До Второй Мировой войны многочисленные попытки создания международного механизма многостороннего регулирования мировой торговли заканчивались неудачами. Только за 1920—1933 гг. было проведено 5 всемирных экономических конференций: в Брюсселе в 1920 — по финансовым вопросам и внешней торговле; в Генуе в 1922 — по восстановлению экономики Европы и ослаблению протекционизма; в Женеве в 1927 — по таможенному разоружению; в Женеве в 1930 — по ограничению протекционизма; в Лондоне в 1933 — по стабилизации валют и отмене торговополитических ограничений. Тем не менее, лишь в послевоенные годы такие попытки увенчались организационным успехом, и была создана система многостороннего регулирования торговли. Наиболее полно она выразилась в деятельности Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), которое было подписано 23 государствами в 1947 г. Только за 30 лет в рамках ГАТТ были снижены импортные тарифы на промышленную продукцию в индустриально развитых странах в среднем с 40 до 5%.
ГАТТ — это система, имеющая механизм сдерживания односторонних действий и поддержания нормального климата в международных торговых отношениях. Наиболее комплексный характер имели в рамках ГАТТ многосторонние переговоры, проходившие в 1986 — 1993 гг. и получившие название "Уругвайского раунда". По итогам Уругвайского раунда 15.12.1993 г. был принят заключительный акт и соглашение о создании Всемирной торговой организации (ВТО). Подписание заключительного акта, в котором участвовали представители 120 государств — участников переговоров, состоялось 15.04.1994 г. в Марокко. С 01.01.1995 г. ГАТТ преобразовали в ВТО после ратификации соглашений Уругвайского раунда государствами, представители которых участвовали в данных переговорах. Членами ВТО в 2001 г. были 134 страны, в том числе 32 развитые и 102 развивающиеся, в частности КНР (с 2001 г.), а из бывших республик СССР — Латвия, Кыргызстан и Молдова. Еще 30 государств, в том числе Россия и Украина, вели переговоры о вступлении в нее.
Соглашение о создании ВТО предполагает формирование новой договорно-правовой системы регулирования торговли товарами и услугами между странами-членами. ВТО значительно расширяет сферу действия ГАТТ в редакции 1994 г., распространяя ее на торговлю услугами и на торговые аспекты прав интеллектуальной собственности. Членство в ВТО означает автоматическое принятие страной-участницей в полном объеме и без .всяких исключений всего пакета соглашений этого раунда, кроме четырех договоренностей с добровольным участием (по торговле гражданской авиатехникой, по правительственным закупкам, по молочной продукции, по говядине). ВТО не имеет устава, содержащего правовые нормы. Ёе правовой базой являются ГАТТ в редакции 1994 г., включая и новые соглашения) по услугам и интеллектуальной собственности. В отличие от ГАТТ, она является постоянно действующей организацией системы ООН.
Важнейшие принципы ВТО в области регулирования мировой торговли и международной торговой политики:
— наибольшего благоприятствования, или недискриминации, требующий, чтобы любое преимущество (привилегия, льгота и иммунитет), предоставленное любой страной-участницей любому продукту, происходящему из или предназначенному для любой другой страны, были распространены немедленно и безусловно на аналогичный продукт, происходящий из или предназначенный для всех других государств-участников;
— национального режима, означающий, что все страны-участницы должны предоставлять продукции иностранного происхождения тот же режим, какой действует по отношению к национальной продукции в сфере внутренних налогов и сборов, а также в области норм, регулирующих внутренний товарооборот;
— создания устойчивой основы торговли, обеспечивающийся обязательностью соблюдения тарифных уровней, которые согласованы договаривающимися сторонами с их постепенным понижением без права последующего повышения;
— содействия справедливой конкуренции, предполагающий применение антидемпингового кодекса ГАТТ по нейтрализации субсидирования внутреннего производства и экспорта, как и недопущения компенсационных пошлин;
— защиты национальной промышленности, дающий право стране через импортные тарифы осуществлять протекционизм отечественной индустрии, не допуская применения количественных ограничений импорта в виде квот, лицензий, стандартов и прочего;
— общего запрещения количественных Ограничений импорта при временном сохранении их в торговле сельскохозяйственными продуктами, текстилем, сталью и некоторыми другими товарами, а также в исключительных случаях защиты платежного баланса и предотвращения утечки инвалюты, вызванной импортом в связи с развитием внутреннего производства;
— возможных действий в чрезвычайных обстоятельствах, устанавливающий возможность применения так называемой защитной оговорки (изъятия) по отмене конкретных обязательств в рамках ВТО, в том числе введения нетарифных ограничений на импорт для защиты внутреннего производства при серьезном ущербе для его развития;
— региональных торговых договоренностей, допускающий ликвидацию или снижение барьеров во взаимной торговле между группой стран (в порядке исключения) в рамках соглашений о зонах свободной торговли (при независимой торговой политике их членов) или о таможенных союзах (с проведением государствами-участниками совместной таможенной политики);
— специальных условий для развивающихся стран, предусматривающий поощрение оказания помощи этим государствам и обеспечения более легкого доступа для их товаров на мировой рынок, а также освобождения их от взаимности по обязательствам о сокращении или устранении тарифов и иных торговых барьеров, как и использования всеобщей системы преференций по торговле с развивающимися странами (принятой еще на Токийской конференции ГАТТ).
Высшим органом ВТО является Конференция на уровне министров, которая собирается раз в два года. Первая после учреждения ВТО состоялась в Сингапуре в 1996 г., а вторая — в Женеве в 1998 г., подтвердив курс на дальнейшую либерализацию мировой торговли и приоритет многосторонних соглашений над региональными; Конференция 2000 г. фактически была сорвана из-за недовольства развивающихся стран тем, что ВТО стала слишком откровенно отстаивать глобализацию в ее либерально-неоколониальном виде. В связи с этим, следующая конференция состоялась в 2001 г. в Дохе (столице Катара), где предпринимались попытки разрешить обострившиеся противоречия.
Бюджет ВТО и взносы ее участников базируются на их долях в общем объеме осуществляемой ими торговли.
К главным задачам в деятельности ВТО принадлежат;
1) реализация соглашений Уругвайского раунда переговоров, вследствие чего было подписано свыше 50 документов;
2) разрешение торговых споров, для чего создан механизм, позволивший урегулировать большинство жалоб без обращения в высший арбитражный орган ВТО, т. е. в ходе консультаций заинтересованных сторон;
3) расширение числа участников и создание апелляционного органа;
4) разработка широкомасштабной программы по торговле и окружающей среде;
5) ведение переговоров в таких секторах сферы услуг, как финансовые, телекоммуникационные, перемещения через границу физических лиц (предоставляющих услуги), морское судоходство;
6) совершенствование торговых правил в целях дальнейшей либерализации торговли, в чем есть существенные противоречия в подходах;
7) гармонизация технических стандартов и упрощение правил происхождения товаров;
8) развертывание переговоров в областях сельского хозяйства, услуг, конкурентной политики и регулирования инвестиций.
3.1. Расширение миграции капитала
3.2. Межстрановая миграция человеческого капитала
3.3. Платежный баланс
§ 4. УГЛУБЛЕНИЕ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
4.1. Транснациональные корпорации (ТНК)
4.2. Некоторые международные экономические организации
4.3. Углубление европейской интеграции
Глава 32. ВАЛЮТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
§ 1. ВАЛЮТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ВАЛЮТНЫЕ КУРСЫ