Управление компанией начинается с формулировки жизнеспособной теории бизнеса.
Теория бизнеса — это способ, с помощью которого организация намеревается создавать ценность для своих клиентов, а значит, это понятие применимо ко всем организациям, не только в бизнес-секторе. Для того чтобы сформулировать такую теорию, нужно ответить на ряд вопросов:
• Какова наша миссия?
• Каковы наши основные сильные стороны?
• Кто является нашими потребителями и непотребителями?
• Что мы считаем существенными результатами для предприятия?
• Какой должна быть наша теория? (Это, в свою очередь, заставляет менеджера искать возможности для инноваций.)
Зачастую теория бизнеса далеко не так очевидна, и ее не удается сформулировать без противоречий. Для формулировки теории бизнеса нужно, чтобы руководители выглянули за пределы организации на окружающий мир. Этот мир не ограничивается тем, где в данный момент работает предприятие, а включает в себя также другие "среды", например, компании, которые обслуживают ваших непотребителей, или места потенциального обслуживания будущих клиентов. Формулировка теории бизнеса должна быть нацелена на будущее. Для нее необходимо озвучить миссию, которая затем заставит организацию систематически оценивать появляющиеся тенденции, будущие перемены в окружающем мире и текущие или новые социальные проблемы, которые можно будет превратить в возможности.
При определении ключевых направлений деятельности менеджеры организации должны задать себе вопрос: "Что нам действительно хорошо удается и чем нам следует заняться?"
Предположения насчет миссии, ключевых направлений деятельности и потребителей должны не только соответствовать действительности, но и согласовываться друг с другом. Именно по этой причине организационную теорию бизнеса необходимо постоянно тестировать и совершенствовать, потому что, например, вы не захотите продавать только большие ЭВМ, как это однажды делала компания IBM, если ваши клиенты отдают предпочтение персональным компьютерам.
Если теория бизнеса отличается от того, чем в настоящий момент занимается организация, тогда необходимо воспользоваться методами отказа, инноваций и перемен. Лидеры должны понимать, когда стоит отказаться от выпуска определенной продукции, от процессов и потребителей и перераспределить ресурсы для использования более многообещающих возможностей.
В качестве вывода: теория бизнеса устанавливает направление, с ее помощью нужно сообщать членам организации, куда движется компания, объяснять, почему ей важно идти именно по этому пути, и согласовывать действия всех членов.
Определение окружающих тенденций и будущего, которое уже произошло (главы 4-7,10, часть IV)
Текущие и грядущие в ближайшем будущем тенденции не отменяют потребность организации в теории бизнеса, в управленческих практиках, навыках и задачах, а также в управлении социальным воздействием и другими элементами, приведенными на рис.1, но все же кое в чем меняют ряд возможностей, которые основываются на известных и прогнозируемых течениях, заметных в окружающем мире.
Учитывая растущее значение умственного труда, к примеру, менеджерам придется уделять намного больше внимания тому, чтобы делать этот труд производительным, а работником умственного труда — результативными. Для этого нужно отталкиваться от сильных сторон и увеличивать производительность труда работников, а еще и объединять этих специалистов в эффективное целое. Такая интеграция специалистов в обществе знаний становится главной задачей менеджмента.
Демографические перемены в развитом мире включают в себя старение населения, а также спад рождаемости во многих развитых странах ниже уровня, который необходим для поддержания размеров населения. Следовательно, традиционный объем рабочей силы на этих территориях сокращается. Подобные демографические перемены означают, что маркетинговые стратегии и теория бизнеса предприятия тоже должны будут измениться. Расщепленные рынки, на которых действует и младшее, и старшее поколение, диктуют совершенно иные ценностные предложения и рыночные стратегии. "Что такое ценность?" для потребителя — ответ на этот вопрос нужно искать с учетом систем ценностей двух разных поколений (например, поколения нового тысячелетия и поколения бэби-бума).
Социальные воздействия и социальная ответственность (главы 20-21)
Креативное разрушение, а также инновации и предпринимательство (часть VIII)
Управленческие навыки (главы 28-33)
Управленческие задачи (главы 9-11,24-26,45)
Личные навыки (часть X)
Вывод
Предисловие
1. Введение: понятие менеджмента и менеджеров
Что такое менеджмент