Менеджмент - Питер Друкер - 1. Введение: понятие менеджмента и менеджеров

Вероятно, менеджмент — одно из самых важных изобретений XX века, непосредственно влияющее на молодых, образованных людей в колледжах и университетах. Завтра эти люди станут работниками умственного труда в управляемых организациях, а послезавтра — их руководителями. Но что же такое менеджмент? Зачем он нужен? Как определить понятие "менеджер"? В чем состоят их задачи и обязанности? И каким образом наука менеджмента развивалась до своего теперешнего состояния?

Когда в начале XX века в Соединенных Штатах Америки открылись первые школы бизнеса, в них не было ни одного курса по менеджменту. Примерно в то же самое время Фредерик Уинслоу Тэйлор начал популяризировать слово "менеджмент", описывая им то, что прежде (причем более оправданно) называлось "изучением работы" или "изучением задачи", а мы сегодня называем это "промышленным инжинирингом". Но когда Тэйлор говорил о том, что мы теперь понимаем под менеджментом и менеджерами, то использовал слова "владельцы" и "их представители".

Корни менеджмента как отрасли знания уходят примерно в XVIII век (см. "Примечание: истоки и история менеджмента" ниже в этой главе). Но менеджмент как функция, менеджмент как конкретная работа, менеджмент как наука и предмет исследования — все это появилось только в XX веке. А большинство людей познакомились с этим понятием только после Второй мировой войны.

Еще при жизни сегодняшних стариков наше общество превратилось в общество знаний, общество организаций и сетевое общество. В XX веке важнейшие общественные задачи выполнялись в организованных институтах и с их помощью. К таким институтам относятся предприятия малого и крупного бизнеса, школьная система, колледжи и университеты, больницы, исследовательские лаборатории, правительства и правительственные организации всех видов и размеров, а также многое другое. И каждый из них в свою очередь находится в ведении менеджеров, которые занимаются менеджментом.

Что такое менеджмент

Менеджмент и менеджеры необходимы в любой организации: от самой малой до самой большой. Это специфический орган любого учреждения. Именно благодаря им организация существует как таковая и может успешно функционировать. Ни одно из учреждений ни при каких условиях не смогло бы работать без менеджеров. И менеджеры выполняют свои особые задачи, а не получают их как распоряжение от владельца. Потребность в менеджменте возникает не только потому, что работы стало слишком много, чтобы с ней мог справиться один человек. Управлять коммерческой компанией или общественной организацией — это совсем не то, что управлять своей собственностью, заниматься частной медицинской, юридической или консультационной практикой.

Конечно, многие крупные и сложные предприятия начинались с дела одного человека. Но после первых этапов начинается рост, который влечет за собой изменения не только в размере. В определенный момент (причем задолго до того, как организация достигнет хотя бы среднего размера) размер начинает представлять собой помеху. Теперь владельцы уже не управляют своим собственным бизнесом, даже если по-прежнему являются его единственными хозяевами. Сейчас они руководят деловым предприятием, и если не смогут быстро стать менеджерами, то очень скоро уже не будут владельцами, и их просто сместят с должности, или же бизнес придет в упадок и исчезнет. Потому что на данном этапе бизнес превращается в организацию, и для ее выживания требуется другая структура, другие принципы, другое поведение и другая работа. Организации нужны менеджеры и менеджмент.

С юридической точки зрения менеджмент в деловом предприятии по-прежнему воспринимается как представительство владельцев. Но теперь уже существует доктрина, которая определяет практику, хотя до конца еще не оформлена законом. Согласно ей менеджмент предшествует и даже превосходит владение. Владелец ради блага организации должен подчиниться менеджменту и менеджерам. Естественно, существует множество владельцев, которые успешно комбинируют обе роли, т.е. роль владельца-инвестора и роль топ-менеджера. Но если у предприятия нет менеджмента, который ему необходим, владение этим бизнесом само по себе бессмысленно. На крупных предприятиях или в организациях, играющих настолько важную роль, что их существование и качество работы являются делом государственной важности, общественное давление или вмешательство государства лишает контроля владельца, который стоит на пути менеджмента. Например, покойного Говарда Хьюза в 1950-х годах правительство США заставило отказаться от контроля над находившейся в его собственности авиакомпанией, которая выпускала электронное оборудование, жизненно важное для обороны страны. На его место были привлечены менеджеры, потому что Хыоз настаивал на том, чтобы и дальше управлять компанией в качестве владельца. Точно так же немецкое правительство в 1960-х годах наделило менеджмент гибнущей компании Круп па автономией, несмотря на то, что семье Круппов принадлежало 100 процентов акций.

