Загальна психологія: Хрестоматія - Скрипченко О.В. - § 2. Единство воображения и чувственного отражения

Познание объективного мира начинается с непосредственного взаимодействия человека с окружающей действительностью через ощущения. Ощущения -это тот первичный материал о свойствах действительности, который в конечном счете служит источником формирования всех, в том числе и обобщенных, абстрактных знаний. Ощущение используется для построения образов воображения. Это имеет определенное значение, ибо позволяет выявлять одну из сторон связи воображения с действительностью.

Ощущения выступают материальной базой, условием формирования воображения. Любое воображение, будучи наглядным образом, состоит из воспроизводящих ощущений. Но характер образа, соотношение ощущений в воображении могут быть принципиально иными. <....>

<....> Однако воображение не просто результат сложной аналитико-синтетической деятельности органов чувств, но и продукт преобразования функциональных систем. Такое преобразование осуществляется уже и при формировании функциональной системы, когда опыт одних органов чувств, включаясь в деятельность других анализаторов, вызывает перестройку системы связей. <....>

Связь воображения с ощущениями носит целенаправленный характер, ибо она опосредована мышлением. Но это взаимодействие является двусторонним, так как и мышление в конечном счете опирается на ощущения. <....>

Восприятие, в отличие от ощущений, отражает не отдельные свойства предметов, а их некоторые целостные характеристики - форму, величину, объем и т.д. В отличие от ощущения восприятие дает знание предмета в целом; отдельные сторон выступают в нем как признаки предмета. Объективной основой восприятия служит целостность вещей и ситуаций. Чувственный образ формируется в ходе практической деятельности, где субъекту приходится иметь дело как с отдельными свойствами вещей, так и с предметами и ситуациям в целом. Восприятие включает в себя моменты репродукции. <....>

Многие мыслители прошлого обращали внимание на активность восприятий, активность, которая связывалась с действием в восприятии воображения, со способностью воображения соединять чувственность и рассудок. <....>

Чувственное восприятие всегда опосредуется имеющимся у субъекта опытом для целостного восприятия недостаточно одного лишь чувственного впечатления - воздействия предмета на органы чувств. <....>

С выработкой определенных механизмов опыт отражения обычных предметов начинает опосредовать и восприятие геометрических фигур, рисунков. Человек начинает объемно отражать плоскостные изображения. Это свидетельствует о наличии в восприятиях человека элементов воображения, создающего существенное дополнение к образу восприятия. <..">

<....> В структуру восприятия включается узнавание без которого невозможно познание. <....>

Процесс узнавания на своих начальных стадиях сопровождается построением догадки о виденном на основание пока еще скудной информации. Образы воображения еще крайне неустойчивы, легко изменяются под влиянием различных, иногда случайных ассоциаций. Так совершается актуализация прошлого опыта, поскольку воображение, опираясь на "наличную" ситуацию (восприятие), свободно опосредует ее всем прошлым опытом, синтезируя его и формируя новообразования. Причем деятельность воображения может быть одноактной, подчиненной, "приведенной" к данной ситуации, но может протекать и как определяющая т. е. регулирующая, управляющая познавательным процессом. Причем непроизвольный характер действия воображения способен изменяться и выступать уже в качестве регулятора, ориентированного на определенные задачи, цели, установки. <....>.

Воображение преобразовывает, модифицирует содержание восприятий, позволяет информацию, данную в них, мысленно достроить до образа целостной желаемой ситуации... Идеальный план воображения, в отличие от восприятия, дает возможность свободно манипулировать образами, т.е. совершать мысленные операции, в результате чего возникает новое знание о связях и отношениях. <....>

<....> Остановимся на связи воображения и представления. Формой, наиболее адекватной деятельности и проявлению воображения, является наглядное представление. Больше того, без представлений воображение не могло бы развиваться, хотя, конечно, одного представления недостаточно для выявления этой способности человека. Представление выступает высшей формой чувственного отражения действительности.

Достаточно часто считается, что представление есть форма чувственного отображения объектов, которые непосредственно не воспринимаются, но которые воспринимались субъектом в прошлом. <....>

В жизни, а тем более в различного рода творческой сознательной деятельности бывает трудно провести резкую грань между предвидениями и воображением. <"..>

Представление и воображение действительно имеют много общего. Представление обладает рядом свойств, которые сближают его с воображением (например, отражение непосредственно не наблюдаемых предметов или явлений объективного мира, выход за пределы наличной обстановки).

