Оптимальная структура и форма организации маркетинга зависит от различных факторов и условий ситуации, в которой находится предприятие.
Определяющими факторами являются:
1. Цели предприятия:
— с технико-экономической точки зрения организация должна обеспечивать выполнение задач, облегчать руководство предприятием, минимизировать координационные проблемы;
— должна быть обеспечена мобильность организации, мотивированность работников и реализация их творческого потенциала.
2. Условия среды:
— внешние условия: конкуренция; внешние каналы сбыта; количество и величина рынков; число, структура потребностей и покупательная способность потребителей; правовые нормы; политические и общественные отношения.
— внутренние условия: величина предприятия и его возраст; количество и разнородность продуктов; квалификация сотрудников; финансовый потенциал; имеющиеся каналы сбыта.
Основные требования к построению маркетинговых служб
Зарубежный опыт показывает, что структура создаваемых маркетинговых служб должна обеспечивать следующие условия функционирования: [41].
— гибкость, мобильность и адаптивность системы. Как система управления маркетинг требует значительной гибкости, адаптивности, оперативности принятия решений, соответственного организационного построения управленческих служб и периодической их организации, в частности формирования целевых рабочих групп, когда подразделения создаются для решения конкретной задачи на определенный срок и по ее выполнению трансформируются в другие целевые подразделения. Гибкость и адаптивность организационных структур маркетинговых служб обеспечиваются также регламентацией прав, обязанностей, компетенций отдельных подразделений, а также их соответствием долгосрочной стратегии фирмы. При организационном построении маркетинговых служб важно обеспечить прямую и обратную связь между маркетинговыми и функциональными службами общего управления фирмой;
— относительную простоту структуры. При прочих равных условиях чем проще структура, чем меньше уровней управления и количество координационных и центральных служб, тем мобильнее система управления и тем выше шансы на успех;
— соответствие масштабов маркетинговой службы степени ее эффективности и объему продаж фирмы;
- соответствие структуры специфике ассортимента производимой продукции и услуг. Это означает, что в структуру организации в той или иной форме должен быть заложен товарный принцип, а решение вопросов комплексной рыночной политики должно быть сосредоточено в рамках отдельного оперативного подразделения, наделено хозяйственной самостоятельностью;
— соответствие организационной структуры числу и объему рынков сбыта и их характеристикам (однородности, дифференцированности и др.), направленность организационной структуры фирмы на углубленное сегментирование рынка, применение дифференцированного подхода к отдельным группам потребителей в целях способствования решению задачи их наилучшего обслуживания и сбыта товаров такого качества и характеристик, которые требует покупатель;
— централизацию стратегического управления в специализированных подразделениях на высшем уровне руководства (управления, отделы, комитеты, комиссии при главе фирмы). Построение организационного аппарата маркетингового управления в этом случае обеспечивает возможность активного личного участия высшего управленческого персонала в решении стратегических вопросов маркетинга.
В зависимости от характеристик товара, рынка и взаимоотношений внутри фирмы состав и место штабных подразделений могут меняться, и образование их на всех уровнях не обязательно.
В реальной жизни существует множество различных форм организации службы маркетинга. Наиболее типичными являются функциональные и дивизиональные.
Функциональная ориентация службы маркетинга
Товарная ориентация службы маркетинга (в рамках функциональной организации)
Заполнение структуры службы
Структуры, ориентированные на рынок или на потребителя
Региональная ориентация службы маркетинга
Основные задачи, решаемые службой маркетинга
Организация по товарно-рыночному принципу (матричная организация)
Статус службы маркетинга
9.3. Сущность мотивации. Мотивация в маркетинге