Превращение из бизнеса, который благодаря помощникам может управлять владелец-предприниматель, в компанию, нуждающуюся в менеджменте — это очень серьезное событие. Для этого необходимо применить основные концепции, принципы и индивидуальное видение предприятия.

Эти два вида бизнеса можно сравнить с двумя типами организмов: с насекомым, тело которого покрыто жесткой, твердой оболочкой, и позвоночным животным, наделенным скелетом. Сухопутные животные, у которых тело покрыто жесткой оболочкой, не могут вырасти больше нескольких сантиметров. Чтобы стать больше, животному нужен скелет. Но при всем этом скелет не является результатом эволюции жесткой оболочки насекомого, это совершенно другой орган с совершенно иными истоками. Точно так же менеджмент становится необходимым, когда организация достигает определенного размера и сложности. Но хотя менеджмент приходит на смену "жесткой оболочке" владельца-предпринимателя, он не является ее преемником. Это скорее замена.

И когда же бизнес достигает той стадии, когда ему приходится менять "жесткую оболочку" на "скелет"? Это происходит примерно тогда, когда в компании насчитывается от трехсот до тысячи сотрудников. Но что еще важнее — это нарастание сложности. Когда задачи во всем их разнообразии нужно выполнять с помощью сотрудничества, синхронизации и коммуникации, это значит, что организации нужны менеджеры и менеджмент. Примером может послужить небольшая исследовательская лаборатория, в которой работают от двадцати до двадцати пяти ученых из разных областей знания. Без менеджмента ситуация выходит из-под контроля. Планы больше нельзя воплотить в жизнь. Или еще хуже - разные части планов реализуются с разной скоростью, в разное время и с разными целями. Благосклонность босса становится важнее качественной работы. На таком этапе продукт может быть превосходным, люди талантливыми и преданными делу. Босс может быть — и зачастую является — человеком огромных способностей и авторитета. Но все предприятие начнет загнивать и очень скоро придет в упадок, если не сможет переключиться на "скелет" из менеджеров и структуры менеджмента.

Слову "менеджмент" уже много столетий, но в значении органа управления какого-либо учреждения, а особенно делового предприятия, его начали применять в США. Менеджмент обозначает как функцию, так и людей, ее выполняющих. Под этим термином понимают как общественное положение и власть, так и отдельную дисциплину и область исследований.

Даже в Америке менеджмент — далеко не самое простое понятие, потому что другие организации вне бизнеса не всегда говорят о менеджменте и менеджерах. В университетах и государственных органах, а также в медицинских учреждениях работают администраторы, в вооруженных силах есть командиры, в других организациях — исполнители и т.д.

И тем не менее у всех этих учреждений есть нечто общее — это функция менеджмента, задача и работа менеджмента. Всем им нужен менеджмент, и во всех них менеджмент выступает в роли эффективного и активного органа.

Без организаций не было бы и менеджмента. Но без менеджмента мы имели бы не организацию, а всего лишь толпу. Организация сама по себя является органом общества и существует только для того, чтобы делать определенный вклад в это общество, в хозяйство и в отдельного человека. Однако органы никогда не определяются по тем функциям, которые выполняют, не говоря уже по качеству своей работы. Для всех них важен вклад. И именно менеджмент позволяет организации делать этот вклад.

Менеджмент — это задачи. Менеджмент — это дисциплина. И вместе с тем менеджмент — это люди. Любое достижение менеджмента представляет собой достижение менеджера. Управляют люди, а не силы или факты. Именно представление о деле, преданность ему и целостность менеджеров определяют, правильно ли управляется компания.

Что такое менеджмент
Кто такие менеджеры
Новое определение менеджера
Люди — ресурсы менеджера
Менеджмент: практика, а не наука
Примечание: истоки и история менеджмента
Появление крупных организаций
Первый бум менеджмента
Работа двадцатых и тридцатых годов
Вывод
© Westudents.com.ua Всі права захищені.
Бібліотека українських підручників 2010 - 2020
Всі матеріалі представлені лише для ознайомлення і не несуть ніякої комерційної цінностію
Электронна пошта: site7smile@yandex.ru