Экономическая теория - Бутук А.И. - 4.1. Международный валютный фонд (МВФ)

Важнейшую роль в осуществлении кредитно-финансовых отношений в межгосударственных связях выполняют многосторонние валютно-финансовые образования. Среди них особое место занимает Международный валютный фонд (МВФ).

4.1. Международный валютный фонд (МВФ)

МВФ учрежден по решению международной валютно-финансовой конференции в Бреттон-Вудсе в 1944 г. Соглашение, принятое на ней, выполняет роль устава МВФ. Оно, определяя МВФ в качестве специализированной организации ООН, вступило в силу в 1945 г.; а практическая деятельность МВФ началась в 1947 г. Но в соглашении содержится положение о том, что ООН не вправе давать рекомендации МВФ по поводу проводимой им политики. Статьи данного соглашения изменялись трижды: в 1969 г. в связи с введением специальных прав заимствования (СПЗ — SDR); в 1978 г. в результате изменения режима валютного регулирования после краха Бреттон-Вудсской системы: вместо права МВФ утверждать валютные паритеты ввели наблюдение за валютными курсами и Ямайской валютной системой в целом; в 1992 г. для предоставления МВФ полномочий временно приостанавливать права членов на участие в голосованиях в тех случаях, когда страна-должник, лишенная прав заимствования, продолжает уклоняться от своих уставных обязанностей.

Если в 1986 г. членами МВФ было 151 государство, то в 1997 г. уже 181. Участники СНГ вошли в их число в 1992 г., кроме Таджикистана. Цели МВФ — содействие международному сотрудничеству в валютной сфере, сбалансированному расширению межгосударственной торговли, росту занятости, улучшению экономических условий стран-членов, эффективному функционированию международной валютной системы путем согласования валютной политики, поддержания валютных курсов и обратимости валют и устранения валютных ограничений, а также оказание кредитной помощи государствам-участникам в урегулировании их платежных балансов и стабилизации курсов валют. Но это — лишь декларированные цели данной организации. Фактически МВФ служит институциональной основой международной валютной системы в ее Бреттон-Вудсе ком и Ямайском вариантах.

Оплаченный капитал МВФ образуется из взносов стран-участников и специального счета в условных расчетных единицах (СПЗ). СПЗ являются международными резервными активами, созданными в 1970 г. в целях пополнения международных резервов. Конкретно говоря, финансовые ресурсы МВФ состоят из взносов, которые представляют собой квоты по подписке стран-членов, выраженных в СПЗ. На 30.04.1997 г. общая сумма капитала МВФ достигла 145 млрд. СПЗ, или 198 млрд. дол. (в 1947 г. — чуть больше 10 млрд. дол.). До 1978 г. 25% квоты оплачивались золотом (теперь — СПЗ и резервными валютами по согласованию с МВФ), а 75% — национальной валютой. Квота фиксирует сумму подписки каждой страны на акции МВФ, детерминируется местом, какое она занимает в мировой экономике, и определяет ее возможности использования средств фонда (они в 1998 г. в связи с валютно-финансовым кризисом были пополнены на 90 млрд дол., в частности, 18 млрд дол. за счет дополнительных взносов США), а также позиции в управлении им.

Высшим органом МВФ выступает Совет управляющих, который уполномочен принимать новых членов, пересматривать квоты, распределять чистый доход, выбирать Совет директоров. Сессии Совета управляющих проводятся ежегодно. Голосование в нем определяется размером взноса каждой страны-участницы в МВФ, поскольку организация управления в нем построена на принципах акционерных обществ, что выгодно наиболее развитым и богатым государствам Запада. Так, в 1993 г. на долю США приходилось 18,2% голосов, Великобритании — 5,1, Германии — 5,6, Франции — 5,1, Италии — 3,1, Японии — 5,6, Канады — 2,9, стран — членов ЕС — 26,7, а "семерки" — 45,6%. В целом удельный вес голосов всех развитых стран (22 государства Запада) составляет 60,3%, что недвусмысленно говорит о том, кто хозяйничает в МВФ. Оперативную работу ведет Исполнительный совет (Совет директоров), который назначает Директора-распорядителя, не являющегося управляющим и исполнительным директором, но возглавляющего административный аппарат МВФ.

МВФ может заимствовать средства в любой валюте и из любого источника (у официальных структур и на рынке ссудных капиталов), но обычно под реализацию конкретных программ. Для оказания помощи странам, испытывающим серьезные трудности, МВФ использует с 1962 г. кредитную линию генеральных соглашений о займах (возобновляемых каждые 5 лет) у правительств и банков "Группы 10", в которую входят: Бельгия, Великобритания, Германия, Италия, Канада, Нидерланды, Франция, Швеция, Швейцария, США, Япония. Однако МВФ вправе получать займы, не превышающие в целом 60% общей суммы квот. Страны-члены обязаны предоставлять МВФ информацию об официальных золотых запасах и валютных резервах, состоянии экономики, платежного баланса, денежного обращения, иностранных инвестициях. Финансовые операции МВФ осуществляются только с официальными органами: центральными банками, казначействами и валютными стабилизационными фондами государств-членов.

