуры обозначает универсальное отношение человека к миру, через которое человек создает мир и самого себя. Каждая культура есть способ творческой самореализации человека, утверждение смысла человеческой жизни в соотнесении его со смыслом*6 сущего. В каждой культуре наличествует смысловая доминанта - тот главный смысл, то общее отношение человека к миру, которое определяет характер всех остальных смыслов и отношений.
*6: {"Смысл - это содержание человеческого бытия (в том числе внутреннего бытия), взятое в особой роли: быть посредником в отношениях человека с миром и с самим собой. Именно смысл определяет, что мы имеем и что откроем в мире и в самих себе". Радугин А. Культурология. - М., 1997. - С. 13.}
Именно наличие смысловой доминанты культуры обусловливает возможность существования науки культурологии, которая изучает доминирующий смысл и различные способы его реализации.
Методологической основой культурологии является философия. Анализ культуры опирается на метод, который объединяет объяснение и понимание. Рациональное объяснение позволяет рассматривать культуру как систему смыслов, имеющих свою сущность и внутреннюю логику, дает возможность мысленно реконструировать культурно-исторический процесс, всеобщая сущность которого выделена и зафиксирована в формах мышления.
Но культура нуждается не только в рациональном объяснении, но и в нерациональном понимании, так как она адресована человеческой субъективности. В культурологии первичное понимание предшествует объяснению, ибо необходима прежде всего целостная интуитивно-смысловая причастность субъекта к постигаемому явлению.
Культурология осуществляет осмысление проблемы диалога культур, что дает возможность приобщения к иным культурам, их взаимообогащения*7.
*7: {См.: Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. - М., 1979. - С. 334-335, 346-347, 371.}
Являясь комплексной гуманитарной наукой, культурология изучает не только культуру в целом, но и различные сферы культурной жизни, взаимодействуя с различными науками: антропологией, этнографией, психологией, социологией, экономической теорией, лингвистикой и т. д. В исследованиях культурологов изучаются самые различные аспекты, явления и процессы культуры. Особое значение в этом плане приобретает комплекс антропологических дисциплин, причем антропология здесь понимается как наука гуманитарная, а не естественная.
Культурантропология - наука о развитии человеческой культуры, представленной в форме культур различных народов, основывающаяся на результатах археологических, этнографических, этнологических, лингвистических, социологических и психологических сравнительных ("компаративистских" или "компаративных") исследований*8.
*8: {См.: Энциклопедический словарь по культурологии. - М.,1997. - С. 28-33.}
Культурантропология сформировалась в западном обществе из этнологии*9, этнографии*10 во второй половине 1920-х годов, когда на базе сравнительного анализа стали предприниматься попытки социологических обобщений, объяснения причин сходства и различий, многообразных тенденций в развитии культур разных народов, субкультур и т. д. Но культурантропология отличается от этнографии и этнологии тем, что не сосредоточивается на исторических и чисто описательных материалах. Культурная антропология обращается к проблемам, направленным на понимание общества "изнутри", и имеет множество разделов: антропологическая лингвистика; доисторическая археология, изучающая человеческое прошлое в дописьменную эпоху; экология человека (сравнительное изучение адаптации человека к экосистемам); политическая антропология; структурно-символическая антропология; психологическая антропология; юридическая антропология; антропология города или урбанистическая антропология (urban anthropologu); прикладная антропология и другие. По мере развития появляются новые разделы культурантропологии, например: антропология женщин (сравнительное изучение статуса женщин), медицинская антропология (компаративные исследования здоровья, болезни, медицинского обслуживания) и другие.
*9: {Этнология (греч. ethnos народ + ...логия) - дисциплина, изучающая общие закономерности развития человеческой культуры.}
*10: {Этнография - отрасль исторической науки, изучающая состав, происхождение (этногенез), расселение и культурно-исторические взаимоотношения народов мира, их материальную и духовную культуру, особенности быта.}
Одним из основателей культурантропологии считается французский социолог Эмиль Дюркгейм (1858-1917) - теоретик структурно-функционального подхода. Он обосновал положение о том, что общество функционирует подобно организму, что структуры общества аналогичны органам и структурам тела. Одновременно он подчеркивал, что социальная действительность представляет особую реальность, она специфична и автономна и не может быть понята на уровне психологии личности.
Среди современных зарубежных школ выделяются школа британской социальной антропологии, воспринявшая методологический подход Дюркгейма, и североамериканская школа культурной антропологии.
