Социальная теория и кадровая политика - Щёкин Г.В. - Концепция Н. Данилевского

К этой теории относятся философско-социологические концепции, которые подчеркивают существование множества различных культур, своеобразие каждой из них и вместе с тем отрицают единство всемирно-исторического развития человечества [55].

Таблица 1.1. КЛАССИФИКАЦИЯ РЕЛИГИЙ

Религия

Время возникновения

Основатели

Распространение

Источники

Цель

Пути спасения

Социальные слои

Базовые ценности

Основное содержание

Индуизм

I тыс. до н. э.

Мифические персонажи

Индия

Веды,

Пураны,

Бхагавадгита

Упорядочение мира

Ритуальные и социальные действия

Жречество

Бескорыстное

исполнение

долга

Соблюдение кастовых правил, следование закону воздаяния (кармы)

Иудаизм

I тыс.

до н. э.

в Палестине

Моисей

Среди евреев (Израиль и США)

Талмуд, Тора

Соблюдение установленных законов

С помощью посредника

Жречество (духовенство)

Религиозная деятельность

Вера в богоизбранность Израиля и его народа

Зороастризм

Х-У1 вв. до н. э.

Зара-туштра

Средняя Азия, Иран

Авеста

Содействие победе Добра над Злом

Ритуальные и социальные действия

Аристократия

Победа Добра

Противопоставление Добра и Зла, борьба между которыми составляет содержание мирового процесса

Конфуцианство

VI в. до н. э.

Конфуций

Китай

Трактат "Лунь юй"

Организация мира

Ритуальные и социальные действия

Аристократия

Политическая деятельность

Нравственное поведение и основанный на морали социальный порядок

Буддизм

У1-У вв. до н. э. в Индии

Будда

(Гаутама)

Юго-Восточная и Центральная Азия

Элементы брахманизма и других религий

Самосовершенствование

Собственные

действия

Монашество

Аполитичность, неприятие мира

Учение о четырех истинах: есть страдание, его причины, состояние освобождения и путь к нему

Христианство

I в. н. э.

в Палестине

Христос

Европа, Америка, часть Африки и Австралии

Библия

Исправление мира

С помощью посредника

Ремесленники,

городские

сословия

Социальная деятельность и самосовершенствование

Вера в Иисуса Xриста как Богочеловека и Спасителя мира

Ислам

VII в. н. э.

в Аравии

Магомет

Ближний и Средний Восток

Коран

Улучшение мира

С помощью посредника

Торговое сословие, бедняки

Религиозно-

политическая

деятельность

Поклонение единому богу Аллаху и его пророку Магомету

Магия

Доисторическое время

Мифические персонажи

Архаические общества и деклассированные сословия

Мифы

Умножение производящих сил природы

Ритуально-

культовые

действия

Охотники, рыболовы, собиратели и ранние земледельцы; люмпен-пролетариат

Потребительская деятельность и продолжение жизни

Обряды, связанные с верой в сверхъестественную способность человека (мага, колдуна) воздействовать на людей и силы природы

Концепция Н. Данилевского

Один из первых вариантов теории культурно-исторических типов разработал Н. Данилевский, выделив тринадцать культурных типов (египетский, китайский, ассиро-вавилоно-финикийский, индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, аравийский, романо-германский, славянский, мексиканский и перуанский), каждый из которых объединяется близостью языка, сознанием общности своей судьбы и проходит ряд фаз - от бессознательного периода через государственное становление и расцвет цивилизации к упадку [55]. При этом в разных культурных типах преобладает тот или иной вид деятельности: религиозная - в еврейской культуре, культурная - в греческой, политическая - в римской. Славянский тип культуры, по Н. Данилевскому, объединяет различные виды деятельности, будучи наиболее перспективным в грядущем руководстве всемирно-историческим процессом [41; 55].

Таким образом, в рамках славянофильства была сформулирована концепция культурно-исторических типов Н. Данилевского, во многом предвосхитившая идеи О. Шпенглера [96]. В известном труде "Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Романскому" (1871) выдающийся русский социолог выделил тринадцать культурно-исторических типов (или локальных цивилизаций), которые различаются полнотой воплощения социальной деятельности (религиозной, культурной, политической, экономической) [96].

Н. Данилевский рассматривает цивилизацию как некоторый период (т. е. сравнительно короткое время), в течение которого народы, составляющие культурно-исторический тип, укрепив свое существование как самобытную политическую единицу, осуществляют социальную деятельность во всех направлениях, исходя из задатков, имеющихся в их духовной природе. Это "время растраты" всего накопленного за предыдущую историю.

Согласно одному из важных законов существования культурно-исторического типа, считает Н. Данилевский, заимствовать у других типов можно только находящееся "вне сферы народности", т. е. вне того главного, что определяет данную национальность (выводы и методы положительной науки, технические приемы усовершенствования искусств и промышленности). Народ, принявший чужие начала культурно-исторического типа, из самостоятельного исторического деятеля превращается в этнографический материал [96].

Варианты теории культурно-исторических типов
Философия О. Шпенглера
Исследование истории А. Тойнби
Социология истории А. Вебера
Резюме
1.6. Теория этноса Л. Гумилева
Необходимые пояснения
Возникновение субэтносов
Рождение этносов (по Л. Гумилеву)
Энергия живых систем
© Westudents.com.ua Всі права захищені.
Бібліотека українських підручників 2010 - 2020
Всі матеріалі представлені лише для ознайомлення і не несуть ніякої комерційної цінностію
Электронна пошта: site7smile@yandex.ru