Займы МВФ осуществляются при соблюдении следующих принципов:

— возвратность ссуд по мере решения страной-заемщиком проблем дефицита платежного баланса;

— обоснование страной-заемщиком реальности возврата кредита после решения ею проблем платежного баланса в нормальные сроки;

— платность ссуд в виде сборов, необходимых для покрытия оперативных расходов и возмещения средств государству-донору;

— льготность займов, выраженная в том, что ставки процента несколько ниже рыночных;

— кредиты выдаются путем покупки страной-заемщиком инвалюты или СПЗ у МВФ в обмен на ее национальную валюту;

— займы погашаются посредством обратной операции — продажи страной должником заимствованных инвалют или СПЗ в обмен на ее национальную валюту, находившуюся на счете МВФ с момента получения его кредита;

— срочность помощи МВФ, состоящая в том, что его ссуды выдаются на 3— 5 лет (иногда на 7—10 лет) до решения проблем платежного баланса;

— использование ресурсов МВФ на основе возобновляемости за счет возвратности, платности и срочности его кредитов, реализуемых под залог национальных валют государств-заемщиков в эквивалентных суммах вне зависимости от их уровня развития;

— использование квот на основе взносов государств-участников для формирования источников финансовых ресурсов МВФ, определения расчетного базиса вычисления размера займа каждой страны-заемщика, а также констатации числа ее голосов в нем;

— равное право стран — членов МВФ на его кредиты, которые выдаются без каких-либо условий в пределах 25% (резервная доля) их квоты в нем;

— предоставление займов МВФ сверх резервной доли страны-заемщика оговаривается четко сформулированными условиями, которые становятся все более жесткими по мере стремления государства-должника получить новые ссуды сверх своей резервной доли.

Операции делятся на две части: 1) выделение средств странам из ресурсов МВФ, 2) оказание посреднических услуг за счет заемных средств. Получение кредита МВФ возможно для тех стран-членов, которые обосновывают это нехваткой конвертируемых валют в ходе осуществления их текущих операций. Кроме того, страна-заемщица обязана досрочно выкупать свою излишнюю валюту в случае улучшения ее платежного баланса, или увеличения валютных резервов. За страну-должника ее валюту может выкупить другое государство, уменьшая ее долг МВФ. МВФ практикует такие кредитные механизмы, которые предполагают известное лимитирование его займов.

В своей деятельности МВФ придерживается жесткой финансовой политики, предполагающей выполнение страной-заемщиком обязательств координировать свой курс с его рекомендациями, которые касаются развивающихся государств и стран с так называемой переходной экономикой. В них заложены определенные критерии, которые обязательны для выполнения:

— макроэкономическая политика государства-должника направляется на достижение активного сальдо платежного баланса как предпосылки обслуживания его долга;

— стабилизация внутреннего спроса за счет ограничения государственных расходов;

— использования займа на развитие производственной сферы для покрытия основной части долга из доходов, возникших от этого;

— обеспечение бездефицитности госбюджета путем сокращения госрасходов и сдерживания инфляции;

— проведение эффективной налоговой политики, обеспечивающей сбор налогов для покрытия бюджетных издержек и стимулирование инвестиций и предпринимательства;

— стабилизация денежного обращения, в том числе посредством девальвации и денежной реформы;

— максимальное задействование рыночных механизмов и конкуренции как способа повышения конкурентоспособности национальной экономики;

— отмена контроля над ценами и зарплатой;

— свободный доступ импортной продукции на внутренний рынок и конкуренция со стороны импортной продукции;

— осуществление структурной перестройки народного хозяйства как базы его долгосрочного развития, в частности, приватизации и перехода с бюджетного на кредитное финансирование;

— содействие экспорту через налоговые рычаги и девальвацию;

— поощрение иностранных инвестиций за счет благоприятного налогового климата и гарантирования вывоза прибыли от них;

— поддержание устойчивости политической власти в целях преемственности внешних обязательств, в том числе погашения кредитов.

Даже простой перечень тех условий, при которых МВФ предоставляет свои кредиты, недвусмысленно свидетельствует о том, что эта международная валютно-финансовая организация придерживалась последние десятилетия явно выраженной монетаристской парадигмы. Ведь ее реализация предполагает прямую ориентацию на всяческое сужение госсектора и содействие частному бизнесу, сокращение бюджетных расходов на социальную сферу и облегчение налогового бремени на предпринимателей, ликвидацию торговых барьеров на пути импорта и стимулирование иностранных капиталовложений. Осуществление подобных рекомендаций, хотя и поощряло частный бизнес, но нередко приводило (как это было в СНГ в 90-е годы), к общему хозяйственному упадку и установлению экономической зависимости стран-должников от Западных государств и олигархий. Причем, получение или неполучение займов МВФ, означая поддержку или неодобрение им курса страны-заемщика, соответственно определяло возможности последней не только в смысле пользования валютными ресурсами МВФ, но и ее позиции на международных рынках кредитных средств, ибо кредиторы рассматривают займы МВФ в качестве своеобразных гарантий погашения и своих ссуд. К тому же само членство в МВФ является предпосылкой участия в так называемой группе Всемирного банка.

4.2. Группа Всемирного банка
4.3. Региональные банки, фонды и организации
4.4. Становление Европейского валютного союза (ЕВС)
Послесловие: глобальные проблемы
ВСТУП
ТЕМА 1. ПОНЯТТЯ ТА ЗАГАЛЬНА ХАРАКТЕРИСТИКА АДМІНІСТРАТИВНОГО ПРАВА
1. Історія розвитку адміністративного права в україні
2. Поняття адміністративного права
3. Предмет адміністративного права
4. Метод адміністративного права (адміністративно-правовий метод)
© Westudents.com.ua Всі права захищені.
Бібліотека українських підручників 2010 - 2020
Всі матеріалі представлені лише для ознайомлення і не несуть ніякої комерційної цінностію
Электронна пошта: site7smile@yandex.ru