Введение
Эта глава является введением в основные концепции маркетинга, которые рассматриваются с точки зрения функций, выполняемых специалистами по маркетингу в их повседневной работе. Должности, которые занимают специалисты по маркетингу, называются по-разному; но есть кое-что, что объединяет их, — это ориентация на управление организацией. Маркетинг призван обеспечить наиболее тесное соответствие между тем, что делает организация, что ей следует делать и чего хотят ее клиенты.
Цели
После прочтения этой главы вы сможете:
■ описать основные роли специалистов по маркетингу;
■ изложить обязанности различных типов менеджеров по маркетингу;
■ разъяснить основные концепции маркетинга;
■ очертить соотношение маркетинговой деятельности с другими дисциплинами науки о бизнесе;
■ обрисовать развитие маркетинговой концепции.
О маркетинге
Термином маркетинг обозначаются виды деятельности, происходящие при взаимодействии между организацией и ее клиентами. Он восходит к первоначальной концепции рынка, куда покупатели и продавцы приходили, чтобы производить взаимовыгодные операции (или обмены). Цель маркетинга как дисциплины состоит в том, чтобы клиенты производили обмены с организацией именно данного специалиста по маркетингу, а не с "владельцами других торговых палаток на рынке". Чтобы делать это эффективно, специалисты по маркетингу должны предоставлять клиентам то, что они хотят приобрести, по ценам, которые отражают "ценность, сопоставимую с уплаченной суммой".
Наиболее широко распространены следующие два определения маркетинга:
"Маркетинг — это управленческий процесс, который определяет, предугадывает и удовлетворяет потребности клиентов эффективно и прибыльно".
(Британский высший институт маркетинга)
"Маркетинг — это процесс планирования, осмысливания, оценивания, продвижения и распространения идей, товаров и услуг с целью создания обмена и достижения целей индивида и организации".
(Американская маркетинговая ассоциация)
Для неспециалиста в маркетинге понятие маркетинга часто сопряжено с негативными коннотациями. Распространено мнение, будто бы маркетинг занимается тем, чтобы убеждать людей покупать то, чего они покупать не хотят, а то и вовсе обманом людей. На самом же деле практики маркетинга обязаны стремиться к тому, чтобы клиент занимал ведущее место, в то время как другие специалисты, возможно, более озабочены тем, чтобы бухгалтерский баланс был в порядке, или тем, чтобы бесперебойно работала производственная линия. Специалисты по маркетингу хорошо понимают, что средний потребитель не будет бесконечно иметь дело с одной и той же фирмой, если она не предоставляет товары по приемлемой цене, а ведь без клиентов нет бизнеса.
На многих рынках конкуренция жесткая. Если на том или ином рынке есть место для четырех компаний, там будет присутствовать пять компаний, и каждая из них станет стремиться максимизировать свою долю в обороте рынка. Клиент в этой ситуации — король, и фирмы, игнорирующие потребности клиента, потерпят неудачу. Поэтому специалисты по маркетингу полностью сосредоточивают свое внимание на клиенте, ставя его в центр бизнеса.
Развитие концепции маркетинга
Концепция маркетинга является относительно новой, ей предшествовали другие разновидности философии бизнеса.
Ориентация на производство
В XIX веке многие полагали, что люди будут покупать все, лишь бы цена была достаточно низкой. В этом представлении есть доля истины, поскольку изобретение парового двигателя позволило вырабатывать гораздо более дешевые массовые товары. Если товар продавался примерно в десять раз дешевле своего эквивалента, изготовленного вручную, потребители в своем большинстве были готовы мириться с товарами худшего качества или не полностью соответствующими их потребностям. Среди производителей бытовало мнение, будто все, что необходимо, — это хорошо отлаженное производство. Такая позиция называется ориентацией на производство. Подобная парадигма часто превалирует в рыночных отношениях, при которых спрос намного превосходит предложение, поэтому ее все еще можно встретить в некоторых странах "третьего мира" и Восточной Европы.
С ростом богатства люди все менее склонны соглашаться на стандартизированные товары, а поскольку рынки расширяются, производители имеют возможность пользоваться преимуществами массового производства, изготовляя при этом более специализированные товары; поэтому дополнительные издержки, связанные с тем, чтобы создать нечто, полностью отвечающее запросам того или иного потребителя, не настолько высоки, чтобы иметь слишком существенное значение.
Развитие концепции маркетинга
Ориентация на производство
Ориентация на продукт
Ориентация на сбыт
Ориентация на потребителя
Социальный маркетинг
Маркетинг отношений
Маркетинг и другие дисциплины бизнеса
Повседневный маркетинг