Загальна психологія: Хрестоматія - Скрипченко О.В. - Л. С. Коршунова. Воображение как отражение действительности

§ 1. Воображение как одна из форм преобразования содержания наглядных образов

Психические процессы в жизнедеятельности людей характеризуются структурой, местом, функциями, продуктом, которые они собой представляют. Материальной базой процесса воображения выступает внешний мир во всем богатстве его отношений, из которых мы "вычерпываем" новые впечатления и создаем новые образы. Воображение возникает из потребности людей предвосхитить, объяснить, заглянуть в будущее, чтобы оказать на него воздействие. Воображение можно рассматривать и как процесс (форму) и как результат (содержание) отражения объективной действительности. Оно опосредовано определенной целевой установкой и выполняет функции: эвристическую - служит фактором в поисковой творческой деятельности, антиципирующую - предвосхищает, корректирует формы человеческой жизнедеятельности, практическую, познавательную, эстетическую и другие. Отличительной чертой данного процесса является его сложный, многоплановый, синтетический характер: оно (воображение) способно преображать весь мир без исключения. Общественная практика лежит в основе деятельности воображения; чувственность и мышление опосредует его продуктами здесь выступают новые (или частично новые образы, ранее (частично или полностью) не воспринимавшиеся субъектом. Возникновение новообразований происходит в форме различного рода и уровня преобразований наличного материала. Воображение здесь обладает стимулирующей ролью. Сами же новые образы выступают средством познания и прогнозирования в человеческой жизнедеятельности. Воображение не может быть определено лишь как способ формирования новых образов, который осуществляет связь наличной ситуации с отсутствующей. Оно включено в процесс формирования нового, хотя созидание знания - функция и других форм познания. Воображение - это одна из способностей человека продуцировать новые образы. Особенность воображения может быть понята, учитывая характер данной познавательной способности как средства переноса знаний с одной области на другую, как своеобразного сплава чувственного и рационального, где мышление играет роль "программы", чувственный же материал выступает как основа мышления. <....>

Поскольку воображение связано с чувственным отражением и мышлением, перейдем к характеристике этого единства. <....>

Воображение обязательно выводит субъекта за пределы наличной ситуации, формирует образы, не имеющие непосредственного оригинала в действительности.

Способность выходить за пределы существующего опыта и знаний с тем, чтобы на их же основе продуцировать такие новообразования, которые невозможно получить чисто эмпирическим или логическим путем, присуща деятельности воображения. <....>

Сопоставляя воображение и восприятие, можно обратить внимание на то, что воображение не является репродукцией содержания восприятия. Воображение есть там, где имеется чувственный образ, объект которого не воспринимался ранее либо полностью, либо частично, хотя сказанное не означает того, что образам воображения не соответствуют никакие объекты. Такие предметы и явления могут существовать, а могут и не существовать в данный момент времени главное же состоит в том, что образ воображения не адекватен объекту в том виде, как он представлен в отражении. Особенность воображения как процесса состоит в формировании наглядных образов объектов, ранее частично или полностью не воспринимавшихся субъектом. Воображение связано с действительностью, строится на основе опыта субъекта, вместе с тем оно представляет и момент отхода от нее, поскольку образ предмета воображения подвергается преобразованию. В гносеологическом плане особенность воображения можно выразить через его отношение к внешнему объекту.

Воображение это образы предметов, которые ранее, частично или полностью не воспринимались человеком (имеется в виду, что если в воображении что-то воспроизводиться, то воспроизводится обязательно в преобразованном виде). Объекты воображения не были ранее воспринимаемы либо потому, что их нет в действительности (это различного рода идеальные модели, а также фантастические представления), либо потому, что они не включались в сферу чувственности (например, обратная сторона Луны), либо потому, что они вообще недоступны чувственному созерцанию (например, элементарные частицы). Следовательно образы, которыми оперирует сознание человека, не сводимы только к воспроизведению прошлого опыта. Воспроизведение - основная функция памяти, воображение же связано с преобразованием содержания отражения, протекающим а наглядном плане. <....>

Где нет изменения содержания образа, там нет и воображения. Воображение продуктивно всегда, когда оно дополняет, развивает и обогащает объективно истинное знание.

