Особая роль в развитии мировой цивилизации, мировой культуры принадлежит художественной культуре Древней Греции и Рима, имеющей непреходящее значение.
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ
Своеобразие исторического развития Древней Греции обусловило гуманистическое содержание и высокий художественный уровень ее искусства, то место, которое. заняла древнегреческая культура в истории человечества.
В период расцвета греческой рабовладельческой демократии (V в. до и. э.) сформировался этический и эстетический идеал человека-гражданина, всесторонне развитой личности, гармонически сочетающей высокие духовные и физические качества защитника отечества. Глубокие философские представления о мире и человеке, этические и эстетические теории, литература и искусство Древней Греции оказали огромное влияние на всю последующую историю культуры человеческого общества.
История греческой культуры, соответственно истории Древней Греции, прошла следующие этапы развития:
1. Гомеровский период (XI - VIII вв. до и. э.).
2. Архаика, период образования рабовладельческих городов- государств (VII—VI вв. до и. э.).
3. Классика:
ранняя классика (490-450-е гг. до н. э.);
высокая классика (450-410-е гг. до и. э.);
поздняя классика (конец V - IV вв. до и. э.).
4. Эллинистический период (конец IV в. - I в. до н. э.).
Гомеровский период
Древнейший период греческой культуры носит название гомеровского по имени Гомера - легендарного автора эпических поэм "Илиада" и "Одиссея". Имению в этот период сложились основы греческой мифологии и народной эпической поэзии, отразившие жизнь народа, его духовные стремления, героические подвиги.
Мифы (от греч. mythos - повествование, басня, предание) - создания коллективной фантазии, обобщенно отражающие действительность в виде чувственно-конкретных персонификаций и одушевленных существ, которые мыслятся первобытным сознанием вполне реальными*204.
*204: {См.: Литературный энциклопедический словарь. - М., 1987. - С. 222.}
Мифы - это определенное представление о мире, цельная система взглядов, в соответствии с которыми воспринимается мир. Сложившись в первобытной культуре, мифология впоследствии явилась основой формирования науки, политической идеологии и т. п. Происходит своеобразное переосмысление мифов при включении в новые структуры. Особый интерес представляет их трансформация в литературном творчестве, связанном с мифом прежде всего по типу отражения действительности.
Греческая мифология имеет свою историю развития.
Различаются следующие этапы:
- дофессалийская или доолимпийская мифология, порожденная еще периодом матриархата;
- фессалийская или олимпийская, связанная с патриархатом и примитивными формами раннего крито-микенского рабовладения, централизацией мифологии вокруг горы Олимп и переходом к художественному развитому и строгому героизму. Этот этап получил название классической мифологии, основанной на гармоническом и художественном восприятии мира.
В этот период в мифологии появляются герои, побеждающие чудовищ, ранее пугавших воображение человека. Вместо мелких божков и демонов является одни главный, верховный бог Зевс, которому подчиняются все. Боги живут на горе Олимп, где воцаряются отношения патриархальной общины.
Мифология отразила и процесс роста самосознания человека. Мифологический герой в период так называемого "позднего героизма" вступает в спор, в состязание с богами, за что они нередко мстят. Символичен образ Прометея, который страдает за свою помощь людям: по приказу Зевса он прикован к скале, и ежедневно орел терзает его печень.
На основе богатой системы мифологических образов и сюжетов, других жанров фольклора возникла литература Древней Греции. Героический миф стал важнейшим источником формирования героического эпоса, в частности, эпических поэм "Илиада" и "Одиссея", авторство которых приписывают Гомеру*205.
*205: {См. подробнее в кн.: Лосев А. Ф. Гомер. - М., 1960.}
Сюжеты обеих поэм относятся к сказаниям о Троянской войне, но реальная история здесь переплетена с более ранними мифами. В "Илиаде" нашла воплощение героическая тематика, в "Одиссее" - бытовая и сказочная.
События "Илиады" охватывают десятый год войны, незадолго до падения Трои. Сюжетное время поэмы - 51 день. По событиям этих дней дается максимально насыщенное изображение военной жизни того периода. Сюжетообразующее начало поэмы - гнев Ахилла, вызванный ссорой с предводителем войска Агамемноном, отобравшим у героя его пленницу Брисеиду. И первое слово гомеровского текста - "гнев":
Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына.
Грозный, который ахеянам тысячи бедствий соделал:
Многие души могучие славных героев низринул
В мрачный Лид и самих распростер их в корысть плотоядным
Птицам окрестным и псам (совершалася Зевсова воля), -
С оного дня, как, воздвигшие спор, воспылали враждою
Пастырь народов Атрид и герой Ахиллес благородный.
Дальнейшее развитие сюжета таково: оскорбленный Ахилл покинул войско и вернулся лишь после гибели Патрокла. Кульминация поэмы - поединок Ахилла с Гектором, виновником гибели Патрокла. Развязка - возвращение отцу убитого Гектора Приаму - тела его сына.
