В начале XX века осуществляются поиски новых путей развития украинской драматургии. В этом плане характерны сатирические комедии И. К. Карпенко-Карого "Суета" и "Житейское море", поднимающие сложные морально-этические проблемы из жизни украинской интеллигенции. Эти две пьесы составляют отдельные части неоконченной трилогии. В них Карпенко-Карый творчески воспринял и воплотил чеховские традиции, помыслы героев пьес Чехова; их желание развеять тьму, найти смысл жизни.
В этих пьесах основным приемом комизма является тонкая ирония. Лирическая тональность многих сцен, конфликты, основанные на столкновении различных психологий, взглядов на искусство, составляют новаторский подход автора к решению проблем комедии.
К жизни села в бурную эпоху 1905-1907 годов обратился М. Л. Кропивницкий в пьесах "Беспорядок", "Тяжелое время" и других. Проблему преступления и наказания поднимает драматург в психологической драме "Утерянная сила". Для украинского театра имела большое значение его деятельность по привлечению мировой драматургии - он переводит на украинский язык "Отелло" Шекспира, "Жорж Данден" Мольера.
Наиболее значительные достижения украинской драматургии начала XX века связаны с творчеством Леси Украинки. Это драматические поэмы 1903-1913 годов: "Кассандра", "В пуще", "Лесная песня", "Каменный хозяин" и другие. В них автор поднимает темы борьбы против социального, национального и духовного гнета, морально-этические и философские проблемы.
К темам крестьянства в сложный период социальных потрясений обратилась в драматургии Л. А. Яновская. Лучшие реалистические и демократические традиции украинской бытовой драмы нашли свое развитие в творчестве С. В. Васильченко. В 1911- 1912 годах он пишет одноактные пьесы из жизни и быта крестьян: "В холодке", "У жнивья" и другие. Они отличаются оптимизмом, насыщены искрящимся народным юмором, светлым лиризмом, отражают неисчерпаемые духовные силы народа. Свой вклад в развитие украинского театра внес А. В. Крушельницкий сатирической комедией "Орлы".
В начале XX века в драматургии развиваются и нереалистические направления. Увлечение декадентством сказалось в драматических произведениях В. Винниченко, А. Олеся ("По дороге в сказку", "Над Днепром", "Трагедия сердца"). Сложное перс-
плетение черт реализма и символизма нашло проявление в творчестве С. Ф. Черкасенко ("Сказка старой мельницы", "Пурга", "Земля" - из жизни шахтеров Донбасса).
Украинская драматургия находила воплощение в творчестве прославленных театральных трупп, возглавляемых П. К. Сакса- ганским, И. К. Карпенко-Карым, Н. К. Садовским.
Н. Садовский и М. Заньковецкая оказали влияние на театральную культуру Западной Украины. В 1905-1906 годах во Львове Садовский руководил деятельностью местного театра, после его отъезда театр возглавил И. Стадник.
Творчество украинских театральных деятелей получило высокую оценку общественности. К. С. Станиславский писал в 1911 году: "Такие актеры, как Кропивницкий, Заньковецкая, Саксаганский, Садовский - блестящая плеяда мастеров украинской сцены, - вошли золотыми буквами на скрижали истории мирового искусства"*256.
*256: {Станиславский К. С. Собр. соч. в 8 т. - М., I960. - Т. 7. - С. 517.}
МУЗЫКА
Начало XX века - период активизации украинской музыкальной культуры. Во многих городах Украины: Киеве, Одессе, Харькове, Екатеринославе, Полтаве, Херсоне, Чернигове, Умани - открыты отделения русского музыкального общества. В Киеве и Одессе в 1913 году основаны консерватории, в Харькове - музыкальное училище. На Западной Украине в 1907 году начинает действовать "Музыкальное общество им. Н. В. Лысенко". В развитии музыкальной культуры важную роль сыграл первый в Украине национальный музыкально-драматических театр Н. Садовского.
Богатейшим источником украинской музыкальной культуры продолжало оставаться народно-песенное творчество. Народные песни в обработке Н. В. Лысенко, Н. Д. Леонтовича, С. Ф. Людкевича проникали в концертный репертуар, в творчество профессиональных композиторов.
Ведущее место в музыкальной культуре Украины этого периода принадлежит основоположнику национальной украинской классической школы в музыке Н. В. Лысенко (1842-1912). Широко известны такие произведения Лысенко, как кантата*257 "К 59-й годовщине смерти Т. Г. Шевченко", хоры на шевченковские стихотворные тексты, опера-сатира "Энеида" по поэме И. Котляревского. С хором украинской песни Лысенко объездил всю Украину, укрепляя этим связь с народом, его песенным творчеством.
*257: {К а н та та — крупное вокально-инструментальное произведение для солистов, хора и оркестра.}
Значительный вклад в развитие украинской музыкальной культуры внес ученик Лысенко К. Р. Стеценко (1882-1922). Им созданы хоровая композиция "Прометей", раскрывающая тему героизма; различные кантаты, в том числе "Шевченко". Он же занимался хоровой обработкой поэзии Шевченко, его "Завещания"; написал фрагменты оперы "Кармелюк". Стеценко создавал музыку к водевилям Квитки-Основьяненко, Черкасенко. Его хоровая музыка близка по духу народной песенной стихии. Некоторые произведения Стеценко стали народными песнями.
Композитором-новатором явился Н. Д. Леонтович (1877- 1921). Он обратился к жанру хоровой обработки украинских песен, открыл новые пути развития хорового искусства ("Щедрик", "Мала мати одну дочку", "Гаю, гаю, зелен розмаю" и другие). Леонтович явился организатором и руководителем ученических и народных хоров. Его произведения и сегодня звучат в концертных программах.
Укреплению и развитию принципов реалистической музыки способствовала деятельность С. П. Людкевича, автора известной кантаты-симфонии "Кавказ" на слова Т. Г. Шевченко.
Так вырастала на почве народного искусства украинская художественная культура. Пройдя сложный путь развития от эпохи Киевской Руси до начала XX века, украинская культура, влившись в общий процесс европейского культурного движения, внесла значительный вклад в сокровищницу мировой культуры. Оригинальная и самобытная украинская культура сильна своей связью с фольклором, с одной стороны, но с другой, - взаимосвязью с культурами других народов и, прежде всего, славянских.
КУЛЬТУРА СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ РУСИ XII - XIV ВЕКОВ
КУЛЬТУРА НОВГОРОДА
КУЛЬТУРА МОСКОВСКОЙ РУСИ XIV - XVI ВЕКОВ
РУССКАЯ КУЛЬТУРА XVII века
РУССКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XVIII века
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА РОССИИ XIX века
Литература
Передмова
Частина І ТЕОРЕТИЧНІ АСПЕКТИ КУЛЬТУРОЛОГІЇ