В 1829-1832 гг. увидели свет "История цивилизации в Европе" и "История цивилизации во Франции" Франсуа Гизо (1787-1874) [3]. Английский историк Генри Томас Бокль (1821-1862) издал энциклопедический труд "История цивилизации в Англии" (рус. пер. 1861) [17]. В конце XIX в. Рафаэль Альтамира (1866-1951) написал "Историю Испании и испанской цивилизации". В перечисленных трудах было окончательно закреплено понимание цивилизации в двух аспектах - в пространстве и во времени. Последователь "отца социологии" О. Конта Эмиль Литтре (1801-1881) определил цивилизацию как совокупность свойств, принадлежащих некоему обществу, расположенному на какой-то территории в определенный момент его истории [3].
Критикуя О. Шпенглера и А. Тойнби за абстрагирование от социальных и экономических отношений, за однолинейность в трактовке судьбы любой цивилизации, французский историк Фернан Бродель (1902-1985) выступил за признание Цивилизации с большой буквы, принимающей значение всемирной истории. Характеризуя локальные цивилизации, он связал их с некоей "культурной площадкой", с набором постоянно воспроизводимых черт, свойственных определенному региону. Для него цивилизации - это стабильные глобальные структуры с медленными, длящимися столетия необратимыми процессами. Революции - лишь ничтожные вспышки в их бытии. В таком понимании термин "цивилизация" утвердился на Западе достаточно широко и употребляется довольно часто. В школьных учебниках понятие "цивилизация" трактуется как совокупность исторических, географических, социокультурных и прочих особенностей [3].
Концепция цивилизации Ф. Конечны
Концепция польского историка и культуролога Феликса Конечны (1862-1949) также исходит из второго подхода в понимании исторического процесса. Этот ученый предложил новую, особую науку о цивилизации1. Главная проблема этой науки - происхождение и природа многообразия и различия цивилизаций. Цивилизация, по Ф. Конечны, - это особое состояние групповой жизни, которое может быть охарактеризовано с разных сторон. Но подобно тому, как человек обладает телом и душой, все с ним связанное обладает двойственной природой. Это справедливо и относительно цивилизации. Ф. Конечны утверждает, что внутренняя жизнь цивилизации определяется двумя фундаментальными категориями - это Благо (Мораль) и Истина; внешняя, или телесная, - категориями Здоровья и Благополучия. Кроме них жизнь цивилизации, как и человека, основана на категории Красоты. И именно конфигурация указанных пяти категорий устанавливает строй жизни и своеобразие цивилизаций, понимаемых в смысле особой формы организации коллективности людей [100].
Перечисленные категории Ф. Конечны называл факторами цивилизации. Их количество, сочетание, иерархическая упорядоченность и прочие параметры в каждой цивилизации представлены по-разному. Но поскольку цивилизация всегда есть целостность, следовательно, существует закон или метод, связывающий факторы жизни в единство. Поэтому краткая дефиниция цивилизации сводится к формуле "Цивилизация - это метод устройства коллективной жизни". Неограниченности методов как способов связи факторов жизни соответствует неограниченное количество цивилизаций [99].
Ф. Конечны понимал цивилизацию не как историческую реальность, а как некий абстракт. Реальностями же являются лишь части цивилизации, проявляющиеся как определенные устойчивые различия в ней, которые Ф. Конечны называл культурами. Так, по его классификации, христианско-классическая (латинская) цивилизация есть абстракт, но реально существуют ее различия - английская, французская, польская культуры.
Цивилизации, по Ф. Конечны, скрещиваться и давать творческий синтез не могут. Возможен только синтез культур в пределах одной цивилизации. В то же время возможны пространственные, т. е. механические наложения цивилизаций. В этом случае между ними, как между враждебными живыми организмами, возникает борьба. При этом исторический опыт подтверждает всегда и всюду победу низшей цивилизации. Высшая цивилизация может сохранить себя только при жесткой изоляции от носителей низшей цивилизации [99].
Резюме
Закон исторических изменений Дж. Вико гласит: в обществе происходит периодическая смена трех типов времен, каждому из которых присущи определенные формы правления и авторитет власти (политическая сфера), способы общения и мышления (духовная сфера), специфические правоотношения и нравы (экономическая сфера). Движущими силами смены исторических времен - религиозных, героических и гражданских - Дж. Вико (вслед за Платоном и Х. Ортегой-и-Гассетом) называет борьбу двух противоположных начал - аристократии и плебса. Ведущей сферой общественной жизни является политическая, где борьба различных сословий обусловливает циклическую динамику форм правления: аристократия - демократия - анархия - монархия - вновь аристократия. Иными словами, Дж. Вико, как и Платон, выделил три основных сословия - духовную аристократию (духовенство и философы), светскую аристократию (дворянство) и третье сословие граждан (трудящиеся), каждому из которых соответствует определенный тип исторических времен, которые наступают с естественной необходимостью помимо воли людей.
В своей "иерархии рас" Ж. Гобино указывает на их различную психофизиологическую природу: чувственность черной расы, утилитаризм и умствование желтой, героизм белой расы, что совпадает с платоновскими "медно-железным", "золотым" и "серебряным" началами, а также основными душевными сферами (чувствами, разумом и волей), лежащими в основе сословного деления древних и средневековых
обществ (трудящиеся, жрецы, воины). Закат господства белой расы Ж. Гобино связывает с разрушением ее "этнической чистоты" (определяющей, по-видимому, суть исторического предназначения каждой расы), что происходит естественно и необратимо. В основе смены доминирования рас, по мнению Л. Гумпловича, лежит постоянная борьба различных социокультурных начал, которая внутри каждой расы и государства превращается в борьбу сословий.
Цивилизации, согласно представлениям Ф. Конечны, Ф. Броделя и их последователей, представляют собой глобальные структуры с необратимыми процессами, совокупность исторических, географических, социокультурных и других особенностей, которые наиболее ярко выражаются в отдельных культурах данной цивилизации (в "локальных цивилизациях"). Цивилизации как особые формы организации коллективной жизни людей определяются иерархической упорядоченностью фундаментальных категорий (основных ценностей), которые являются факторами развития цивилизаций. Количество факторов и их различное для каждой цивилизации сочетание подчинены определенному закону, в соответствии с которым и "перекомбинируются" основные ценности в той или иной цивилизации. Цивилизации "скрещиваться" не могут, а при борьбе между ними всегда побеждает низшая цивилизация, т. е. смена цивилизаций происходит так же, как и смена сословий - от лучшего к худшему.
Резюме
1.4. Социология религии М. Вебера
Мировые религии как предмет изучения
Классификация религиозно-этических систем
Проблема спасения и пути ее решения
Базовые ценности как идеальные типы
Резюме
1.5. Теория культурно-исторических типов
Концепция Н. Данилевского