К этой теории относятся философско-социологические концепции, которые подчеркивают существование множества различных культур, своеобразие каждой из них и вместе с тем отрицают единство всемирно-исторического развития человечества [55].
Таблица 1.1. КЛАССИФИКАЦИЯ РЕЛИГИЙ
Религия | Время возникновения | Основатели | Распространение | Источники | Цель | Пути спасения | Социальные слои | Базовые ценности | Основное содержание |
Индуизм | I тыс. до н. э. | Мифические персонажи | Индия | Веды, Пураны, Бхагавадгита | Упорядочение мира | Ритуальные и социальные действия | Жречество | Бескорыстное исполнение долга | Соблюдение кастовых правил, следование закону воздаяния (кармы) |
Иудаизм | I тыс. до н. э. в Палестине | Моисей | Среди евреев (Израиль и США) | Талмуд, Тора | Соблюдение установленных законов | С помощью посредника | Жречество (духовенство) | Религиозная деятельность | Вера в богоизбранность Израиля и его народа |
Зороастризм | Х-У1 вв. до н. э. | Зара-туштра | Средняя Азия, Иран | Авеста | Содействие победе Добра над Злом | Ритуальные и социальные действия | Аристократия | Победа Добра | Противопоставление Добра и Зла, борьба между которыми составляет содержание мирового процесса |
Конфуцианство | VI в. до н. э. | Конфуций | Китай | Трактат "Лунь юй" | Организация мира | Ритуальные и социальные действия | Аристократия | Политическая деятельность | Нравственное поведение и основанный на морали социальный порядок |
Буддизм | У1-У вв. до н. э. в Индии | Будда (Гаутама) | Юго-Восточная и Центральная Азия | Элементы брахманизма и других религий | Самосовершенствование | Собственные действия | Монашество | Аполитичность, неприятие мира | Учение о четырех истинах: есть страдание, его причины, состояние освобождения и путь к нему |
Христианство | I в. н. э. в Палестине | Христос | Европа, Америка, часть Африки и Австралии | Библия | Исправление мира | С помощью посредника | Ремесленники, городские сословия | Социальная деятельность и самосовершенствование | Вера в Иисуса Xриста как Богочеловека и Спасителя мира |
Ислам | VII в. н. э. в Аравии | Магомет | Ближний и Средний Восток | Коран | Улучшение мира | С помощью посредника | Торговое сословие, бедняки | Религиозно- политическая деятельность | Поклонение единому богу Аллаху и его пророку Магомету |
Магия | Доисторическое время | Мифические персонажи | Архаические общества и деклассированные сословия | Мифы | Умножение производящих сил природы | Ритуально- культовые действия | Охотники, рыболовы, собиратели и ранние земледельцы; люмпен-пролетариат | Потребительская деятельность и продолжение жизни | Обряды, связанные с верой в сверхъестественную способность человека (мага, колдуна) воздействовать на людей и силы природы |
Концепция Н. Данилевского
Один из первых вариантов теории культурно-исторических типов разработал Н. Данилевский, выделив тринадцать культурных типов (египетский, китайский, ассиро-вавилоно-финикийский, индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, аравийский, романо-германский, славянский, мексиканский и перуанский), каждый из которых объединяется близостью языка, сознанием общности своей судьбы и проходит ряд фаз - от бессознательного периода через государственное становление и расцвет цивилизации к упадку [55]. При этом в разных культурных типах преобладает тот или иной вид деятельности: религиозная - в еврейской культуре, культурная - в греческой, политическая - в римской. Славянский тип культуры, по Н. Данилевскому, объединяет различные виды деятельности, будучи наиболее перспективным в грядущем руководстве всемирно-историческим процессом [41; 55].
Таким образом, в рамках славянофильства была сформулирована концепция культурно-исторических типов Н. Данилевского, во многом предвосхитившая идеи О. Шпенглера [96]. В известном труде "Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Романскому" (1871) выдающийся русский социолог выделил тринадцать культурно-исторических типов (или локальных цивилизаций), которые различаются полнотой воплощения социальной деятельности (религиозной, культурной, политической, экономической) [96].
Н. Данилевский рассматривает цивилизацию как некоторый период (т. е. сравнительно короткое время), в течение которого народы, составляющие культурно-исторический тип, укрепив свое существование как самобытную политическую единицу, осуществляют социальную деятельность во всех направлениях, исходя из задатков, имеющихся в их духовной природе. Это "время растраты" всего накопленного за предыдущую историю.
Согласно одному из важных законов существования культурно-исторического типа, считает Н. Данилевский, заимствовать у других типов можно только находящееся "вне сферы народности", т. е. вне того главного, что определяет данную национальность (выводы и методы положительной науки, технические приемы усовершенствования искусств и промышленности). Народ, принявший чужие начала культурно-исторического типа, из самостоятельного исторического деятеля превращается в этнографический материал [96].
Философия О. Шпенглера
Исследование истории А. Тойнби
Социология истории А. Вебера
Резюме
1.6. Теория этноса Л. Гумилева
Необходимые пояснения
Возникновение субэтносов
Рождение этносов (по Л. Гумилеву)
Энергия живых систем