Права и ответственность распределяются обычно по вертикали, горизонтали или на основе комбинации двух первых. Все зависит от размеров компании, принятых уровней управления. Важно, чтобы каждый сотрудник понимал преобразования, изменяющие иерархическую цепочку, а также соотношение ответственности, прав и соподчиненности на своем месте.
Опыт показывает, что чем больше уровней управления, тем больше препятствий для эффективных контактов, тем сложнее информационные системы и выше уровень накладных расходов.
Норма управляемости
Норма управляемости означает число подчиненных, которыми способен эффективно управлять один руководитель. Традиционная теория управления отстаивает невысокую норму управления (пять или шесть подчиненных), которая позволяет управляющему комплексно подходить к руководству соответствующим видом деятельности. Но на практике число подчиненных зависит от характера работы, конкретных условий и личности самого управляющего. Норма управляемости (или ответственности) изначально предполагает необходимость координации управляющим действий своих подчиненных.
Система в целом
Различные стороны деятельности управляющего маркетингом должны быть интегрированы в рамках соответствующей организационно-информационной системы. Принципиальная схема организационных систем одинакова для любых фирм независимо от их отраслевой принадлежности. На рис. 8.2 приведена организация фирмы и место маркетинга в ней.
Управляющий должен обеспечить разработку, управление и укрепление этой системы, которая должна выполнять функции, обеспечивающие учет как внешних условий (экономических, политических, юридических, культурных и т. д.), так и внутренних
факторов (технические, управленческие, поведенческие, структурные и др.). Общей целью организационно-информационных систем является максимально возможное повышение эффективности бизнеса в целом.
В их организационный контур должны быть встроены: иерархические подсистемы, соответствующие:
— разделению прав и обязанностей специалистов;
— обеспечивающие необходимую координацию и интеграцию;
— информационно-справочные подсистемы;
— воздействия на развитие и динамизм управленческого процесса:
определение полномочий, анализ мотиваций, оценку авторитета руководителя, ценности информации, анализ выполнения, обратную связь со структурными подразделениями, подготовку персонала на различных уровнях управления и развитие организации в целом.
Все эти потребности должны обслуживаться эффективными административными системами, которые носят вспомогательный характер для организации в целом или для определенной функции, в данном случае для маркетинговой.
Руководство операциями, стимулирование и информация
Цель управляющего — следить за тем, чтобы аппарат проводил в жизнь планы компании и добивался выполнения задач. Для этого должны издаваться приказы, инструкции и указания, разрабатываться определенные методики управления, предназначенные для конкретных условий, которые позволят определить, насколько успешно выполняются те или иные задачи. Однако, как показывает опыт, только инструкций недостаточно. Решающее значение в руководстве операциями имеют эффективные связи и способность руководителя побудить к действию. Для маркетинг-менеджера основным является вопрос авторитета, который определяется как "комбинация убеждения, принуждения и примера, способность побудить людей сделать то, что вы от них требуете", а руководитель, согласно определению, — это "лицо, которое направляет и руководит другими людьми в их совместной деятельности по достижению определенных целей".
Необходимо учитывать, что в тесной связи с понятием руководства находится мотивация деятельности. Она основывается на побуждениях, определяемых как "внутренняя движущая сила, определяющая насколько значительными будут предпринятые усилия" . Следовательно, знания мотивации позволят установить, как добиться максимальной отдачи от подчиненных на основе отчетливого представления о том, почему люди ведут себя так, а не иначе, каковы мотивы, заставляющие их работать лучше или хуже, чтобы использовать эту информацию и различные приемы стимулирования. Для этого управляющий по маркетингу должен разработать специальный план по работе с подчиненными.
Управляющему по маркетингу необходимо планировать свою деятельность, для этого разрабатывается специальный план мероприятий, который направлен на:
— развитие и стимулирование посредством динамичного руководства и личного примера глубокого чувства преданности организации в целом и своему отделу в особенности:
— привитие персоналу чувства престижа от принадлежности к организации и гордости за то, что фактически успехи компании в немалой степени зависят от него лично;
— воспитание безоговорочного признания авторитета руководства компании;
- внедрение в работу трудовых групп благожелательного соперничества.
Идеальный руководитель-воспитатель должен обладать глубоким и искренним интересом к сотрудникам подчиненного ему аппарата и иметь широту мышления, которая позволяла бы ему относиться к каждому члену коллектива в открытой, непредвзятой, дружеской, исключительно благожелательной манере.
Важное значение для руководителя имеет умение наладить контакты со всеми уровнями управления, а также с подчиненными в своем отделе. Для этого должны быть разработаны специальные модели маркетинговых информационных систем, предусматривающих использование математических моделей для оценки коммерческих и других решений.
Для эффективного управления маркетингом имеют особое значение такие ключевые аспекты сферы менеджмента, как руководство операциями, мотивация и организация связей.
Подготовка персонала — это часть процесса управления охватывает не только основную деятельность по обучению персонала, но и в более широком смысле стимулирование и создание условий для развития способностей сотрудников в рамках организации. Это применение на постоянной основе единого подхода для достижения взаимосогласованных целей путем инструктажа, обучения, повышения квалификации и развития способностей каждого сотрудника. Закрепление положительных результатов посредством стимулирования успехов. Это одновременно и процесс укрепления организации. Она направлена на повышение трудовой отдачи не только за счет материальных стимулов, а за счет характера самой работы, обогащения ее содержания и повышения степени ее удовлетворенности. Контроль как управленческая деятельность предполагает оценку конечных результатов в сравнении с поставленными в плане целями по решению конкретных задач.
Необходимыми элементами являются:
— наличие необходимой информационной системы с обратной связью;
— применение эффективной методики анализа полученных результатов;
— сопоставление результатов с намеченными целями и с соответствующими показателями за предшествующий период;
— представление о том, где: как и когда следует предпринять корректирующие действия;
— накопление информации для создания статистической базы планирования операций.
9. ОРГАНИЗАЦИЯ, ПЛАНИРОВАНИЕ И МОТИВАЦИЯ МАРКЕТИНГ-МЕНЕДЖМЕНТА
9.1. Планирование управления маркетингом
Определение ключевых факторов
Сбор исходной информации
Анализ
Конкуренция
Рынок
Анализ деятельности фирмы
Виды стратегий и маркетинговые действия