Факторы социального развития
Согласно Платону, существует четыре фактора, способствующие развитию государства: два экономических - увеличение численности населения и расширенное воспроизводство и два идеологических - новаторство в искусстве и новшества в системе воспитания.
Определение государства Платоном сводится к тому, что в начале своего существования государство полностью совпадает с обществом; в дальнейшем разложение последнего приводит к возникновению особой противоестественной формы существования, что внешне проявляется в возникновении и поляризации справедливости и несправедливости. В результате своеобразного отрицания эта противоположность устраняется и общество возвращается к исходному состоянию.
Основные сословия
Принцип разделения труда Платон положил в основу построения идеального государства. Разделение труда является причиной разделения общества на три сословия. Платон исходит при этом из существующего неравенства умственных способностей детей.
В идеальном государстве Платона три сословия - философы, стражи и трудящиеся, или три начала - совещательное, защитное и деловое. Отношения сословий складываются на основе взаимного уважения и общности интересов, что проявляется в служении идее. Все сословия, каждое по-своему, служат идее справедливости: они равны и свободны. Они свободны, потому что внутренне осознали необходимость своего положения; они равны, потому что каждый гражданин занимает именно то положение в обществе, для которого рожден. Права всех граждан естественно ограничены их реальными возможностями, и именно в этом смысле все они равны.
Воспитание и просвещение занимают важное место в системе социальных взглядов Платона. Воспитать человека, считал он, можно до той степени, до которой возможно его просветить. Для каждого класса в зависимости от его природных задатков Платон создает особую систему воспитания и образования.
Платоновская философия истории
В "Государстве" Платона помимо социальной утопии содержится еще и глубокая философия истории. Исследование Платон начинает с рассмотрения возникающего государства. Это начальная точка отсчета, начало человеческой истории. Дальнейшее изучение этого государства приводит Платона к выводу, что оно (первоначальное государство) совершенно. Существенной чертой этого государства является функционирование без развития. Платон отрицает всякий общественный прогресс; по его мнению, любое изменение, любое новшество - не прогресс, а регресс, поскольку прогресс в любой области возможен только при ее несовершенстве.
Совершенное государство может изменяться по двум причинам: первая - субъективная - охватывает четыре фактора (два экономических и два идеологических, которые были уже отмечены); вторая - объективная, или космическая, - уже не подвластна контролю со стороны людей.
Существует, однако, круговорот, по окончании которого сословие правителей не производится. Человечество физически и умственно вырождается. Место правителей занимают сначала стражи, а затем представители низшего сословия. Процесс разложения идеального государства, начавшись, уже не может быть остановлен и достигает своего логического завершения в тирании. Таким образом, тимократия, олигархия, демократия и тирания1 суть последовательные ступени вырождения и извращения первоначального совершенного государства. Вырождение это совершается помимо воли людей (рис. 1.1).
Рис. 1.1. Историческое развитие, по Платону, описывает полный круг: 1 - совершенное государство; 2 - тимократия; 3 - олигархия; 4 - демократия; 5 - тирания; 6/7 - промежуточные стадии при переходе от демократии и тирании к совершенному государству
Круговорот государственных форм и составляет содержание философии истории Платона.
В целом схема социальной философии Платона изображена на рис. 1.2.
Духовная аристократия и духовный плебс
Восстание масс
Аристократичность духа
Типология лучших
Совпадение профессии и призвания
Резюме
1.3. Концепции наций, рас и цивилизаций
Наука о нациях Дж. ВИКО
Наука о расах Ж. Гобино И Л. Гумпловича