Социальная теория и кадровая политика - Щёкин Г.В. - Пассионарность

Люди объединяются по принципу комплиментарности. Комплиментарность - это неосознанная симпатия к одним людям и антипатия к другим. Когда создается первоначальный этнос, то инициаторы этого возникающего движения, по мнению ученого, подбирают себе активных людей именно по этому комплиментарному признаку. Принцип комплиментарности фигурирует и на уровне этноса, именуясь патриотизмом, ибо нельзя любить народ, не уважая его предков.

Итак, рождению любого социального института предшествует объединение какого-то количества людей, симпатичных друг другу, в консорции. Начав действовать, они, связанные избранной ими целью и исторической судьбой, вступают в исторический процесс. Не каждая из консорций выживает. Те немногие, которые доживают до естественной утраты повышенной активности, но сохраняют инерцию тяги друг к другу, вступают в фазу комплиментарного объединения (конвиксию). Эти группы объединяет быт, и в благоприятных условиях они достаточно устойчивы. Однако сопротивляемость среде у них, образно говоря, стремится к нулю, и они рассредоточиваются среди окружающих консорций [35].

Энергия живых систем

Из сказанного очевидно, что этносы являются биофизическими реальностями, всегда облаченными в ту или иную социальную оболочку. Как и все "живые системы", в основе они энергетические. Эту форму энергии В. Вернадский назвал биогеохимической энергией живого вещества биосферы: это энергия, которая получена растениями путем фотосинтеза и затем усвоена животными через пищу. Эта энергия заставляет все живое расширяться путем размножения до возможного предела; Земля не переполнена живым только потому, что эта энергия разнонаправлена, и одна система живет за счет другой.

Если двигатель событий - энергия, то она должна вести себя согласно всем энергетическим законам, т. е. переходить в другие формы энергии. Очевидно, каждая живая личность создает вокруг себя какое-то напряжение, обладает каким-то реальным энергетическим полем или сочетанием полей. Отсюда в основе этнического деления лежит разница поведения особей, составляющих этнос. Поскольку особи определенного настроя взаимодействуют, то, естественно, возникает одностройная поведенческая целостность, воспринимаемая наблюдателями как нечто новое, необычное, не свое. Но как только такое пассионарное поле возникло, оно тут же оформляется в социальный институт, организующий коллектив пассионариев: общину, философскую школу, дружину, полис и т. д. При этом охватываются особи не пассионарные, а получившие тот же настрой путем пассионарной индукции. Консорция преображается в этнос, который при расширении покоряет (политически или морально) другие этносы и навязывает им свой пассионарный ритм. Поскольку этот ритм накладывается на иные ритмы, полной ассимиляции не происходит и возникает суперэтнос - этническая галактика, объединяющая группы этносов в целостности высшего порядка [35].

Пассионарность

Итак, неравномерность распределения биогеохимической энергии живого вещества биосферы за длительное историческое время должна была отразиться на поведении этнических коллективов в разные эпохи и в разных регионах. Эффект, производимый вариациями этой энергии, как особое свойство характера людей, Л. Гумилев называет пассионарностью. Пассионарность (от лат. passion - страсть) - это характерологическая доминанта, необоримое внутреннее стремление (осознанное или неосознанное) к деятельности, направленной на достижение какой-то цели. "Так, в середине VIII в. в Италии вокруг Ромула собрались 500 бродяг, положивших начало римлянам; так же собрались сподвижники вокруг царя Давида в XI в. до н. э., а люди "длинной воли" - вокруг Чингисхана, бароны - вокруг Карла Великого и т. д." [35]. Из этих и подобных консорций постепенно вырастали сначала субэтносы, потом этносы и, наконец, суперэтносы.

Большая система может создаваться и существовать только за счет энергетического импульса, производящего работу, благодаря которой система внутренне развивается и способна сопротивляться крушению. Этот эффект энергии Л. Гумилев назвал пассионарным толчком. Согласно его наблюдениям, новые этносы возникают не в монотонных ландшафтах, а на границах ландшафтных регионов и в зонах этнических контактов, где неизбежна метисация (т. е. процесс этнического смешения). Равно благоприятствует пусковым моментам этногенеза сочетание различных культурных уровней, типов хозяйства, несходных традиций, т. е. принцип разнообразия. Эндогамия консервирует этносы, а экзогамия действует наоборот. Механизм этих процессов такой: взрыв пассионарности создает у многих особей, обитающих на охваченной этим взрывом территории, особый нервно-психический настрой, являющийся поведенческим признаком. Этот признак связан с повышенной активностью, но характер ее определяется местными условиями: ландшафтными, этнокультурными, социальными, а также силой самого импульса. Вот почему все этносы оригинальны и неповторимы, хотя процессы этногенеза сходны [35].

Психологическая классификация
Жизнь этносов
От рождения до зрелости
От зрелости к надлому
От надлома к расцвету
Смена фазовых императивов
Теория истории народов и государств
Возраст этноса
Этногенез как универсальный механизм
Резюме
© Westudents.com.ua Всі права захищені.
Бібліотека українських підручників 2010 - 2020
Всі матеріалі представлені лише для ознайомлення і не несуть ніякої комерційної цінностію
Электронна пошта: site7smile@yandex.ru