Фондовая биржа допускает к котировке в своем зале ценные бумаги далеко не всех корпораций. Чтобы получить такое право, корпорация должна иметь значительный выпуск акций. Кроме того, ее акции и облигации должны быть размещены среди достаточно широкого круга инвесторов. К тому же биржевой комитет при допуске ценных бумаг той или иной компании к биржевым торгам требует публикации данных о ее деятельности, в том числе балансов, отчетов о доходах, информации об объемах продаж, финансовых планов, а также объявлений о собраниях акционеров и др.
На Лондонской фондовой бирже, например, котируются государственные ценные бумаги и акции лишь около 12 тысяч фирм, а на Нью-Йоркской — государственные ценные бумаги и акции только около 2 тысяч корпораций. На остальных 12 фондовых биржах США обращаются ценные бумаги лишь 3 тысяч акционерных обществ, в то время как их общее число в данной стране превышает 3 млн.
Такие ограничения по допуску к биржевой котировке обусловлены стремлением избавить фондовую биржу от потрясений, связанных с курсовыми колебаниями ценных бумаг финансово неустойчивых компаний, колебаниями, которые могут дестабилизировать весь фондовый рынок, спровоцировать панику в его центральном звене — фондовой бирже.
Поскольку состояние дел на фондовой бирже не только отражает общее экономическое положение, но и оказывает на него мощное воздействие, то государство, начиная с 30-х годов XX в., законодательно регулирует процесс выпуска и обращения ценных бумаг, а также деятельность агентов биржевой торговли и самой фондовой биржи. Уже упоминавшийся украинский Закон о ценных бумагах и фондовой бирже также направлен на упорядочение этих процессов. В нем, в частности, предусмотрено, что все эмитенты ценных бумаг обязаны регистрировать их выпуск в финансовых органах. Последние должны зарегистрировать ценные бумаги эмитента не позднее 30 дней с момента подачи заявления при наличии у заявителя всех необходимых документов. Госкомиссия по ценным бумагам Украины уполномочена вести общий реестр их выпуска. При этом информация о выпуске ценных бумаг, подлежащих открытой продаже, должна быть опубликована в официальных средствах информации не менее чем за 10 дней до начала подписки на них.
Акции и облигации предприятий, подлежащие открытой продаже, допускаются для размещения не ранее 30 дней после такой публикации. При выявлении недостоверных данных размещение может быть приостановлено до внесения соответствующих уточнений.
Эмитент подобных ценных бумаг обязан не реже раза в год информировать общественность о своем годовом отчете, который публикуется не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным, а также высылается владельцам именных акций и регистрирующему органу.
В нем должны содержаться такие данные об эмитенте:
информация о результатах хозяйствования за предыдущий год;
удостоверенные ревизором или аудитором сведения о финансовом состоянии, а также баланс за предыдущий год и отчет ревизора или аудитора;
основные сведения о дополнительно выпущенных ценных бумагах;
обоснование изменений в персональном составе должностных лиц.
Кроме того, эмитент обязан в течение двух дней отослать фондовой бирже и регистрирующему органу, а также опубликовать в официальной газете фондовой биржи информацию об изменениях, которые произошли в его хозяйственной деятельности, если они воздействуют на курс ценных бумаг или размер доходов по ним.
Украинское законодательство предполагает, что деятельностью по выпуску и обращению ценных бумаг можно заниматься только по специальному разрешению госкомиссии. Разрешение на операции в области эмиссии ценных бумаг и торговли ими на коммерческих (дилерских) началах, т. е. за собственный счет от своего имени, в Украине имеют право получить лишь лица, имеющие внесенный уставной фонд не менее определенной величины. Что касается разрешения на осуществление в данной области, так называемой комиссионной деятельности или деятельности на брокерских началах (от имени и за счет клиентов), то для его получения также нужно иметь внесенный уставной фонд не менее известной величины. Если же торговец, имеющий разрешение на проведение операций по выпуску и обращению ценных бумаг, окажется прямым или опосредованным владельцем имущества другого торговца в размере не менее 10% его уставного фонда (в том числе непосредственно более 5% уставного фонда), то он лишается прав на такую деятельность. Такое ограничение направлено на предотвращение монополизации фондового рынка. Кроме того, торговцы не имеют права торговать ценными бумагами собственного выпуска; акциями того эмитента, у которого они прямо или опосредованно владеют более 5% уставного фонда.
Стоимость соглашений, заключенных между торговцами ценных бумаг, но не выполненных в данный момент (так называемые открытые операции), по украинскому законодательству, не может превышать 5-кратного размера их уставного фонда. Если же торговец имеет разрешение не только на комиссионную и коммерческую деятельность в данной сфере, но и на операции по обслуживанию выпуска ценных бумаг своих клиентов, то подобные открытые позиции не должны превышать 10-кратного размера его уставного фонда. Все названные ограничения направлены на снижение риска деятельности в области сделок с ценными бумагами и обеспечение известного уровня стабильности фондового рынка.
