Субъектов рыночного хозяйства достаточно много. Это производители и потребители, предприниматели и наемные работники, промышленники, банкиры, торговцы, собственники ссудного капитала и ценных бумаг и т. д. В наиболее общем виде субъектов рыночной экономики объединяют в три большие группы (рис. 7.4).
Каждый из этих агрегированных субъектов выполняет свойственные ему функции (табл. 7.2).
Таблица 7.2. Функции основных субъектов рыночной экономики
Домашние хозяйства | Как собственники факторов предлагают на рынке ресурсов труд, землю, капитал; получают доходы от реализации ресурсов; используют доходы на приобретение потребительских вещественных товаров и услуг для удовлетворения личных потребностей |
Предприниматели | Предъявляют спрос на ресурсы; предлагают вещественные товары и услуги как для предпринимательского и государственного секторов (инвестиционные вещественные товары и производительные услуги), так и для домашних хозяйств (потребительские вещественные и невещественные товары); инвестируют полученные доходы |
Государство | Предъявляет спрос на экономические ресурсы для осуществления деятельности в государственном секторе экономики; предлагает деньги; предлагает общественные блага без непосредственной их оплаты или с частичной оплатой, что положительно влияет на производительность предпринимательского сектора и уменьшает затраты на потребление домашних хозяйств; осуществляет правительственное регулирование рыночной экономики |
7.4. Государство как субъект рыночного хозяйства
Реальная модель экономического устройства предполагает использование как рыночного механизма, обеспечивающего эффективное функционирование экономики, так и государственного механизма регулирования для решения ряда проблем, выполнять которые отказывается рынок или рыночное решение которых для общества обходится слишком дорого (рис. 7.5.)
Главные задачи государства в условиях рыночных экономических систем:
— правовое обеспечение функционирования рыночного механизма;
— организация и регулирование денежного обращения;
— защита и содействие развитию конкуренции;
— производство общественных благ;
— минимизация транзакционных издержек;
— компенсация внешних эффектов (экстерналий);
— минимизация макроэкономических колебаний;
— перераспределение доходов посредством фискальной политики;
— реализация национальных интересов в мировой экономике.
Внешние эффекты (экстерналий) — издержки и выгоды в связи с производством и потреблением экономических благ субъектами, не участвующими в рыночном соглашении. Внешние эффекты могут быть отрицательными и положительными.
Положительные эффекты возникают тогда, когда производство или потребление какого-либо блага приносит неоплачиваемые выгоды третьим лицам.
Пример. Затраты на ограничение распространения и ликвидацию эпидемии холеры (изоляция больных, оказание им медицинской помощи, содержание на протяжении инкубационного периода тех, кто контактировал с больными, и т. п.) дают положительный эффект тем, кто мог бы заболеть, но избежал этой участи, не оплачивая непосредственно отмеченных выше услуг здравоохранения.
Отрицательные эффекты возникают в случаях, когда производство или потребление какого-либо блага обусловливает некомпенсируемые издержки третьих лиц.
Пример. Загрязняя окружающую среду, предприятие перекладывает часть затрат (на внедрение очистительных сооружений, безотходных технологий и т. п.), которые ему следовало бы осуществить, на население, вынуждая его таким образом тратить часть своих доходов на лечение, жить в условиях дискомфорта и т. п.)" не компенсируя при этом ему (населению) этих издержек.
Следствием положительных экстерналий является превышение общественной полезности благ над индивидуальной полезностью. Это превышение не компенсируется рынком, ибо рынок оплачивает только индивидуальную полезность. Поэтому рынок направляет на производство таких благ недостаточно ресурсов.
Следствием отрицательных экстерналий является сокращение фактических затрат предпринимателя, что обусловливает расширение предложения этих благ сверх равновесного уровня и снижение цены относительно оптимального уровня. Поэтому рынок направляет ресурсы на производство экономических благ с отрицательным эффектом сверх их оптимального объема.
Английский экономист Артур Пигу в результате исследования природы экстерналий предложил введение государством определенного налога для устранения экстерналъных эффектов, который известен в научной литературе как налог Пигу.
Американский экономист Роберт Коуз на основе изучения экстернальных эффектов пришел к следующим выводам, противоположным выводам А. Пигу.
1. Если права собственности законодательно четко определены и люди тщательно их придерживаются, то никаких внешних эффектов не возникает, "отказов рынка" не существует и государству нет нужды вмешиваться в экономическую жизнь.
2. Внешние эффекты возникают только там, где размыты права собственности. Там же, где они четко определены, внешние эффекты превращаются во внутренние.
3. Для успешного функционирования рынка первостепенное значение имеют транзакционные издержки (издержки использования рыночного механизма).
4. Государственное регулирование оправдано только тогда, когда издержки, связанные с государственным вмешательством, будут меньше затрат, связанных с "отказами рынка".
Таким образом, если существующие внешние эффекты извращают денежную оценку издержек и выгод, что обусловливает неэффективное распределение ресурсов, то рыночная система общественных благ не производит или производит квазиобщественных благ значительно меньше, чем общество имеет в них потребность.
В отличие от обыкновенных частных благ, использование которых предполагает обязательное их приобретение за деньги (купля), общественные блага (национальная оборона, государственное управление, защита окружающей среды, освещение улиц ит. п.) потребляются уже потому, что они производятся. Выгоды от использования общественных благ получают не только те, кто осуществлял затраты на их создание или оплачивал их потребление, но и те, кто ничего на это не тратил. Затраты на производство общественных благ осуществляются посредством изъятий в форме налогообложения.
Виды ценных бумаг
Биржевые посредники
УЧЕБНЫЙ ТРЕНИНГ
Глава 8. СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ТЕОРИЯ РЫНОЧНОГО РАВНОВЕСИЯ
8.1. Сущность спроса и факторы, его определяющие
8.2. Предложение: содержание и факторы, на него влияющие
Неценовые факторы, влияющие на предложение
8.3. Эластичность спроса и предложения
Факторы, влияющие на ценовую эластичность спроса