Анализ деятельности начинающих учителей показывает, что нередко хорошо подготовленный урок, не подкрепленный яркой, образной речью учителя, не реализует до конца свои обучающие и воспитывающие возможности. Вот почему развитие речевой культуры педагога следует рассматривать, с одной стороны, как средство оптимизации обучения, а с другой - как фактор усиления его воспитательного воздействия.
Речевые способности являются органичным компонентом коммуникативных способностей учителя, важным звеном его коммуникативной культуры в целом. Психологи выделяют следующие компоненты речевых способностей; хорошая вербальная память, правильный отбор языковых средств, логичное построение и изложение высказывания, умение ориентировать речь на собеседника, высокий уровень антиципации. Естественно, что в реализации речевых способностей важную роль играет общая эрудиция и культура учителя.
Речевые способности помогают педагогу эффективно решать текущие коммуникативные задачи. Уточняя ранее приведенную схему, можно сказать, что если коммуникативная задача вытекает из задачи педагогической, то речевая задача вытекает из задачи коммуникативной и является средством ее реализации. Таким образом, вырисовывается следующая зависимость:
Педагогическая - Коммуникативная - Речевая задача.
В процессе педагогической деятельности педагог решает бесчисленное множество речевых задач, так как речевое воздействие является ведущим средством педагогического общения. (Естественно, возможны и мимические и пантомимические средства решения коммуникативных задач, но чаще всего они сопровождают речевые средства, хотя иногда выступают и относительно самостоятельно.)
Говоря о педагогическом общении, необходимо обратить внимание на взаимосвязь делового и личностного аспектов. Деловая характеристика педагогического общения связана с информационной функцией педагога - носителя определенной научной и нравственной информации, организующего процесс обмена этой информацией с учащимися. Личностное содержание педагогического общения составляют внутренние отношения педагога к передаваемой информации и к тем, кому она адресована. На личностном уровне общения реализуется нравственный потенциал общения, научно-педагогическая информация перестает быть для учителя и, соответственно, для учащихся просто тем или иным научным фактом - она одухотворяется личностными, мировоззренческими установками педагога.
В процессе образно-эмоциональной передачи информации реализуется единство избранного метода воздействия и его коммуникативной основы. Организация этого соответствия - чрезвычайно важная педагогическая задача.
Не менее важна и такая стадия педагогического общения, как обратная связь. Условно можно выделить два вида обратной связи - содержательную и эмоциональную. Содержательная обратная связь дает информацию об усвоении объясняемого материала учащимися. Устанавливается этот вид обратной связи через вопрос, беглое замечание, фронтальный, оперативный опрос в процессе изложения нового материала. Эмоциональная обратная связь устанавливается педагогом через общий эмоциональный настрой класса на данном уроке, уловить который можно через поведение учащихся, их глаза, выражение лиц. Эта эмоциональная сторона, важная для поддержания и развития нужного уровня общения, порой недооценивается начинающими педагогами. Содержательная обратная связь в единстве с эмоциональной дает педагогу информацию об уровне восприятия материала и познавательно-нравственной атмосфере урока. ...хорошо функционирующая обратная связь выступает одним из необходимых условий успешной работы руководителя, воспитателя, учителя. Когда по какой-либо причине механизм обратной связи начинает работать с перебоями, человек, взаимодействующий с другими людьми, не фиксирует всех их действий, отражает их выборочно, случайно, не в связи друг с другом, неправильно их интерпретирует и, соответственно, неадекватно на них отвечает. Контакт между людьми разлаживается, взаимодействие нарушается. Поддержание обратной связи должно осуществляться буквально с первых минут общения.
...Педагог далеко не всегда отдает себе отчет в том, что для разрешения проблемной педагогической ситуации необходимо осознать и проблемную коммуникативную ситуацию. Иначе говоря, после того как выбран метод, необходимо решить, какими коммуникативными средствами он будет реализован. В практике, особенно начинающих учителей, часты случаи несоответствия избранного метода воздействия (обучения) способу общения педагога с детьми, что, конечно же, не может не повлиять отрицательно на результаты педагогического труда. Избранный метод педагогического воздействия будет эффективным в том случае, если соответствует; а) общей структуре общения педагога с классом; б) избранной структуре общения на данном уроке. И если методическая структура деятельности благополучно накладывается на структуру общения и они адекватны, то результат учебно-воспитательного взаимодействия будет значительным.
Начинающий педагог в первые годы работы в школе вполне естественно стремится ориентироваться на опытных учителей. Молодые учителя нередко пытаются подражать старшим коллегам, даже копируют их. Опыт других в таком тонком и сложном деле, как организация общения, безусловно, полезен, но необходимо с самого начала искать собственные возможности коммуникативной деятельности, которые помогут, во-первых, овладеть технологией профессионально-педагогической коммуникации, во-вторых, сделать процедуру общения органичной, адекватной творческой индивидуальности педагога.
Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении: Кн. для учителей. -М.: Просвещение, 1987.-190с.-С. 110-121.
А. Б. Добрович. Воспитателю о психологии и психогигиене общения
Коммуникативные навыки и будущий характер
Примитивные межличностные реакции и их предпосылки
"Устройство" и правила примитивной группы
Что значит "исполнять роли"?
Фазы контакта
А. А. Бодалев. Личность и общение
Формирование первого впечатления о другом человеке
Заключение