Экономическая теория: политэкономия - Базилевич В.Д. - Классификация налогов

В зависимости от уровня государственных структур, взимающих налоги:

общегосударственные (устанавливаются органами государственной власти высшего уровня);

местные (устанавливаются местными органами власти и управления).

В зависимости от метода взимания:

—раскладочные (сначала устанавливается объем налоговых поступлений, необходимых для нужд государства, а затем эту сумму распределяют на отдельные части по территории, между отдельными плательщиками);

— окладные (вначале устанавливаются налоговые ставки, а потом — размер налога на каждого плательщика).

В зависимости от формы налогообложения (определяющий критерий классификации налогов):

— прямые (изымаются непосредственно у собственников имущества, получателей дохода);

— косвенные (непрямые) (изымаются в сфере реализации или потребления экономических благ, то есть перекладываются на потребителя и не зависят от уровня дохода).

Прямые налоги, в свою очередь, выступают в следующих формах:

— реальные (земельный налог, домовой, на денежный капитал и т. п.);

— личные (устанавливаются для конкретного плательщика индивидуально: налог с доходов граждан (физических лиц), налог на прибыль корпораций, на наследство, на дарение, на прирост капитала, на имущество и т. п.).

Косвенные налоги делят на три группы: фискальные монополии, акцизы и таможенные пошлины.

Фискальные монополии — это установленные государством цены на экономические блага, которые обеспечивают ему определенные денежные поступления, т. е. являются своеобразным источником доходов государства от реализации монопольных товаров. Монополия государства может быть полной и частичной.

Полная монополия проявляется в исключительном праве государства на производство и реализацию определенных товаров по установленной государством цене. Объектом полной монополии, как правило, являются такие товары массового потребления, как соль, спички, водочные и табачные изделия и т. п.

Частичную монополию государство реализует посредством монополизации только ценообразования или производства и ценообразования или ценообразования и реализации.

Акцизы — это косвенные налоги в виде надбавки к рыночной цене, которая присваивается государством. В переводе с латыни аccido (акциз) означает "отрезать", "отсечь".

Акцизы существуют в таких формах:

— фиксированные (устанавливаются на единицу товара в денежном выражении);

— пропорциональные (устанавливаются в процентах к объему реализации);

— специфические (устанавливаются на отдельные виды товаров: изделия из драгоценных металлов и камней, табачные изделия, автомобили и т. п.);

— универсальные (устанавливаются на весь объем реализации: налог с продаж, налог с оборота, налог на добавленную стоимость).

Универсальные акцизы в развитых странах эволюционировали в направлении от налога с оборота к налогу на добавленную стоимость (НДС).

В Украине этот налог был учрежден в декабре 1991 г.

Налог на добавленную стоимость (НДС), налог на прибыль и налог на доходы физических лиц — наиболее распространенные виды налогов в мировой практике налогообложения.

Таможенная пошлина устанавливается при ввозе и вывозе товаров через государственную границу или при транспортировке иностранных товаров через территории определенных стран транзитом.

Различают следующие формы пошлин:

по происхождению:

— экспортные;

— импортные;

по цели:

— фискальные, имеющие бюджетное предназначение;

— протекционистские^ используемые для защиты отечественного рынка от конкуренции со стороны иностранных экономических благ;

— антидемпинговые, устанавливаемые на многосторонней основе с целью развития мировой торговли. Они небольшие по размеру и являются переходным звеном к беспошлинной торговле;

— статистические, используемые для учета экспортно-импортных операций в условиях свободной внешней торговли (не имеют бюджетного предназначения);

— компенсационные, устанавливаемые по соглашению сторон с целью избежания ценовой конкуренции между ними;

по ставкам:

— специфические, устанавливаемые на единицу товара;

— адвалорные, определяемые в процентах от стоимости товаров;

— смешанные, предполагающие наличие адвалорных и специфических пошлин.

Что касается соотношения прямых и косвенных налогов, то следует отметить, что чем богаче страна, тем больший удельный вес прямых налогов в структуре налоговых поступлений в государственную казну. Это не означает второстепенность косвенных налогов. Последние имеют много как преимуществ, так и недостатков.

Преимущества косвенных налогов:

— быстрое поступление в бюджет в связи с тем, что налогом облагаются реализация и потребление;

— равномерность изъятия в территориальном разрезе;

— мотивационная роль в создании государством условий для производства и реализации как предпосылки стабильности налоговых поступлений;

— ограничение потребления одних групп экономических благ и расширение потребления других благодаря дифференциации налоговых ставок государством.

Недостатки косвенных налогов:

— неадекватность налогов размеру доходов плательщиков;

— чрезмерная обременительность их для малообеспеченных слоев населения.

В Украине, как и в других странах СНГ, преобладают косвенные налоги. Это объясняется:

— низким уровнем доходов преобладающего большинства юридических и физических лиц;

— значительным удельным весом "теневого" сектора экономики;

— большим количеством убыточных и низкорентабельных предприятий;

— низким уровнем налоговой культуры.

Принципы налогообложения:

— обязательность;

— оптимальное соотношение экономической эффективности и социальной справедливости;

— относительная стабильность в кратко- и среднесрочном периодах, с одной стороны, и гибкость — в долгосрочном периоде;

— прогрессивный характер налогообложения;

— защита отечественного производителя;

— избежание двойного налогообложения.

