В гл. 4 мы охарактеризовали основные законы товарно-денежных отношений и факторы, детерминирующие спрос и предложение, а в гл. 16 — специфику деятельности в сфере товарного обращения. В гл. 8 было рассмотрено значение монополий и олигополии в организации рынка. Что касается регулирующей роли государства на рынке ресурсов и продуктов, то она, из-за ее многоаспектности, описывалась в гл. 6, 9, 21 и 25—27, где соответственно выяснялось: каким образом государство осуществляет антиинфляционное и антимонопольное воздействие на рынок, как участвует в формировании совокупного спроса и совокупного предложения через госзакупки и трансферты, почему занимается производством общественных и квазиобщественных благ, какими методами проводит дискретную фискальную и кредитно-денежную политику в целях антициклического влияния на рыночную конъюнктуру.
Здесь же речь пойдет об организации товарооборота посредством таких его учреждений, как аукционы, ярмарки и товарные биржи.
§ 1. АУКЦИОНЫ И ЯРМАРКИ
Организация розничной торговли в рыночной экономике весьма разнообразна: от мелких лавчонок до супермаркетов, от специализированных, в том числе фирменных магазинов, до универсальных торговых фирм, от заурядных торговых учреждений, обслуживающих стандартные потребности непритязательной публики и даже специализирующихся на продаже товаров малоимущим, до фешенебельных [англ. fashionable, от fashion — фасон, мода] магазинов, посещение которых по карману лишь элите. Но в небиржевой торговле особое значение в состыковке спроса и предложения имеют ярмарки и аукционы.
1.1. Аукционы
Аукционы представляют собой продажу с публичного торга в заранее установленном месте и в заранее определенное время какого-либо товара, заблаговременно выставленного для осмотра и доставшегося тому покупателю, который предложит наивысшую цену. Аукционы весьма разнообразны. Прежде всего аукционы подразделяются на принудительные и добровольные.
Принудительные аукционы проводятся судебными органами власти с целью взыскания долгов с неплательщиков, а также различными государственными и частными организациями для реализации конфискованных грузов, заложенного и невыкупленного в срок имущества, невостребованных и неоплаченных товаров и т. д.
Добровольные аукционы организуются по инициативе владельцев продаваемых товаров или имущества с целью наиболее выгодной их реализации. Добровольные товарные аукционы проводятся по определенным товарам (пушнине, табаку, пробковой коре, щетине, немытой шерсти, чаю, пряностям и т. д.), не обладающим свойством заменяемости и отличающимся некоторыми индивидуальными особенностями. Международные товарные аукционы организуются в основном 2-4 раза в год в крупных торговых центрах, как правило, в портовых городах (Лондоне, Нью-Йорке, Амстердаме, Калькутте, Ливерпуле, Кейптауне, Сиднее и т. д.).
Для проведения аукционов существуют специализированные фирмы, работающие главным образом на комиссионных началах. Аукционы организуются также брокерскими фирмами и ассоциациями. Иногда аукционы проводят торговые монополии, которые наряду с продажей своих товаров реализуют на комиссионных началах товары других фирм.
Существует несколько видов аукционного торга:
согласный, при котором торг начинается с объявления минимальной цены продавцом, а покупатели затем делают к ней надбавки обычно в заранее установленные интервалы (если по минимальной цене продавца находится более одного покупателя); товар продается тому, кто предложит наивысшую цену;
немой, при котором цены объявляются продавцом, а участие покупателей в торге осуществляется жестами с тем, чтобы по возможности скрыть свои действия от конкурентов;
аукцион с понижением цен, при котором аукционист называет явно завышенную цену, а затем назначает ряд постепенно понижающихся цен до получения согласия одного из покупателей. Эта форма аукциона используется при продаже скоропортящихся товаров (овощей, свежей рыбы и т. д.);
заочные, когда подача заявок производится в письменной форме в запечатанных конвертах, а аукционист из полученных заявок выбирает наиболее выгодную для продавца. Они удобны тем, что не требуют затрат на аренду помещений для их проведения.
Аукционы удобны как для продавца (концентрированный спрос на товары, возможность продажи товаров по самой высокой из предложенных цен, отсутствие необходимости поиска покупателя, использование опыта и специальных знаний аукционистов), так и для покупателя (возможность подбора нужного ассортимента товаров, облегчение ориентации в конъюнктуре). У нас даже в период существования казенного строя проводились аукционы, правда, только по внешней торговле (Ленинградский пушной и Московский по продаже чистокровных лошадей). При переходе к рынку аукционы стали широко осуществляться и во внутреннем товарообороте.
Особо широко аукционы в СНГ использовались как способ приватизации, правда, часто с крайне заниженными начальными ценами ее объектов. Что касается организации товарооборота, то аукционы имеют заметно меньшее значение, нежели ярмарки.
1.1. Аукционы
1.2. Ярмарки
§ 2. ТОВАРНЫЕ БИРЖИ
2.1. Возникновение и развитие товарных бирж
2.2. Виды сделок на товарной бирже
2.3. Функционирование товарных бирж
Глава 30. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ РОЛЬ ФОНДОВОГО РЫНКА И ЕГО ОРГАНИЗАЦИЯ
§ 1. МОТИВЫ ИНВЕСТОРОВ КАПИТАЛА В АКЦИИ И ОБЛИГАЦИИ
1.1. Инвестиции в акции