Как показывает опыт развитых стран, государственное регулирование эмиссии ценных бумаг и биржевых операций не может полностью предотвратить возникновение биржевой паники, о чем свидетельствует, в частности, "черный понедельник" 19 октября 1987 г., когда курс акций, например, на Нью-Йоркской фондовой бирже упал сразу на 984 пункта (на 36%). Такое резкое падение курса никем не прогнозировалось, ибо биржевая торговля процветала. С 1983 по август 1987 гг. курс акций на этой бирже возрос в 3,5 раза, значительно повысились доходы биржевиков: за 1982 — 1986 гг. они увеличивались втрое быстрее, чем по стране в целом. За этот же период собственный капитал биржевых компаний утроился. Но в "черный понедельник" целый ряд из них обанкротился. Все это доказывает необходимость дальнейшего совершенствования биржевой деятельности, в том числе посредством ее законодательного регулирования.
Однако регулирование и контроль за эмиссией и обращением ценных бумаг не устраняют биржевой паники, поскольку она порождается стихийными процессами рыночной экономики, а также перепадами в ожиданиях инвесторов и биржевых спекулянтов. Об этом свидетельствует и финансовый кризис в Юго-Восточной Азии (ЮВА), разразившийся осенью 1997 г., когда, например, лишь за август — октябрь курс акций на Гонконгской бирже упал на 40%. В 1998 г. этот кризис перекинулся в страны СНГ, где с августа наблюдалось многократное падение курсов ценных бумаг. Правда, эти паники были обусловлены спекуляциями, которые осуществлялись на фоне чрезмерной внешней задолженности данных государств и их экономической зависимости от развитых стран. Осенью 1998 г. финансовый кризис распространился и на эти страны. Например, в сентябре индекс Доу-Джонса упал на 20%. Б. Клинтон (тогдашний президент США) констатировал в связи с этим, что мировая экономика вступила в самый глубокий за последние 50 лет кризис.
По мнению профессора И. Грущенко, этот валютно-финансовый кризис непосредственно связан с движением капиталов и кредитов в форме прямых и портфельных инвестиций. Развитые государства являются главными кредиторами, а зависимые — получателями долго-, средне- и краткосрочных государственных или частных займов и кредитов. Большой размах приобрели краткосрочные кредиты, которые чреваты "игрой без правил", когда "горячие" деньги стихийно перемещаются из страны в страну в погоне за спекулятивной сверхприбылью. С научной точки зрения лавины "горячих" денег означают несоответствие, отрыв финансовой системы от реальной экономики при помощи различного рода ценных бумаг (дериватов [от лат. derivatus — отведенный]), не обеспеченных физическими товарами (фьючерсов, опционов, форвард-контрактов и др.).
Чтобы понять фундаментальные причины развившегося в ЮВА в 1997 г. валютно-финансового кризиса, продолжающегося и в 1998 г. во всем мире, обратимся к оценкам известного американского ученого-экономиста Линдона Ларуша. По его мнению, рынки капиталистического мира настолько взаимосвязаны, что обвалы в ЮВА неизбежно приведут к разрушению финансовой системы в Европе и во всем мире. Американский доллар сегодня является главенствующей валютой капиталистического мира. На его долю приходится около 2/3 валютных резервов капиталистических стран и международных расчетов, в т. ч. 70% внешней задолженности развивающихся стран. Ведущую роль в раскручивании мирового валютного кризиса, по мнению Л. Ларуша, играют 100 трлн. дол. дериватов, отражающих все текущие годовые обязательства. Их сумма в 3 раза превышает объем ВВП, произведенного в 1996 г. во всем мире.
Мировые спекулянты типа Д. Сороса выбросили в 1997 — 1998 гг. миллиарды дериватов на валютных биржах ЮВА в странах с открытой экономикой и вызвали там обвал котировок акций, девальвацию денежных единиц. По данным Л. Ларуша, из 100 трлн. дол. мировых дериватов США (5 банков) владеют 25%, Япония — 11,5, Франция — 10, Британия — 8, Германия — 6, Швейцария — 5,5% и т. д. Темпы роста денежных доходов, получаемых Западом от валютных спекуляций дериватами, в 3 раза превысили рост ВВП, получаемый реальной экономикой.
Сегодня рост реальной экономики (товаров и услуг) во всем мире составляет 3% в год. Это выражается в годовом приросте мирового производства и мировой торговли в 4,5 трлн. дол. Но оборот финансовых ценных бумаг (дериватов) составляет 49 трлн. дол. Именно поэтому хозяйства зависимых от МВФ стран практически отданы на откуп интересам крупных международных спекулянтов.
Как подчеркивает известный германский экономист Клаус Ное в еженедельнике "Ди Цайт" за 7 ноября 1997 г., "современная глобализованная система — сплошное безумие. Она полностью вышла из-под контроля". Эта система, по мнению К. Ное, сконцентрировала внимание на неолиберальной идеологии и ограничении функций государства в экономике.
