КУЛЬТУРА СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ РУСИ XII - XIV ВЕКОВ
В XII веке Русь представляла собой множество феодальных княжеств. Наряду с Киевом возвышались новые города, появлялись новые центры культуры. Первенство среди обособившихся земель принадлежало северному Влади- миро-Суздальскому княжеству, расцвет которого был подготовлен деятельностью князя Юрия Долгорукого. Именно там, в Залесье, был создай один из самых прекрасных во всей средневековой Европе художественных ансамблей, в котором представлены прославленными шедеврами зодчество, живопись и ваяние.
Князь Юрий Долгорукий, сын Владимира Мономаха, на севере Руси построил многочисленные крепости, соборы: церковь Бориса и Глеба в Кидекше (в 4 км, от Суздаля) и собор Спасо-Преображения в Переславле-Залесском. Это были храмы-богатыри, они отличались утяжеленностью пропорций, приземистостью, чем напоминали крепостные строения. Прост и строг был их интерьер.
При сыне Юрия Долгорукого, Андрее Боголюбском, Владимир стал крупнейшим очагом русской культуры. Вокруг города воздвигаются земляные валы; с запада в город ведут ворота, названные по примеру Киевских Золотыми. На противоположном конце города - Серебряные. Воздвигаются храмы. Успенский кафедральный собор (1158-1161 гг.) был построен на высоком берегу Клязьмы и стал архитектурным центром города. Собор трехнефный и одноглавый. Именно там находилась величайшая русская святыня - икона Владимирской Богоматери. Через два с половиной века Андрей Рублев украсил этот собор фресками, которые явились вершиной древнерусской монументальной живописи.
Самая замечательная постройка времени Андрея Боголюбского - церковь Покрова на Нерли (1165 г.), которая поражает своей гармонией, динамичностью и легкостью форм. Церковь неразрывно связана с окружающим пейзажем. Она воспринимается как поэма в камне.
При князе Всеволоде Большое Гнездо Владимиро-Суздальская Русь достигла наивысшего могущества. Восстановлен после пожара Успенский собор; построена церковь св. Дмитрия (1194- 1197 гг.). Эта небольшая церковь отличается тяжеловесным ритмом и мощью, но собор по-своему строен и пропорционален. На его внешних стенах - каменная резьба, рельефы с изображением библейского царя Давида, князя с сыновьями, сюжет из романа "Александрия" - полет Александра Македонского на небо. При преемниках Всеволода возведены храмы Рождества Богородицы в Суздале и Георгиевский в Юрьеве-Польском.
Все храмы были расписаны фресками и украшены иконами. Выдающиеся иконы этого времени: Дмитрий Солунский, Ярославская О ранта. Создавалась русская школа иконописи, для которой характерны народная орнаментальность, яркие, красочные сочетания, введение кармина (красная краска), что было чуждо византийской живописи.
Развивается декоративно-прикладное искусство, достигшее вершины в оформлении Золотых ворот Рождественского собора (применен способ огневого сечения).
Монголо-татарское нашествие разрушило многие храмы, сгорели иконы, погибли люди. Трагедия русского народа нашла свое отражение в литературе, которая выполняла миссию объединителя. Она сохранила то лучшее, что было накоплено в духовном развитии Киевской Руси и могло стать основой возрождения.
Тема героического единоборства русского народа с иноземными захватчиками стала ведущей в русской литературе XIII-XIV веков. Наиболее впечатляюще она раскрыта в "Повести о разорении Рязани Батыем в 1237 году" и в "Слове о погибели Русской земли". Знаменателен образ рязанского жителя Евпатия Коловрата ("Повесть о разорении..."). Это поэтическое обобщение силы и мощи русского народа, не склонившего головы перед врагом. Даже Батый, восхищенный смелостью Евпатия, говорит над телом погибшего героя: "Если бы такой вот служил у меня, - держал бы его у самого сердца своего".
В середине XIII века создается "Житие Александра Невского", где в типичном для воинских повестей стиле рисуется победа Александра над немецкими рыцарями на Чудском озере в 1242 году.
Разорения в период монголо-татарского нашествия избежали только Новгород и Псков, где и расцвела русская культура XIII- XV веков.
КУЛЬТУРА НОВГОРОДА
КУЛЬТУРА МОСКОВСКОЙ РУСИ XIV - XVI ВЕКОВ
РУССКАЯ КУЛЬТУРА XVII века
РУССКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XVIII века
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА РОССИИ XIX века
Литература
Передмова
Частина І ТЕОРЕТИЧНІ АСПЕКТИ КУЛЬТУРОЛОГІЇ
Розділ 1 БАЗОВІ ХАРАКТЕРИСТИКИ ФЕНОМЕНУ КУЛЬТУРИ