Экономическая теория - Бутук А.И. - 1.2. Ярмарки

Важное место в организации движения товаров занимают ярмарки. Они представляют собой регулярно организуемые в определенном месте и в установленное время года рынки, которые предназначены главным образом для сезонной распродажи товаров одного (специализированные) или многих (универсальные) видов. Ярмарки возникли в раннее средневековье, когда торговля носила непостоянный, эпизодический характер. В этот период, особенно там, где еще не сложились города как центры ремесла и торговли, ярмарки играли существенную роль как единственные крупные пункты сосредоточения обмена. Их значение возросло с зарождением внутреннего рынка и развитием международных торговых связей на основе возникновения необходимых для этого средств сообщения.

В период становления капитализма роль ярмарочной торговли изменилась: непосредственный сбыт товаров дополнился продажей по образцам, а затем и по стандартам. В XIX в. крупные оптовые ярмарки превратились в выставки товарных образцов. С развитием торговли и расширением регулярной торговой сети ярмарочная торговля сократилась. Сохранились сезонные распродажи (для закупки местных, главным образом сельскохозяйственных товаров) и местные регулярные торжки. Крупные региональные ярмарки почти исчезли. Вместе с тем после Второй мировой войны получили развитие международные ярмарки, представляющие собой мероприятия коммерческого характера, где наряду с демонстрацией образцов товаров заключаются торговые сделки в национальных и международных масштабах. По своему характеру и целям они практически не отличаются от регулярных коммерческих выставок и салонов. Различают следующие виды международных ярмарок: универсальные (в Пловдиве — Болгария, в Измире — Турция); многоотраслевые (в Познани — Польша, в Париже — Франция); специализированные (ярмарки спорттоваров в Мюнхене — Германия, ярмарка транспортного оборудования в Базеле — Швейцария).

Для современных ярмарок характерна тенденция к переходу от общих универсальных ярмарок к отраслевым, чаще всего: техническим, и к ярмаркам товаров широкого потребления с использованием разнообразных технических средств для демонстрации экспонатов, с проведением научно-технических конгрессов и симпозиумов. Основные направления деятельности международных ярмарок определяет Союз международных ярмарок (СМЯ), созданный в 1925 г. (Париж) с целью более эффективной организации работы международных ярмарок (выставочных мероприятий) и дальнейшего развития межгосударственного товарообмена.

В дореволюционной России крупнейшими ярмарками были Архангельская, Вологодская, Ирбитская (с середины XVII в.), Курская, Полтавская, Харьковская (XVIII в.), Нижегородская (XIX —XX вв.). Ярмарки были центрами создания всероссийского рынка. Главные предметы торговли — сельскохозяйственные продукты, скот, лошади, кустарные и промышленные изделия, пушнина, кожа и т. д. В 1865 г. в России действовало 6,5 тыс. ярмарок, из них 35 с оборотом свыше 1 млн руб. В период военного коммунизма ярмарки не проводились. С переходом к новой экономической политике ярмарки начинают возрождаться. К 1927 г. в РСФСР было около 7,5 тыс. ярмарок, в УССР — 15,2 тыс., в БССР — 417. Однако в начале 30-х годов после краха нэпа ярмарки были устранены в связи с засильем фондированного снабжения посредством государственных снабженческо-сбытовых организаций. В конце 50-х годов ярмарочная торговля возобновляется: периодически устраиваются межрайонные и межреспубликанские ярмарки с оптовой продажей и заключением торговых сделок по образцам, а также ярмарки по сезонной распродаже населению промышленных и продовольственных товаров. С переходом к рынку их роль еще более возросла, утратив декретный характер.

Ярмарки, как и различного рода выставки, позволяют производителям и оптовым покупателям устанавливать между собой длительные договорные связи и посредством этого уменьшать стихийность рынка, организуя и стабилизируя товарные потоки. В настоящее время, как отмечалось, от 2/3 до 4/5 мировой торговли осуществляется по заранее заключенным соглашениям. Они/обеспечивают относительную планомерность экономического развития, притом отнюдь не формальную, которая была характерна для директивного планирования, осуществлявшегося центральными ведомствами фактически от достигнутого и потому с постоянным отрывом от движения действительного спроса, а реальную, формирующуюся по горизонтали и не посягающую на хозяйственную самостоятельность и хозяйственную ответственность субъектов производства и товарного обращения.

Как доказал негативный отечественный опыт директивного планирования, из одного центра в принципе немыслимо в соответствии со спросом и изменениями в нем пропорционально организовать производство и реализацию продукции, поскольку сверху невозможно учесть состояние потребностей примерно 25 млн видов производимых ныне товаров и услуг, не говоря уже о своевременной реакции командной экономики на происходящие в этих потребностях сдвиги. Такие сдвиги в спросе, как свидетельствует практика развитых стран, способна (хотя и с некоторым временным лагом) адекватно улавливать только рыночная инфраструктура, обеспечивающая достаточно гибкое реагирование на них со стороны предложения. Очень важную роль в этом играет такой рыночный институт, как товарная биржа.

§ 2. ТОВАРНЫЕ БИРЖИ
2.1. Возникновение и развитие товарных бирж
2.2. Виды сделок на товарной бирже
2.3. Функционирование товарных бирж
Глава 30. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ РОЛЬ ФОНДОВОГО РЫНКА И ЕГО ОРГАНИЗАЦИЯ
§ 1. МОТИВЫ ИНВЕСТОРОВ КАПИТАЛА В АКЦИИ И ОБЛИГАЦИИ
1.1. Инвестиции в акции
1.2. Инвестиции в облигации
1.3. Фиктивный капитал
§ 2. ПЕРВИЧНЫЙ РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
© Westudents.com.ua Всі права захищені.
Бібліотека українських підручників 2010 - 2020
Всі матеріалі представлені лише для ознайомлення і не несуть ніякої комерційної цінностію
Электронна пошта: site7smile@yandex.ru