Экономическая теория: политэкономия - Базилевич В.Д. - 7.2. Черты, структура и функции рынка

Глава 7. РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА: СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И ИНФРАСТРУКТУРА

Экономическая свобода намного иллюзорнее, нежели это кажется на первый взгляд. Каждый имеет право действовать на рынке так, как ему вздумается. Однако, если кто-нибудь предпочтет делать то, чего рынок не одобряет, ценой экономической свободы будет экономическое разорение.

Р. Хейлброннер

7.1. Рыночное хозяйство как неотъемлемая составляющая товарного производства

Рынок — система экономических отношений, возникающих в связи с обменом экономических благ на основе широкого использования разнообразных форм собственности, товарно-денежных и финансово-кредитных механизмов.

Существуют два сектора экономики: рыночный и нерыночный (бюджетный) (табл. 7.1).

Соотношение между рыночным и бюджетным секторами обусловливается совокупностью факторов, свойственных только той или иной стране. Оно меняется на разных этапах эволюции экономической системы.

Изменение доминанты одного из секторов обусловливает качественные сдвиги общественного устройства, затрагивает судьбу системы и влияет на преобладающее большинство субъектов экономики.

Таблица 7.1. Секторы экономики

Рыночный сектор

Бюджетный сектор

Рынок — экономическая система, работающая ради прибыли.

Кто производит, что производится, сколько производится, для кого производится — решает доходность

Производит необходимые для общества экономические блага, но главная цель для него — не прибыль, а удовлетворение потребностей посредством производства общественных благ

Это самовоспроизводящийся сектор экономики

Не запрограммирован на окупаемость, самофинансирование и самовоспроизводство и потому нуждается в существовании рыночного сектора

Работает на удовлетворение экономического интереса

Работает на деньги, выделенные из бюджета

Сам зарабатывает деньги и сам на свой риск их тратит

Тратит денежные средства строго по целевому назначению

Рынок — неотъемлемый атрибут товарного хозяйства. Он обеспечивает движение товаров и денег (Т — Д — Т и Д — Т—Д). Посредством рынка осуществляется преобладающее число экономических процессов и операций. Это специфическая форма экономических взаимоотношений, объединяющая между собой самых разных хозяйствующих субъектов (рис. 7.1),

7.2. Черты, структура и функции рынка

Характерными чертами современного рынка являются: экономическая свобода, конкуренция, мобильность ресурсов, автономность действий участников рынка, полная информированность субъектов, социализация и глобализация экономических связей (рис. 7.2).

Формы проявления экономической свободы:

— свобода выбора сферы применения своих способностей;

— свобода выбора сферы применения своего капитала;

Условия возникновения рыночного хозяйства

Основные черты современной рыночной экономики

— свобода выбора партнеров;

— свобода ценообразования;

— свобода выбора уровня риска;

— полная ответственность за свои решения, действия и их последствия.

Конкуренция в наиболее общем понимании означает, что тем, чем занимается один из хозяйствующих субъектов, могут свободно заниматься и другие. Она (конкуренция) является одним из самых важных стимулов экономического роста и в то же время в процессе эволюционного развития порождает монополизм, ограничивающий и деформирующий конкуренцию.

Формы конкуренции по критериальным признакам:

а) в зависимости от конкурирующих субъектов:

— между производителями и потребителями;

— между производителями однородной продукции;

— между производителями разнородной продукции;

— между собственниками капитала и рабочей силы;

— между собственниками капитала;

— между собственниками рабочей силы;

— между частными собственниками капитала и государством;

— между собственниками рабочей силы, их профсоюзными объединениями и государством;

— между монополизированным и немонополизированным секторами экономики;

— между олигополиями;

— внутри монополии;

— внутри немонополизированного сектора и т. п.;

б) в зависимости от объектов:

— по поводу ресурсов;

— по поводу рынка сбыта;

— за право первоочередного владения информацией;

— по поводу инноваций и т. д.;

в) в зависимости от рыночных форм:

— совершенная;

— несовершенная;

г) в зависимости от законности:

— добросовестная;

— недобросовестная;

д) в зависимости от последствий:

— свободная;

— олигополистическая;

— монополия;

— монополистическая конкуренция.

Мобильность ресурсов означает:

— готовность работников на протяжении своей трудовой деятельности несколько раз менять сферу приложения своих способностей (территориальные перемещения, исполнение новых функций, обусловленных измененной структурой производства, и т. п.);

— альтернативность использования таких ресурсов, как земля и капитал, в связи с изменением структуры производства, потребностей, а также в связи с ограниченностью ресурсов;

— расширение сферы свободного движения значительных объемов ресурсов в связи с новыми транспортными и информационными возможностями и пр.

Полная информированность участников рынка обеспечивается прежде всего за счет использования наиболее прогрессивных новейших технологий, в частности Интернета, где очень быстро можно получить достоверную информацию из любой точки планеты.

Цена и ценность информации с развитием рынка возрастают. Продавцы, предоставляющие недостоверную информацию, должны нести полную экономическую ответственность за возможные негативные последствия ее использования.