Методы налогообложения:

— пропорциональное налогообложение не учитывает дифференциацию доходов при определении налоговой ставки;

— при прогрессивном налогообложении средняя ставка прогрессивного налога увеличивается по мере возрастания дохода: плательщик налогов уплачивает не только большую сумму налога, но и больший процент. Прогрессивное налогообложение оказывает наиболее сильное давление на лиц с высоким уровнем доходов;

— регрессивное налогообложение зиждется на снижении налоговых ставок по мере возрастания налогов. Данный метод налогообложения выгоден для лиц с высокими доходами, но неприемлем для мелких налогоплательщиков.

Налоги — один из важнейших инструментов государственного регулирования экономики. Посредством налоговой политики государство может стимулировать (или ограничивать) объемы национального производства, степень деловой активности, производство общественных благ. Преобладающее большинство общественных благ оплачивается за счет налогов. В то же время налоги искажают конечные результаты процесса распределения ресурсов и деформируют структуру производства.

Система налогообложения наилучшим образом выполняет свое функциональное назначение тогда, когда в наименьшей степени искажает экономику.

УЧЕБНЫЙ ТРЕНИНГ

Основные термины и понятия

Акцизы. Внутренний и внешний государственный долг. Государственное казначейство. Государственный бюджет. Государственный долг. Дефицит государственного бюджета. Классификация налогов. Консолидированный бюджет. Кривая Лаффера. Налоговая квота. Налоговая ставка. Налоговые льготы. Пошлины. Пропорциональное, прогрессивное и регрессивное налогообложение. Профицит государственного бюджета. Раскладочные и окладные, прямые и косвенные налоги. Сбалансированный бюджет. Управление государственным долгом. Финансовая система. Финансы. Фискальные монополии. Функции финансов.

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте определение категории "финансы" и раскройте объективную причину возникновения финансов.

2. Дайте характеристику общих и отличительных черт категорий "финансы" и "деньги".

3. Раскройте основные структурные элементы финансов.

4. Дайте определение финансовой системы и раскройте ее структуру.

5. Дайте определение государственного бюджета и раскройте его функции.

6. Охарактеризуйте в общем виде структуру доходов и расходов государственного бюджета.

7. Чем отличаются понятия "ассигнование", "субсидии", "субвенции", "дотации"?

8. Дайте характеристику принципов бюджетного финансирования.

9. Дайте определение бюджетного дефицита. В каких формах он проявляется? Охарактеризуйте их.

10. Когда государству целесообразно иметь профицитный бюджет?

11. Какая связь существует между бюджетным дефицитом и государственным долгом?

12. Какие положительные и отрицательные последствия государственного долга вы знаете?

13. Кто и как осуществляет управление государственным долгом?

14. Дайте определение налогов и раскройте содержание их функций.

15. Какие виды ставок налогообложения вы знаете, когда и как их целесообразно использовать?

16. Связь каких явлений отражает кривая Лаффера?

17. Чем объясняется целесообразность классификации налогов до разным критериям? Раскройте содержание этих классификаций.

18. Какие налоговые льготы вы знаете. Раскройте их содержание. Почему общество не отказывается от налоговых льгот?

19. Дайте характеристику пошлин и объясните целесообразность существования их разных форм.

20. Какие принципы и методы налогообложения вы знаете? Раскройте их целевое предназначение.

21. Какую роль в экономической и социальной жизни играют налоги?

Литература

1. Базилевич ВД. Державні фінанси : навч. посіб. / В.Д. Базилевич, Л.О. Баластрик ; за ред. В.Д. Базилевича.

— К.: Атіка, 2004. — 368 с.

2. Базилевич В Д. Ринкова економіка: основні поняття і категорії: навч. посіб. / В.Д. Базилевич, К.С. Базилевич. — К.: Знання, 2006. — С. 106—111.

3. Гальчинський A.C. Економічна теорія : підручник / A.C. Гальчинський, П.С. Єщенко. — К. : Вища шк., 2007.

— Т. 27.

4. Загородній А.Г. Фінансовий словник / А.Г. Загород-ній, Г.Л. Вознюк, Т.С. Смовженко. — 2-ге вид, — Л.: Центр Європи, 1997. — 576 с.

5. Основи економічної теорії: політекономічний аспект : підручник / за ред. Г.Н. Климка. — 5-те вид., випр. — К. : Т-во "Знання", КОО, 2004. — 615 с.

6. Податкова система України : підручник / за ред. В.М. Федосова. — К.: Либідь, 1994. — 463 с.

7. СоколовськаА.М. Податкова система держави: теорія і практика становлення / A.M. Соколовська. — К.: Знання-Прес, 2004, —454 с.

8. Brace P. State Government and Economic Performance / Brace, Paul. — Baltimore : Johns Hopkins University Press, 1993.

УЧЕБНЫЙ ТРЕНИНГ
Глава 18. КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА
18.1. Необходимость, содержание и принципы функционирования кредита
Принципы функционирования кредита
18.2. Формы и функции кредита
Функции кредита
18.3. Кредитная система и ее структура
УЧЕБНЫЙ ТРЕНИНГ
Глава 19. ПРАВИТЕЛЬСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
19.1. Объективная необходимость, содержание и модели правительственного регулирования экономики
© Westudents.com.ua Всі права захищені.
Бібліотека українських підручників 2010 - 2020
Всі матеріалі представлені лише для ознайомлення і не несуть ніякої комерційної цінностію
Электронна пошта: site7smile@yandex.ru