1. Осенью, когда еще не топили, у нас было очень холодно. Но вот однажды меня разбудили, я сразу почувствовала, что в комнате у меня как будто теплее. Я подошла к батарее, она была чуть-чуть теплая. Днем у нас было уже совсем тепло, и батареи были настолько горячие, что нельзя было к ним прикоснуться. Когда пришла В. М., я сказала:
- Поздравляю! -С чем?
- Неужели вы ничего не чувствуете? -Нет.
- Вам не жарко? -Нет.
Я подвела В. М. к батарее. Она посмотрела рукой и сказала:
- Теперь я понимаю, что уже затопили.
Меня очень удивило то, что В. М. не могла заметить такой большой разницы в температуре наших комнат, ведь было очень холодно, и вдруг стало тепло.
2. Я открывала окно в своей комнате. Обычно, когда я открою внутреннюю раму, я уже чувствую, холодно на дворе или тепло. Сегодня, когда я открыла внутреннюю раму, а наружная была совсем закрыта, я почувствовала, что на дворе тепло. Действительно, сегодня было так тепло, что даже снег таял.
3. Л. И. поставила ко мне на стол электрическую лампочку и начала вставлять вилку в розетку, а я держала руку на лампочке. Когда свет зажегся, я сразу почувствовала, потому что лампочка моментально стала нагреваться.
4. Я занималась с X. в его кабинете. Вдруг я ощутила поверхностью лица, что в окно светит солнце.
К вам в окно светит солнце? -Да.
5. Я наливала в ванну воду, так как собиралась мыться. Вода была очень горячая, и возле ванны было жарко. Но вот потянуло холодком, я догадалась, что кто-то открыл дверь из умывальной, где было не так тепло. Я подошла к двери, она была полуоткрыта. Я спросила:
- Кто? Подошла Л. И.
Это вы открыли дверь? - Да.
6. Мне сказал X., что потух свет. Через час после этого я поинтересовалась, горит ли уже свет. Я пошла в спальню и приложила руку к электрической лампочке, но она была холодной. Я поняла, что свет еще не зажегся.
7. Ч. позвала меня читать. Когда я пришла в кабину и села на стул, то почувствовала, что стул теплый. Я спросила:
- Кто сейчас сидел на этом стуле?
- Здесь сидел Ц., - ответила Ч.
8. Как-то мне нужен был X. Я пошла в библиотеку и подошла к дивану, чтобы узнать, нет ли на диване X. На диване я его не нашла, но в одном месте диван был теплый, и я подумала, что X. только что ушел отсюда. Я позвала X., и он подошел ко мне.
- Вы сидели на диване только что?
- Да, я встал минуту тому назад.
9. Однажды я собиралась идти в город с Р. Г. До этого я еще не была на дворе и не знала, какая погода. Когда мы вышли на улицу, я почувствовала, как начало согреваться мое лицо. Я поняла, что это светит солнце. Я сказала Р. Г.: "я думала, что сегодня плохая погода, а оказывается, что даже солнце есть".
10. В один зимний день, когда на дворе была оттепель, я пошла в город. Ветер был теплый по-весеннему, но солнца я не чувствовала, когда вышла на улицу. Только через два часа, идя по городу, я вдруг ощутила лицом теплые лучи солнца.
- Ты чувствуешь солнце? - спросила А. В.
- Да, я сразу почувствовала.
- Я по выражению твоего лица заметила это, потому и спросила тебя.
Вкусовые ощущения
1. За обедом мне подали арбуз. Попробовав его, я сразу определила, что арбуз еще не дозрел. Я сказала об этом дежурной. Она ответила: "Цвет он имеет хороший, поэтому мы думали, что он и на вкус будет хороший".
2. Л. И. предложила мне скушать помидор. Я согласилась. Кушая помидор, я заметила, что на вкус он более кислый, чем те помидоры, которые мы покупаем на базаре. Я спросила у Л. И.
- Это помидоры из вашего сада? -что, кислые? -Да.
3. Я кушала груши. Одна груша была тверда на ощупь, но я подумала, что она просто еще не помялась. Когда же я попробовала грушу, по вкусу узнала, что она еще не зрелая.
4. Однажды я ела яблоки. Мне показалось, что одно яблоко было гнилое в середине. Я отложила его и взяла другое. Когда ко мне подошла В. М., я ей показала гнилое яблоко.
- Нет, оно не гнилое, а побитое.
- Гнилое, я ведь кушала его и по вкусу узнала, что оно в середине гнилое. Даже сок там более липкий, чем в хорошем яблоке.
- На глаз не видно, что оно гнилое, кажется, что побитое.
Думают иные
Думают иные - те, кто звуки слышат,
Те, кто видят солнце, звезды и луну:
- Как она без зренья красоту опишет?
- Как поймет без слуха звуки и весну!?
- Легкий шелест листьев пальцами ловлю.
- Утопая в сумрак, я пойду по саду,
- И мечтать готова, и сказать: люблю...
- Пусть я не увижу глаз его сиянье,
- Не услышу голос, ласковый, живой,
- Но слова без звука - чувства трепетанье
- -Я ловлю и слышу быстрою рукой.
- И за ум, за сердце я любить готова,
- Так, как любят запах нежного цветка.
- Так, как любят в дружбе дорогое слово,
- Так, как любит трепет сжатая рука.
- Я умом увижу, чувствами услышу,
- А мечтой привольной мир я облечу...
- Каждый ли из зрячих красоту опишет,
- Улыбнется ль ясно яркому лучу?
- Не имею слуха, не имею зренья,
- Но имею больше - чувств живых простор:
- Гибким и послушным, жгучим вдохновеньем
- Я соткала жизни красочный узор.
- Если вас чаруют красота и звуки,- .
- Не гордитесь этим счастьем предо мной!
- Лучше протяните с добрым чувством руку,
- Чтоб была я с вами, а не за стеной.
Скороходова О. И. Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир. - М.: Педагогика, 1990.
Пам'ять. Р. Аткинсон. Человеческая память: система памяти и процессы управления
I. Введение
II. Структурные характеристики системы памяти
III. Процессы управления в памяти
Л. С. Выготский. Память и ее развитие в детском возрасте
Б. Ф. Ломов. Память и антиципация
А. Р. Лурия. Маленькая книжка о большой памяти
Исходные факты
Синестезии