Другие варианты теории культурно-исторических типов были развиты немецким философом О. Шпенглером, английским историком и социологом А. Тойнби, немецким философом, социологом и экономистом (братом М. Вебера) Альфредом Вебером (1868-1958).
По мнению названных авторов, человечество в целом есть жизненный процесс. Оно растет, достигает расцвета, стареет и умирает. Однако это воспринимается не как единое развитие человеческого рода, а как многократный, повторяющийся процесс развития человеческих культур, существующих последовательно или параллельно [134].
Из чисто природного человеческого существования вырастают наподобие организмов культуры как самостоятельные формы жизни, имеющие начало и конец; они не взаимосвязаны, но иногда могут соприкасаться и мешать друг другу. О. Шпенглер насчитывает восемь, А. Тойнби - 21 подобное историческое образование. Первый определяет время существования культуры в тысячу лет, второй считает, что оно не может быть точно определено. Согласно О. Шпенглеру, существование каждой такой культурной целостности определяется необходимостью некоего тотального процесса; А. Тойнби проводит многостороннее исследование социологических аспектов причинных связей, и целое в его концепции также предстает как некий необходимый процесс. Основываясь на своих концепциях истории как целостности, оба исследователя прогнозируют будущее [134].
В работе "Закат Европы" О. Шпенглер противопоставляет цивилизацию как искусственное образование культуре как естественному развитию социальных систем. Цивилизация, по его мнению, означает гибель культуры, переход от "героических деяний" к "механической работе". Она провоцирует бунт, грядущую революцию, гибель Европы. Культура в мировоззрении О. Шпенглера трактуется как "организм", который обладает жестким сквозным единством, обособлен от других подобных организмов. При этом каждому культурному организму отмерен заранее определенный (около тысячелетия) срок, зависящий от внутреннего жизненного цикла [134; 144; 145].
Многотомное энциклопедическое исследование А. Тойнби "Исследование истории" (1934-1961) содержит теорию круговорота сменяющих друг друга локальных цивилизаций, каждая из которых проходит стадии возникновения, роста, надлома и разложения. Движущая сила их развития - творческая элита. Удачно отвечая на "вызовы истории", творческое меньшинство увлекает за собой большинство. Оригинальность "вызовов" и "ответов" составляет своеобразие той или иной цивилизации. Прогресс человечества А. Тойнби усматривал в духовном совершенствовании, в переходе к единой синкретической религии будущего [134; 147].
Помимо О. Шпенглера и А. Тойнби оригинальную всеохватывающую картину исторического развития дал в нашу эпоху А. Вебер. Его концепция универсальной истории - культурная социология - остается по существу очень открытой [134]. В этой концепции представлен всемирно-исторический процесс, который он расчленяет на культуры первичные, вторичные первой и второй ступеней и доводит до истории западноевропейской экспансии, идущей с 1500 г. Так, А. Вебер относит великие культуры древности - египетскую и вавилонскую - вместе с поныне существующими культурами Китая и Индии к одному типу первичных, остающихся неисторическими магически связанных культур, которым противостоят вторичные, существующие только на Западе культуры. Исторически конструкция А. Вебера исходит из следующего принципа: "Показать, как в рамках развития в целом формировались и сменяли друг друга замкнутые культуры". Поэтому он решительно выступает против оперирования эпохами, которые он считает "лишенными содержания перспективами" [134; 149-152].
Рассмотрим несколько подробнее взгляды О. Шпенглера, А. Тойнби и А. Вебера, изложенные в их оригинальных концепциях.
Исследование истории А. Тойнби
Социология истории А. Вебера
Резюме
1.6. Теория этноса Л. Гумилева
Необходимые пояснения
Возникновение субэтносов
Рождение этносов (по Л. Гумилеву)
Энергия живых систем
Пассионарность