Особенность творческого воображения будет состоять в том, что оно является процессом в основе своей сознательным, протекающим при активной деятельности мышления субъекта и подчиненным прямо или косвенно осознаваемой задаче - научной, художественной, практической. Творческая природа воображения зависит от того, насколько глубоко оно проникает в действительность, которая подвергается переработке в сознании человека. Основным в этом процессе выступают модификация и трансформация образов, создание новых синтетических композиций. <....>

<....> Гносеологический статус воображения связан с его преобразующим отношением к действительности. Воображение не обладает строго нормативным и фиксированным характером и выступает как процесс и как результат, совершая "отлет" реальности с целью познания ее. Оно выступает репрезентантом совокупной деятельности наличных восприятий, представлений памяти и мышления воссоздавая новые образы ранее частично или полностью ненаблюдаемых явлений. <....>

В воображении играют различную роль и отдельные психологические компоненты: оно может быть тесно связано с мышлением. В этом случае интеллектуальное воображение "работает" в таких процедурах научного познания, как построение гипотез, моделирование, мысленный эксперимент и т. д. Логика процесса воображения далеко не всегда осознается, а в искусстве в особенности. Зачастую трудно объяснить, выразить в понятиях знаменитое "чуть-чуть". Здесь мышление является способом, благодаря которому осуществляется воображение.

Фактором, стимулирующим деятельность воображения, выступают различные, подчас даже случайные связи явлений, событий, предметов. Но они способны "замкнуть цепь", вызвать свободную игру ассоциаций. Но для того чтобы осуществилась "цепная реакция продуктивного воображения, необходимо эмоционально напряженное поле сознания, которое дает материал и основную идею, направляющую работу воображения в определенное русло. Продуктивное воображение при этом использует материал различной модальности: непосредственно-чувственные (перцептивные) образы, образы памяти и мысленные образы. Этот поток образов и идей переплавляется воображением в целостный образ - переживание, приобретающий самостоятельную обособленную жизнь, подчас весьма удаленную от породившей ее объективной действительности, но при этом так или иначе соотнесенную с ней.

Воображение эмоционально окрашено, оно регулируется комплексом чувств - нравственных, эстетических. Причем эта эмоциональная напряженность существенным образом меняет характер его продуктов.

Действие воображения опосредовано эмоциональным отношением, "умением вводить себя в состояние энтузиазма и даже вдохновения, что, в свою очередь, рождает стойкость в творческих поисках. <....>

Мы различаем активное, практически-деятельное воображение и пассивное, созерцательное, а также его непроизвольные формы (грезы, дремотные состояния, сновидения). Активное воображение опосредовано потребностями, задачами, целевой установкой субъекта. Вектор действия его связан в большей степени с предвосхищением, с построением моделей будущего, устремленностью вовне. Активное воображение подчинено волевым усилиям и может сознательно быть активизировано - пассивное же подчинено внутренним личностным факторам, отражающим подсознательные желания, стремления. <....>

Определенное место в деятельности воображения занимает мечта, которая выступает как реальная или абстрактная возможность желаемого будущего. Если бы человек был совершенно лишен способности мечтать... если бы он не мог изредка забегать вперед и созерцать воображением своим в цельной и законченной красоте то самое творение, которое только что начинает складываться под его руками, - тогда я решительно не мог себе представить, какая побудительная причин, заставляла бы человека предпринимать и доводить до конца обширные и утомительные работы в области искусства, науки и практической жизни.

Воображение различается и в структурно-функциональном аспекте. Компоненты воображения вымысел и реальность - выступают как динамическая связь, осуществляющая свободную и под час неожиданную и удивительную игру ассоциации комбинаций, продуцируя сложные новообразования. Структура образов может быть мобильной развитой, обладающей цельностью, слитностью составляющих его компонентов, что характерно для научного и художественного творчества

Воображение в гносеологическом отношении различается по связям с действительностью. В процедурах воображения действительность подвергается модификациям преобразования, которые способствуют более глубокому отражению придавая необычный смысл, значимость и силу объективной реальности. Можно выделить виды воображения, ориентирующиеся на реальность, служащие средством познания, соответствующие задачам и целям деятельности субъекта. Но есть виды воображения отклоняющиеся от действительности, формирующие неадекватные образы. Есть различия в воображении и по временной направленности: это образы непосредственные, актуализированные, а так же образы, направленные на будущее, и образы как бы повернутые в прошлое (ретроспективные). Свойством, также характерным для воображения, выступает его относительная независимость от "наличной ситуации", свободная игра импровизации, способствующая возникновению новообразований. <....>

§ 1. Воображение как одна из форм преобразования содержания наглядных образов
§ 2. Единство воображения и чувственного отражения
§ 3. Связь воображения с чувственным рациональным познанием
В. А. Моляко. Психология творческой деятельности
Общая структура творческой личности
Психологические особенности процесса творческой деятельности
Увага
А. Р" Лурия. Внимание и память
Физиологические основы внимания
Нейрофизиологические механизмы активации
© Westudents.com.ua Всі права захищені.
Бібліотека українських підручників 2010 - 2020
Всі матеріалі представлені лише для ознайомлення і не несуть ніякої комерційної цінностію
Электронна пошта: site7smile@yandex.ru