Духовная аристократия и духовный плебс
Х. Ортега-и-Гассет разделил человечество на два основных типа по принципу: духовная аристократия - духовный плебс. Выведенное им определение - духовность - не имело ничего общего ни с классовостью, ни с сословностью. Подлинными аристократами он считал носителей духовных ценностей нации и общества в целом.
Человек аристократический, или благородный, по Платону, - тот, у которого преобладают высокие начала души - "золотое" и "серебряное" (т. е. Разум и Мужество) и кто всегда "держит под контролем" третье - низкое, вожделяющее ("медно-железное"); при этом разумное начало всегда стоит выше мужественного, "серебряного" (или яростного). На этом тройственном делении и строится платоновская социальная утопия идеального государства, где каждому классу - правителям (философам), воинам-стражам и работникам хозяйства - соответствует определенное начало души. Х. Ортега-и-Гассет на основании этого открыл своеобразный социальный закон: определенные нравственные свойства души не связаны безогово-
Рис. 1.2. Схема социальной философии Платона
рочно с определенным сословием, в котором человек появился на свет. "Золотое" или "серебряное" дитя может родиться у родителей-ремесленников или земледельцев. И наоборот. Таким образом, аристократизм духа внесословен [43; 83].
Восстание масс
Исходным моментом в изучении X. Ортегой-и-Гассетом глобальной социальной проблемы духовной аристократичности стал повсеместный для Европы исторический факт - активизация усредненного человека толпы, или, по меткому выражению испанского философа, восстание масс. Основные признаки и последствия этого - скученность как доминанта во всех проявлениях общественной жизни, триумф гипердемократии (масса захватывает авансцену социальной жизни), потеря индивидуальности; игнорирование основных принципов разума, отсутствие начал гражданской законности, отрицание общепризнанных норм культуры, господство "массовой культуры", распространение насилия как следствие повсеместной безнравственности.
На фоне этого явления - восстания масс - X. Ортега-и-Гассет развил собственную идею общественного идеала - аристократичность духа.
Аристократичность духа
Аристократ, по определению X. Ортеги-и-Гассе-та, - человек, предъявляющий высокие требования к себе в отличие от человека массы - человека-пользователя, человека-потребителя, человека-обывателя. Жизнь благородная состоит в служении не по принуждению, а в силу внутренней потребности. Самодисциплина является внутренним стержнем, на котором крепится аристократическая духовная стойкость. Человек элиты - это человек энергии.
Лучшие представители человечества, считает X. Ортега-и-Гассет, несут и утверждают лучшие идеи. Это и есть ортегианское учение об аристократизме человеческого общества. Лучшие представители общества - это его хребет, остов нации. Нация - это, согласно X. Ортеге-и-Гассету, "человеческая маска, организованная и структурированная меньшинством избранных индивидов" [83]. Разложение аристократии равнозначно распаду общества. При этом аристофобия - опасный синдром, угрожающий здоровью всей нации.
Типология лучших
Общество нуждается в различных типах лучших людей. Для достижения такой цели внутри аристократического ядра происходит "распределение обязанностей". В результате получаются следующие социальные роли: герой; интеллектуал (философ, деятель культуры и науки); политик. Герой - двигатель истории, человек, не мирящийся с действительностью, твердо решивший изменить ее к лучшему, средоточие волевых порывов, аккумулятор энергии многих. Это "серебряное" призвание [43].
С "золотым" предназначением несколько сложнее. Его носитель, во-первых, интеллектуал (интеллигент, деятель культуры), миссия которого заключается прежде всего в аргументированной критике, и, во-вторых, философ как таковой.
Применяя платоновскую терминологию, можно сделать следующий вывод: разумное ("золотое") начало и яростный ("серебряный") дух постоянно балансируют, поддерживая взаимное равновесие. Существует определенная попеременность в присутствии в одной и той же душе (и соответственно в обществе) то "золотого", то "серебряного" начала. Повышенное внимание к герою в определенную эпоху отодвигает на задний план интеллектуала, и наоборот.
Совпадение профессии и призвания
Это идеальное сочетание "золотого" и "серебряного" начал: возникает фигура героя-интеллектуала, который должен самоопределиться. Миссия - призвание - обязанность - так расшифровывается цепочка: избранность - аристократичность - привилегированность [43].
Типология лучших
Совпадение профессии и призвания
Резюме
1.3. Концепции наций, рас и цивилизаций
Наука о нациях Дж. ВИКО
Наука о расах Ж. Гобино И Л. Гумпловича
Наука о цивилизациях
Концепция цивилизации Ф. Конечны
Резюме