Источником формирования образов представления и воображения является окружающий нас мир. Становление представлений и образов воображения не строго фиксировано, а протекает как процесс и как результат, т. е. они (образы представления и воображения) возникают не мгновенно и в законченном виде, а формируются постепенно, совершенствуются и видоизменяются действием актов восприятия. Следовательно, чем обширнее и богаче наши восприятия, тем больше материала для деятельности представлений и функционирования воображения. <....>

Конечно, воспроизведение - важнейшая черта представления, и оно является необходимым условием для возникновения воображения. Но деятельность воображения в представлении связана с большей подвижностью, динамичностью этих образов, с большей зависимостью от тех или иных потребностей и задач. Это способствует тому, что сформированный образ объекта соотносится с актуальным восприятием, модифицируется, вследствие чего возникают новые образы. <....>

Внутреннее переплетение представлений и воображения наглядно проявляется в диалектическом сочетании элементов репродукции и продуктивного преобразования. Совершенно очевидно что воображение представляет собой специфический способ отражения объективного мира. Образы воображения связаны с объективным миром прежде всего потому, что они строятся из элементов, заимствованных из самой действительное Образная реконструкция имеет пределы: она ограничена чувственным опытом субъекта и тем, что в процессе возникновения образа присутствуют продуктивный и репродуктивный моменты. <....>

В основании образов памяти и воображения лежат родственные процедуры аналитико-синтетического плана. Образы памяти фундируют воображение: чем обильнее информация, тем более развернуто содержательно протекает процесс воображения. Обширная, эмоционально насыщенная память дает материал для деятельности воображения. Воображение также способствует развитию и функционированию памяти, корректируя и активизируя ее. Богатая память, как это ни парадоксально, может сыграть и отрицательную роль в творческом поиске, размывая его. Если недостаток информации сужает поле деятельности воображения, то избыток ее, наличие сплошной памяти затрудняет расчленение старых образов и их свободное, целеустремленное комбинирование.

Следует обратить внимание на то, что воображение не только опосредовано памятью, прошлым опытом и зависит от них, но и само обогащает их. <....>

Но достоинства памяти ни в коем случае не могут заменить принципа организации и синтез при воображении. Если память означает верно за регистрированный опыт, то воображение выступает как конструктивное начало, превращающее этот опыт в особый мир <....>

Деятельность субъекта - основа адекватности отражения объекта вообще. Отражательная функция воображения выступает в формах, воспроизводящих структуру человеческой жизнедеятельности, что в свою очередь, способствует адекватному воссозданию структуры объекта. Это не случайно ибо сама деятельность ведет к положительному результату и является успешной лишь в том случае, если она адекватна объекту. Поэтому, естественно, что и адекватными являются образы формирующиеся на основе операциональной предметно-практической деятельности. Правда, это не исключает того, что те же самые процедуры могут послужить созданию и неадекватных представлений. Здесь мы сталкиваемся с положением дел, отличающимся от функционирования мышления. В случае мысленной деятельности неадекватные выводы получаются лишь тогда, когда нарушаются законы логического мышления. В деятельности воображения, в представлении мы имеем другую ситуацию. Одни и те же операции (комбинирование, типизация и акцентирование могут служить как созданию адекватных, так и неадекватных образов. Например, комбинирование может вести к возникновению образов фантастических существ - кентавров, русалок и т. д. Здесь продукты воображения являют собой неадекватное отражение действительности в самых необычайных, неожиданных сочетаниях и связях. Условием адекватности воображения выступает содержательный анализ процесса преобразования образа. В ходе продуктивного преобразования представления постоянно приходится сопоставлять содержание образа с реальными условиями, объективными тенденциями развитиями и деятельности. Если придерживаться ограничительных условий, которые накладываются на продуцирование объективной реальности, то это будет способствовать созданию адекватных образов. Отход же от ограничительных условий формирует неадекватный образ. <....>

§ 3. Связь воображения с чувственным рациональным познанием
В. А. Моляко. Психология творческой деятельности
Общая структура творческой личности
Психологические особенности процесса творческой деятельности
Увага
А. Р" Лурия. Внимание и память
Физиологические основы внимания
Нейрофизиологические механизмы активации
В. И. Страхов. Психологические исследования внимания
Н. Ф. Добрынин. Об организованности внимания
© Westudents.com.ua Всі права захищені.
Бібліотека українських підручників 2010 - 2020
Всі матеріалі представлені лише для ознайомлення і не несуть ніякої комерційної цінностію
Электронна пошта: site7smile@yandex.ru