Наука о нациях Дж. ВИКО
Основоположником философии истории Нового времени является Дж. Вико [96]. С поверхности исторического бытия он стремился выйти на уровень сущности, уловить постоянный закон исторических изменений - "... вечную идеальную историю... , соответственно которой протекают во времени все отдельные Истории Наций в их возникновении, движении вперед, состоянии, упадке и конце" [26].
Дж. Вико отмечал три типа времен: религиозные, героические (или "поэтические") и гражданские. Каждая из этих эпох имеет характер целостной формации со специфическими нравами, правоотношениями, особым авторитетом власти (легитимацией), формой правления, способами общения и мышления. Под нравами Дж. Вико понимал не только мораль, но и экономику. Он видел связь между экономикой и политикой, а также решающее значение борьбы сословий в динамике политических форм [96].
"Гражданский мир" с самого начала был основан "на двух вечных противоположных свойствах, вытекающих из природы вещей... Плебеи... стремятся изменить государство, они всегда его и изменяют, а Благородные всегда стремятся сохранить его" [26]. В результате аристократия сменяется демократией ("народной свободой"), которая со временем вырождается в анархию, и тогда, наконец, появляется монархия как единственное средство положить конец всеобщей распре. Однако пороки монархического правления приводят к разложению всей социальной организации и человечество возвращается к исходному пункту своего развития, начиная цикл заново.
Подчеркивая специфику различных исторических эпох, Дж. Вико основной своей задачей считал обоснование идеи единства мировой истории, хотел найти (и в какой-то степени нашел) существенно общее и повторяющееся в истории разных народов и стран [96].
Наука о расах Ж. Гобино И Л. Гумпловича
Ж. Гобино предложил радикальное биологическое объяснение исторического процесса. Главным фактором цивилизации является "чистота расы", которую, однако, никогда не удается сохранить надолго. Отсюда и недолговечность расцвета цивилизации. "Этнические смеси" разрушают единство стиля жизни и приводят к "вырождению человека", а вместе с этим и к распаду всей социальной структуры [96].
Ж. Гобино постулировал неизменную "иерархию рас": негры всецело чувственны и неспособны к рациональному самоконтролю, желтая раса проникнута утилитаризмом, и потому ей неведомы героические порывы и высокие достижения. Единственной "исторической расой" является белая. Она "первоначально владела монополией на красоту, ум и силу". Где бы и когда бы ни возникала цивилизация (по мнению Ж. Гобино, их было десять), в ее рождении обязательно принимала участие "белая кровь" [96; 139; 140].
Но и белая раса неоднородна: она представлена тремя вариациями - "хамиты", "семиты" и "яфетиды". Первые две оказались менее жизнестойки и быстро смешались с черной расой; из яфетидов Ж. Гобино превозносит "семейство арийцев", с которым связывает все лучшее, что есть на Земле. Это прирожденная "раса владык", физически наиболее сильная и привлекательная, ей свойственны исключительная энергия, бесстрашие и созидательный гений. Сознавая свою уникальность, арийцы, считал Ж. Гобино, заботились о сохранении чистоты породы, следствием чего была жесткая иерархия социальной жизни (например, кастовый строй Древней Индии) [96].
В отличие от Ж. Гобино, польско-австрийский социолог и правовед Людвиг Гумплович (1838-1909) трактовал человеческие расы главным образом как социокультурное, а не биологическое явление. В работе "Расовая борьба" (1883) он ввел понятие " этноцентризм", впоследствии вошедшее в понятийный аппарат социологии, социальной психологии и этнографии. Предметом социологии Л. Гумплович считал исследование социальных групп и их взаимоотношений; этим она отличается от философии истории, исследующей все человечество [36-38; 96].
Взаимоотношения групп Л. Гумплович характеризовал как постоянную и беспощадную борьбу, определяющую социальную жизнь в целом. В историческом развитии первоначальная борьба между ордами (т. е. группами, объединенными физико-антропологическими и этническими признаками), в результате которой возникает государство, в дальнейшем сменяется борьбой, с одной стороны, между государствами, с другой - внутри государств между группами, классами, сословиями, политическими партиями. Основными причинами социальных конфликтов Л. Гумплович считал экономические мотивы, стремление к удовлетворению материальных потребностей [96].
Концепция цивилизации Ф. Конечны
Резюме
1.4. Социология религии М. Вебера
Мировые религии как предмет изучения
Классификация религиозно-этических систем
Проблема спасения и пути ее решения
Базовые ценности как идеальные типы
Резюме
1.5. Теория культурно-исторических типов