На современном этапе главными в этой отрасли являются проблемы защиты:

— частной жизни;

— коммерческой тайны и конфиденциальной информации;

— государственной тайны.

Автономность действий участников рынка предусматривает свободный выбор ими экономического поведения. Вместе с тем развитая рыночная экономика предусматривает, что, к примеру, выбор банковской деятельности в качестве сферы приложения капитала может завершиться как процветанием, так и банкротством для банкира, но клиенты при этом не должны пострадать.

Принципы функционирования рыночной экономики отражены на рис. 7.3.

Принципы функционирования рыночной экономики

Структура рынка по критериям:

а) в зависимости от объектов обмена:

• рынок ресурсов, выступающий в формах:

— рынка труда;

— рынка капитала;

—- рынка земли и недвижимости;

• товарный рынок, выступающий в виде:

— рынка потребительских вещественных товаров и рынка потребительских услуг;

— рынка научно-технических разработок и информации;

• финансовый рынок, выступающий в виде:

— денежного рынка;

— рынка ценных бумаг;

— валютного рынка;

б) в зависимости от условий, в которых действуют хозяйствующие субъекты:

— свободный (полиполистический) рынок (много продавцов; много покупателей; однородные товары; свободный вход на рынок и выход с рынка; доступная информация);

— монополизированный (олигополия, монополия) (несколько или один продавец; множество покупателей; наличие входных барьеров на рынок; ограниченный доступ к информации);

— монополистическая конкуренция (относительно большое количество продавцов и покупателей; дифференцированные товары; свободный вход на рынок и выход из него);

— регулируемый (государство законодательно ограничивает экономическую свободу отдельных хозяйствующих субъектов, формируя и защищая конкурентную среду);

в) по территориальному признаку:

— местный;

— региональный;

— национальный;

— мировой;

г) в зависимости от соответствия действующему законодательству:

— легальный (разрешенный законом и открытый для налогообложения);

— теневой (не зарегистрированный, уклоняющийся от налогообложения);

д) в зависимости от способа формирования:

— стихийный;

— организованный.

Наиболее важные функции рынка

Регулирующая функция. Рынок регулирует все экономические процессы — производство, обмен, распределение и потребление, определяя пропорции и направления размещения экономических ресурсов на микро- и макроуровнях за счет расширения или сужения объемов спроса и предложения.

Стимулирующая функция. Рынок стимулирует производителей снижать затраты, улучшать качество и потребительские свойства товаров. Он создает надежный механизм мотивации труда, стимулирует повышение эффективности экономики на основе внедрения новейших достижений нтп.

Распределительная функция. Доходы производителей и потребителей в рыночной экономике дифференцируются посредством цен на ресурсы (первичные доходы), порождая социальное расслоение общества по доходам.

Санирующая функция. Посредством конкуренции рынок очищает экономическую среду от неконкурентоспособных хозяйств и поддерживает наиболее эффективных. Этот механизм санирования деперсонифицирован и потому не может быть несправедливым.

Функция аллокации. Рынок обеспечивает производство оптимальной комбинации вещественных товаров и услуг при помощи наиболее эффективной комбинации ресурсов. Эффективной является комбинация ресурсов, обеспечивающая производство с минимальными альтернативными затратами.

Информационная функция. Рынок посредством цен информирует производителя, торговца, потребителя о том, что выгодно производить, а что — нет, сколько и каких товаров нужно предложить, на какие слои населения необходимо ориентироваться в своей хозяйственной деятельности.

Функция интеграции. Рынок объединяет субъектов экономической системы в одно целое, содействуя формированию единого экономического пространства как в пределах отдельного государства, так и в пределах мировой экономики.

Этапы формирования рынка:

классический свободный рынок (до середины XIX в.), в котором государство не вмешивалось в экономику, выступая "ночным сторожем", следившим за тем, чтобы все, кто имеет самостоятельный источник дохода, аккуратно платили налоги в государственную казну;

регулируемый рынок (середина XIX — 50-е годы XX в.) характеризовался вмешательством государства в экономическую жизнь общества с целью ограничения всевластия монополии и защиты конкурентной среды;

социально ориентированный рынок, где, кроме механизмов регулирования, государство выполняет функцию социальной защиты населения.

Наиболее важные функции рынка
7.3. Основные субъекты рыночной экономики
7.4. Государство как субъект рыночного хозяйства
7.5. Инфраструктура рынка
Виды ценных бумаг
Биржевые посредники
УЧЕБНЫЙ ТРЕНИНГ
Глава 8. СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ТЕОРИЯ РЫНОЧНОГО РАВНОВЕСИЯ
8.1. Сущность спроса и факторы, его определяющие
8.2. Предложение: содержание и факторы, на него влияющие
© Westudents.com.ua Всі права захищені.
Бібліотека українських підручників 2010 - 2020
Всі матеріалі представлені лише для ознайомлення і не несуть ніякої комерційної цінностію
Электронна пошта: site7smile@yandex.ru