О пагубности такого развития событий свидетельствуют потрясения, которые пережил фондовый рынок только в 2000—2001 гг. Назовем лишь наиболее тяжелые из них.
В апреле 2000 г. произошел очередной обвал курсов ценных бумаг на крупнейших фондовых биржах мира, отражая ухудшение общей конъюнктуры и рост цен на энергоносители; так, 14.04.2000 г. совокупное падение курсов акций в США превысило 2 трлн. дол., т. е. больше 7000 дол. на одного американца, а снижение 17-го апреля индекса Никкей достигло 7%.
Следующий обвал начался 12 марта 2001 г. В США только 12.03 курсовые потери составили 500 млрд. дол. Индекс Никкей в Японии 13.03 упал до самого низкого за последние 25 лет уровня. Индекс Доу-Джонса снизился 14.03 еще на 317 пунктов и опустился ниже 10 000 пунктов, а индекс Нацдаг — на 43 пункта и стал ниже 2000.
Но особо мощный удар по глобализации и фиктивному капиталу нанес беспрецедентный теракт 11 сентября 2001 г. Когда 17.09 открылась Нью-Йоркская биржа (после четырехдневного перерыва, не имевшего аналогов со времен Великой депрессии), индекс Доу-Джонса упал сразу на почти 7%. В последующие месяцы нестабильность на фондовых рынках была весьма сильной, что объяснялось углублением кризиса перепроизводства, несмотря на экстренные меры западных государств по стимулированию бизнеса.
В целом, характеризуя роль фондового рынка, и в частности фондовой биржи, следует отметить, что они выполняют очень важные функции в макроэкономических процессах.
Во-первых, их деятельность повышает ликвидность ценных бумаг, что ускоряет их размещение последних, создавая для инвесторов широкую свободу выбора вариантов вложений своего капитала.
Во-вторых, фондовый рынок облегчает перелив капитала между отраслями и предприятиями, в результате чего возрастает эффективность народнохозяйственных процессов.
В-третьих, фондовая биржа улучшает ориентацию эмитентов и инвесторов посредством биржевой публичности курсов ценных бумаг, которая позволяет им сообразовывать свои планы с состоянием рыночной конъюнктуры, одним из важнейших индикаторов которой выступает динамика рыночных цен акций и облигаций.
Поэтому совершенствование регулирования фондового рынка должно быть ориентировано, прежде всего, на развитие реального капитала страны, не допуская подчиненного включения национальной экономики в мирохозяйственные связи.
ТЕСТЫ К ГЛАВЕ 30
1. Как влияет на курс акций величина дивидендов:
а) прямо;
б) обратно?
2. Как влияет на курс акций ставка процента:
а) прямо;
б) обратно?
3. Какой доход больше интересует инвесторов на длительный срок:
а) дивиденды;
б) курсовой доход?
4. Какой доход больше интересует так называемых игроков:
а) дивиденды;
б) курсовой доход?
5. Какая ценная бумага надежнее:
а) акция;
б) облигация?
6. Кому выгодна инфляция:
а) должнику;
б) кредитору?
7. По чьим облигациям ставка дохода выше:
а) по облигациям фирм;
б) по государственным облигациям?
8. Каким капиталом являются ценные бумаги:
а) фиктивным;
б) реальным?
9. На каком рынке размещаются ценные бумаги:
а) на первичном;
б) на вторичном?
10. Чем занимаются инвестиционные (эмиссионные) банки:
а) выпуском ценных бумаг;
б) обслуживанием их размещения?
11. Кого обслуживают в основном взаимные (инвестиционные) фонды:
а) мелких инвесторов;
б) крупных инвесторов?
12. Все ли акции, размещенные корпорациями, обращаются на вторичном рынке:
а) все;
б) немногие?
13. Какой вид фондовых бирж предусмотрен украинским Законом о ценных бумагах и фондовой бирже:
а) публичный;
б) частный?
14. Какие биржевые сделки более спекулятивны:
а) кассовые;
б) сделки на срок?
15. Какие биржевые сделки преобладают:
а) кассовые;
б) сделки на срок?
16. Акции всех ли корпораций котируются на фондовых биржах:
а) всех;
б) немногих?
17. Можно ли устранить биржевые паники за счет госрегулирования:
а) можно;
б) можно лишь ограничить?
Глава 31. МЕЖДУНАРОДНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА И ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ МИРОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ
§ 1. МЕЖДУНАРОДНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА И ЕГО РОЛЬ
§ 2. МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ
2.1. Динамика международной торговли в XIX—XX веках
2.2. Торговый баланс
2.3. Свободная торговля или протекционизм
2.4. ГАТТ — ВТО
§ 3. МЕЖДУНАРОДНОЕ ДВИЖЕНИЕ КАПИТАЛА
3.1. Расширение миграции капитала