Важность этой науки обусловлена тем, что культурология обращается к самобытной культуре этнических обществ и должна опираться на обширный этнографический материал, описывать их эволюцию, взаимоотношение и развитие. Одна из важнейших проблем, которую открыла культурная антропология, - взаимовлияние различного типа культур, аккультурация*11.
*11: {Аккультурация - процесс приобретения одним народом тех или иных форм культуры другого народа, происходящий в результате общения этих народов.}
Виднейшие представители культурантропологии - английские ученые А.-Р. Рэдклифф-Браун (1881-1955) и Б. К. Малиновский (1884-1942).
А. Рэдклифф-Браун придерживался взглядов Э. Дюркгейма. Он поставил перед собой задачу создать науку об обществе, в которой были бы сформулированы законы действия общества как системы.
Английский исследователь занимался изучением народностей андаманских островов, аборигенов Австралии. Он осуществил важный синтез идей о значении детства, брака и ритуалов, подчеркнул их значимость для единства общества. А. Рэдклифф-Браун писал: "Современная антропология является функционально обобщающей и социологичной, это паука сравнительной социологии".
Б.К. Малиновский - английский ученый польского происхождения. Руководил этнографическими экспедициями во многих частях света. Малиновский отрицал культурный эволюционизм и поддерживал органический взгляд на общество, разработанный Э. Дюркгеймом. Культуру Малиновский понимал как совокупность взаимных связей и функций. Он пытался понять, каким путем различные особенности и черты культуры обеспечивают удовлетворение базовых биопсихологических потребностей индивида. Соответственно различия между культурами он видел в различных способах удовлетворения этих потребностей (питания, воспроизводства и т. д.). Малиновский оказал влияние на целое поколение антропологов ("функциональная школа").
Широкую известность приобрела североамериканская школа культурантропологии. У се истоков стояла известная этнографическая школа Фр. Боаса (1858-1942) - американского ученого немецкого происхождения. Исследуя образ жизни различных народов (индейцев северного побережья Тихого океана, народов Северной Азии и других), Боас пришел к выводу о необходимости изучения культуры во всех ее аспектах, включая религию, искусство, историю, язык, а также физические характеристики народа. Боас пришел к пониманию культуры как некоей целостности, считая вместе с тем, что культуры разных народов не подлежат сравнению и ранжированию. Боас критиковал расистские теории и сделал один из наиболее важных выводов о том, что не существует "чистых" рас, что одна раса не может господствовать над другой в силу каких-либо прирожденных черт.
Североамериканская культурантропологическая школа обратилась к процессам аккультурации. Этой проблеме посвящены работы Дж. Гершковича, Дж. Мелвила, последователя американской антропологической школы южноафриканского ученого О. Оттенберга. Основываясь на опыте изучения жизни африканских народов, ученые сделали выводы о процессах адаптации африканцев к принятию цивилизованных социальных форм.
В последнее время американские культурные антропологи уделяют все большее внимание психологическому аспекту. Эти проблемы поднимаются в трудах Г.М. и Ф.М. Кисинги ("Новые перспективы культурной антропологии"), где психологический подход применяется к анализу проблемы взаимопроникновения цивилизаций.
В 1936 году английские и американские ученые объединились и опубликовали работу "Меморандум об аккультурации", где исследовали вопрос о взаимопроникновении цивилизаций (Т. Пит-Райверс, Хертцлер и др.). Выдающийся современный представитель психологического направления американской культурантропологии К. Додд в своей работе "Перспективы межкультурной коммуникации" выделил разные акты общения и смоделировал взаимодействие и связи между разными видами контактов и уровнем коммуникаций. Для анализа явлений культуры американские антропологи выделили и определили понятие "континуум"*12.
*12: {Контиуум (лат. continuum - непрерывное, сплошное) - непрерывность, неразрывность явлений, процессов.}
Культурантропология имеет большие заслуги в изучении различных типов культур (языков, обычаев, типов родства примитивных обществ ит. п.). За многочисленными описаниями многообразных языков и обычаев открылся факт многообразия, уникальности и неповторимости различных культур. За многообразными ликами культур в многообразных проявлениях (духовных и материальных) одной и той же культуры проявилось универсальное начало - способ и тип человеческого общения с природой и обществом. Развитие культурантропологии дало также основания для осмысления сосуществования диалога культур.
Понятие о структуре культуры
Основные функции культуры
Единство функций
Семиотика культуры
Историческая типология культуры
Национальные культуры
Региональные культуры
Культура и цивилизация
Культура и контркультура