Все досоциалистические экономические системы сначала возникали в процессе эволюционного развития, и только со временем наука делала попытки их теоретического осмысления.
Отличие социализма состоит в том, что он первоначально возник как теория (рис. 4.3), и только со временем была предпринята попытка реализовать эту теорию на практике путем революционных преобразований.
Теоретической основой реализованной модели социализма считается марксистская экономическая концепция.
Бе главные предпосылки:
— капитализм не может решить внутренне имманентные ему противоречия и должен уступить место следующей экономической формации — коммунистической, являющейся
антиподом капиталистической формы общественного устройства;
— коммунизм предполагает две фазы общественного развития: I — социализм; II — коммунизм.
Социализм — переходная форма от капитализма к коммунизму, поскольку, в отличие от предыдущих экономических систем, которые имели единую экономическую основу — частную собственность, элементы коммунизма не могут зародиться в недрах капитализма из-за отличия в экономических основах (частная и общественная формы собственности).
Особенности коммунистической системы:
— экономической основой новой системы является общественная собственность;
— всеобщность труда;
— отсутствие классов;
— коллективизм, упраздняющий индивидуалистический эгоизм;
— нетоварные (непосредственно-общественные) связи;
— распределение произведенного обществом продукта осуществляется на I фазе общественного развития — по труду, на II — по потребностям;
— самоуправление как антипод государственной формы управления;
— полное отмирание государства как аппарата насилия на II фазе общественного развития.
Реализация марксистской концепции экономического развития сопровождалась значительными теоретическими изменениями и модифицировалась в марксистско-ленинскую теорию построения социализма, которая включала следующие этапы.
Политика "военного коммунизма" (В.И. Ленин со временем признал ее не только вынужденной, но и ошибочной) была направлена на упразднение рыночных отношений, частной собственности и классов, на переход к непосредственному продуктообмену через государственные органы.
Новая экономическая политика (НЭП) внесла в теоретическую концепцию существенные коррективы, и прежде всего признание:
— рыночных форм (товар, деньги, цена, кредит, финансы и т. п.);
— двух форм собственности (государственной и кооперативной);
— двух классов (рабочих и крестьян, а интеллигенции как прослойки);
— государственной формы управления с участием народа.
Черты командно-административного социализма:
— тотальное господство государственной собственности (даже колхозно-кооперативная собственность, провозглашенная Конституцией, утратила черты кооперативной и была огосударствлена);
— централизованное регулирование всех связей государством (директивное централизованное планирование от достигнутого);
— искаженные рыночные отношения (цены, зарплату, процент за кредит, ренту и т. п. устанавливает государство);
— прямое распределение ресурсов;
— тотальное государственное управление по принципу жесткой иерархии, на вершине которой находится партийная бюрократия;
— распределение осуществляется по воле государства, которое не может определить удельный вес индивида в общественном результате экономической деятельности (хотя зарплата представляется формой распределения по количеству и качеству труда).
Как следствие, в процессе революционных изменений произошло тотальное огосударствление экономики, политики, идеологии и других форм общественного бытия.
Кризис командно-административной системы стал проявлением обострения противоречий, порожденных и накопленных ею, которые она не смогла разрешить.
Противоречия командно-административной системы
Главное противоречие — противоречие между провозглашенными и реализованными целями.
Формы проявления главного противоречия:
— между освобождением трудящихся от порабощения их капиталом и порабощением (эксплуатацией) их государством;
— между провозглашенной целью построения общества всеобщего благосостояния и сформированной экономикой тотального дефицита, являющегося не только следствием, но и предпосылкой воспроизводства бюрократической системы административного социализма;
— между провозглашенной целью построения общества, где все блага "польются полным потоком" и осуществится великий принцип "от каждого — по способностям, каждому — по потребностям", и деформированной структурой экономики, ориентированной на производство ради производства;
— между провозглашенной целью высокопроизводительного труда (трудящиеся работают на себя и на общество в целом) и убывающей эффективностью реального производства из-за отсутствия конкуренции и тотального господства государственной монополии;
— между провозглашенной целью построения общества, основанного на самоуправлении (самоуправление как антипод государственного управления), и реальной системой управления в виде диктатуры государства, проявившейся в формах диктатуры пролетариата, диктатуры партии и т. п.
Причиныглубокого кризиса командно-административной системы не исчерпываются только накопленными ею противоречиями. Они объясняются существующей структурой власти и проводимой ею политикой. В значительной степени этот кризис обусловлен объективными законами неравномерности и цикличности экономического развития.
4.4. Концепции перехода постсоциалистических стран к рыночной экономике
4.5. Формирование институциональных и экономических условий перехода стран к новой системе хозяйствования
УЧЕБНЫЙ ТРЕНИНГ
Глава 5. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА и их эволюция
5.1. Сущность и структура общественного производства. Материальное и нематериальное производство
5.2. Основные факторы общественного производства и их взаимосвязь
Экологический фактор производства
5.3. Эффективность производства, ее сущность, экономические и социальные показатели
Показатели социальной эффективности производства