Не менее важной задачей для топ-менеджмента в новом типе корпорации будет сохранение баланса между тремя направлениями в работе корпорации: как экономической организации, как кадровой организации и (все более важное направление) как социальной организации. Каждая из трех моделей корпорации, появившихся в прошлом веке, делала акцент на одном из этих направлений и подавляла два оставшихся. Немецкая модель социально-рыночной экономики подчеркивала социальный аспект, японская нацеливалась на кадровый, а американская модель ("суверенитет акционеров") — на экономический.
Ни одно из трех направлений само по себе не является адекватным. Немецкая модель добилась и экономического успеха, и социальной стабильности, но ценой высокой безработицы и опасной жесткости рынка труда. Японская модель оставалась крайне успешной в течение двадцати лет, но дала сбой при первой же серьезной трудности, а затем, даже более того, стала основной помехой при восстановлении Японии после недавнего спада. Модель "суверенитета акционеров" тоже обречена на провал, так как действует только при благоприятных условиях, только в период процветания. Очевидно, что предприятие может выполнять свою кадровую и социальную функции, только если процветает. Но теперь, когда работники умственного труда становятся ключевыми сотрудниками, компании для достижения успеха необходимо также сохранять привлекательность для них.
По сути, утверждение, на котором держался суверенитет акционеров, т.е. абсолютное превосходство доходов бизнеса, также подчеркивало важность социальной функции корпорации. Новые акционеры, благодаря появлению которых в период 1960-1970-х годов и возникла модель суверенитета акционеров, не являются капиталистами. Это сотрудники, которые владеют долей в бизнесе посредством своих пенсионных фондов. К 2000 году пенсионные и открытые инвестиционные фонды стали владельцами большей части акционерного капитала в крупных американских компаниях. Это наделило акционеров правом требовать краткосрочных вознаграждений. Но потребность в гарантированном пенсионном доходе будет заставлять людей все больше задумываться о будущей ценности инвестиций. Следовательно, корпорациям как гарантам пенсионных выплат придется обращать внимание как на краткосрочные результаты работы бизнеса, так и на долгосрочную эффективность. Эти два аспекта нельзя назвать несовместимыми, но они отличаются друг от друга, и их придется уравновешивать.
За полвека после окончания Второй мировой войны было доказано, что деловая корпорация является прекрасной экономической организацией, т.е. создателем рабочих мест и богатства. В новом типе общества самой большой сложностью для крупной компании может стать ее социальная функция: ее ценности, миссия и образ. Своими непохожими способами топ-менеджеры во всех этих немецких, японских и американских компаниях пытались сделать то же самое — утвердить неповторимость своей организации.
Сможет ли такая корпорация выжить? Да, по-своему. Некий орган, подобный корпорации, должен будет координировать экономические ресурсы нового общества. Юридически и, возможно, финансово он, скорее всего, будет во многом напоминать современную корпорацию. Но теперь уже не будет единой модели, которая подстраивается к каждому, а будет целый ряд моделей, из которых можно сделать выбор.
Что впереди? Сейчас уже пора готовиться к будущим реалиям
Новый тип общества уже достаточно сформировался, и пришло время обдумывать действия в следующих направлениях.
Будущая корпорация
Методы работы с людьми
Информация извне
Агенты перемен
Что дальше?
Большие идеи
Вывод
7. Новая парадигма менеджмента
Введение