Вторая поэма Гомера рассказывала о странствиях Одиссея, его возвращении домой, длившемся десять лет. Эти годы были полны приключений и невероятных событий (эпизод с одноглазым циклопом Полифемом, пребывание в подземном мире, у нимфы Калипсо и т. д.). Заключительные главы повествуют о возвращении Одиссея в Итаку, где его ждет верная Пенелопа, о счастье, воцарившемся в его доме.
В "Одиссее" Гомер использует своеобразный композиционный прием: рассказ в рассказе. Повествование о фантастических событиях ведется не от лица автора, а содержится в рассказах героя о его странствиях. Так автор как бы не участвует в мифологизации действительности.
Одна из причин бессмертия гомеровского эпоса - гуманизм, проявляющийся в прославлении жизни и человека. Гомер воспевает мужество человека, его доблесть, верность в дружбе, любовь к родине, уважение к старости, т. е. те свойства и качества, которые приобрели общечеловеческий характер.
Так, Ахилл самолюбив, страшен в гневе, подвержен личным обидам, но ему присущи высокие нравственные понятия, которые и определяют его поступки: возвращение в войско, искупление вины героическими подвигами. Особенно знаменателен финал поэмы, где гнев Ахилла разрешается великодушием и милосердием: тронутый горем Приама (отца убитого Гектора), его мужеством (Приам явился безоружным в стан врага), Ахилл выдаст тело Гектора, которое, по обычаю, должно было быть предано поруганию. На время совершения погребальных обрядов прекращаются военные действия. Так поэма воспевает человечность героя.
Размышляя о жизни и смерти, герои Гомера стремятся оставить о себе славную память. Ахилл говорит:
Так же и я, коль назначена доля мне равная, лягу,
Где суждено, но сияющей славы я прежде добуду!
Многозначен образ Одиссея. Он символизирует стремление к познанию, неуемную страсть первооткрывателя, путешественника.
Знаменательно, что под именем Улисса он появляется в произведении XIV в. - поэме Данте "Божественная комедия". Улисс призывает своих товарищей отдать свою жизнь "постиженью новизны, чтоб, солнцу вслед, увидеть мир безлюдный!". Улисс отправляется в смелое плавание в неведомые места, доплывает до границ чистилища, стремясь познать то, что недоступно смертному. За свою дерзость он расплачивается жизнью, но Данте вслед за Гомером утверждает устами героя:
Вы созданы не для животной доли,
Но к доблести и знанью рождены.
В бессмертных поэмах Гомера "Илиада" и "Одиссея" раскрывается трагическая сущность войны, несущей страдания и смерть, осуждается "междоусобная брань, человекам ужасная", содержится призыв к миру:
О, да погибнет вражда от богов и от смертных, и с нею
Гнев ненавистный, который и мудрых в неистовство вводит!
Поэмы Гомера органически связаны с фольклором. Написаны они гекзаметром*206 - основным размером античной поэзии, придающим изложению приподнятое, торжественное звучание.
*206: {Гекзаметр или гексаметр - 6-стопный дактиль (дактиль - трехсложная стопа с ударением на первом слоге), после 3 стопы - цезура (пауза), рассекающая стих на 2 полустишия, с нисходящим и восходящим ритмом. В переводах на русский язык, где используется силлабо-тоническая система стихосложения, дактиль сочетается с хореем (хорей - двусложная стопа с ударением на первом слоге). См.: Литературный энциклопедический словарь. - С. 75}
В России интерес к Гомеру начал проявляться одновременно с усвоением византийской культуры. Усилился он в XVIII в., но первый полный перевод "Илиады" гекзаметром сделан уже в XIX веке И. И. Гнедичем (1829), "Одиссеи" - В. А. Жуковским (1849). Эти переводы не утратили своего значения и в наши дни.
Эпический жанр развивался в древнегреческой поэзии и впоследствии. К послегомеровскому эпосу можно отнести творчество Гесиода (VIII - VII вв. до и. э.). До нас дошли две поэмы Гесиода: "Труды и дни" и "Теогония" ("Родословная богов").
Архитектура и изобразительное искусство гомеровского периода не достигли высоты и совершенства эпической поэзии. В эту эпоху зарождается монументальная архитектура, дошедшая до наших дней в развалинах. Она представляет собой переработку более раннего типа, развитого в эгейской культуре, - мегарона.
Существовала примитивная скульптура культового назначения: ксоаны - грубо обработанные идолы из дерева или камня. Более поздние раскопки обнаружили статуэтки из глины, бронзы или кости, исполненные наивной радости, например, "Пахарь", "Герой и Кентавр" (VIII в. до н. э.). Развитие ремесел приводит к расцвету прикладного искусства (керамика, вазопись). Геометрический орнамент, тонкое чувство ритма, мастерство композиции в компоновке многофигурных сцен определяют художественное совершенство дипилонских ваз, имевших культовое значение (найдены близ Дипилонских ворот в Афинах).
Таким образом, уже древнейший период развития греческого искусства дал миру произведения непреходящего значения по общечеловеческим ценностям, заключенным в их содержании, образной системе, совершенству художественного исполнения.
Греческая классика
Эллинистический период
ДРЕВНИЙ РИМ
Римская республика
Римская империя
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Изобразительное искусство, архитектура средних веков
ВИЗАНТИЯ
ЗАПАДНАЯ И ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРОПА