Социальная теория и кадровая политика - Щёкин Г.В. - От рождения до зрелости

Л. Гумилев рассматривает пассионарность как антиинстинкт, или инстинкт с обратным знаком. Как инстинктивные, так и пассионарные импульсы регулируются в психической сфере. Импульсы делятся на два основных разряда: а) направленные на сохранение жизни ("разумный эгоизм"); б) направленные на принесение жизни в жер

Психологическая классификация на организменном уровне

Аттрактивность

Рис. 1.4. Психологическая классификация на организменном уровне

(по Л. Гумилеву)

тву идеалу. "Разумному эгоизму" противостоит группа импульсов с обратным вектором: у всех людей имеется искреннее влечение к Истине, Красоте и Справедливости. Это влечение сильно варьирует в силе импульса и всегда ограничивается постоянно действующим "разумным эгоизмом", но в ряде случаев оказывается более мощным и приводит к гибели не менее неуклонно, чем пассионарность. В сфере сознания оно как бы является аналогом пассионарности и, следовательно, имеет тот же знак. Л. Гумилев назвал это явление аттрактивностью (от лат. attractio - влечение) и положил выделенные им разряды импульсов на координаты: подсознание - на абсциссу, сознание - на ординату. В результате была получена психологическая классификация (рис. 1.4) [35]. В биологической природе инстинктивных импульсов можно не сомневаться. Но на той же линии (рис. 1.4) лежит обратный импульс пассионарности. При алгебраическом сложении он погашает ту или иную часть (а иногда даже всю) положительной абсциссы. Импульс пассионарного напряжения может быть меньше импульса инстинкта (который удобно принять за единицу), равен ему и превышает его. Только в последнем случае Л. Гумилев называет человека пассионарием. При равенстве импульсов он отмечает идеально гармоническую личность. Субпассионариями ученый считает тех, у кого пассионарность меньше импульса инстинкта. Наличие субпассионариев для этноса так же важно, как и наличие пассионариев, потому что они составляют известную часть этнической системы. Ту же последовательность можно наблюдать в сознательных импульсах, отложенных на ординате. "Разумный эгоизм", т. е. принцип "все для меня", имеет в лимите стабильную величину. Но он умеряется аттрактивностью, которая либо меньше единицы (за которую Л. Гумилев принимает импульс самолюбия), либо равна ей, либо превышает ее. Значит, реальное поведение особи складывается из двух постоянных (инстинктивность и "разумный эгоизм") и двух переменных (пассионарность и аттрактивность). Следовательно, только последние определяют наблюдаемое в действительности разнообразие поведенческих категорий [35].

Жизнь этносов

От рождения до зрелости

Итак, этносом является коллектив, отличающийся от других этносов стереотипом поведения и противопоставляющий себя другим. При этом этнос - не просто социально организуемая единица (социально ее нельзя организовать): она должна еще иметь характерные природные формы. Кроме того, в процессе этногенеза можно отличить его видимое начало от пассионарного толчка. Как правило, инкубационный период составляет около 150 лет (рис. 1.5, табл. 1.2).

В начальной фазе этногенеза - подъема - важное значение имеют два индикатора: отношение общества к человеку и отношение человеческого коллектива к природе. В этой фазе главным является принцип "Будь тем, кем ты должен

Оси зон пассионарных толчков (по Л. Гумилеву):

Рис. 1.5. Оси зон пассионарных толчков (по Л. Гумилеву):

Оси зон пассионарных толчков (по Л. Гумилеву):

быть!", потому что в этой хорошо слаженной иерархической системе, составляющей консорцию, каждому человеку отводится определенное место. Из коллектива с таким общественным императивом получалась весьма слаженная этническая машина, которая либо ломалась, либо развивалась дальше и переходила в другую фазу - акматическую [35].

После периода подъема пассионарности, некой "красной черты" пассионарии ломают первоначальный императив поведения. Они перестают работать на общее дело и начинают бороться каждый за себя. Поэтому общественный императив меняет свое назначение и звучит уже примерно так: "Не будь тем, кем ты должен быть, но будь самим собой!" Как следствие, возникает раздробленность, анархия за счет эгоистических действий сильно пассионарных особей (например, феодальная раздробленность).

Таблица 1.2. ФАЗЫ ЭТНОГЕНЕЗА (ЛЕГЕНДА) (по Л. Гумилеву)

Фаза

Императивы

Перегибы

Исходное сочетание этносов и ландшафтов региона

Разнообразны

-

-

"Надо исправить мир, ибо он плох"

Пусковой момент

Подъем

"Будь тем, кем ты должен быть"

-

-

"Не по-вашему, а по-моему"

Переход в акматическую фазу

Акматическая (пассионарный перегрев)

"Будь самим собой"

-

-

"Мы устали от великих"

Переход в фазу надлома

Надлом

"Только не так, как было"

-

-

"Дайте жить!"

Переход в инерционную фазу

Инерционная

"Будь таким, как я"

-

-

"Не будь ты моим благодетелем"

Переход в фазу обскурации

Обскурация

"Будь таким, как мы"

-

-

"Да когда же это кончится!"

Переход в фазу гомеостаза

Гомеостаз

"Будь сам собой доволен"

-

-

"А ведь не все еще погибло!"

Переход в мемориальную фазу

Мемориальная

"Вспомним, как было прекрасно"

-

Вырождение

"А нам ничего не надо"

-

В условиях растущей феодальной анархии умные правители начинают искать главную доминанту объединяющей деятельности. Например, в Европе такой доминантой стали крестовые походы как следствие внутреннего процесса пассионарного перегрева, охватившего Западную Европу в XI-XIV вв. Избыток пассионарности не гарантирует военного успеха, поскольку ведет к дезорганизации, вызванной развитием индивидуализма. Когда каждый хочет быть самим собой, то организовать значительную массу таких людей практически невозможно. В результате крестовые походы захлебнулись вследствие пассионарного перегрева этносоциальной системы, при котором неосуществима целенаправленная координация сил [35].

Когда избыток пассионариев (этих свободных атомов, создающих своеобразное броуновское движение) исчез, выделились лишь те из них, кто остался на месте и быстро начал укреплять свои позиции. Здесь им понадобились лозунги, вокруг которых они могли бы объединить своих приверженцев. Для этого стали нужны идеологи, которые сами были пассионарны (пассионарность - признак природный, передающийся генетически).

Все пассионарные народы в период пассионарного перегрева оказывались уже не поборниками своих прежних положительных идеалов, а противниками соседей. И действовали они с огромной энергией, но уже под лозунгом не "за что", а "против чего". При этом этнический момент играл первостепенную роль (пример - Столетняя война между Францией и Англией).

Охарактеризовав первые две фазы этногенеза (природного, по сути, явления) - подъема и перегрева, Л. Гумилев делает важный вывод: в фазе подъема складывается, а в фазе акматической кристаллизуется оригинальный для каждого случая стереотип не только поведения, но и мировосприятия - то, что обычно называется культурным типом. Знание возраста этноса, т. е. фаз этногенеза, позволяет исследовать древние культуры, начальные фазы которых в исторических источниках не освещены. Ведь акматические фазы, как правило, освещены достаточно, а поскольку известно, что акматическая фаза наступает примерно через 150 лет после начала явного подъема, то можно сделать вывод, что пассионарный толчок произошел там за 300 лет, учитывая инкубационный период до зафиксированной акматической фазы [35].

От зрелости к надлому
От надлома к расцвету
Смена фазовых императивов
Теория истории народов и государств
Возраст этноса
Этногенез как универсальный механизм
Резюме
1.7. Теория социокультурной динамики П.Сорокина
Ценность как основа культуры
Типология культуры
© Westudents.com.ua Всі права захищені.
Бібліотека українських підручників 2010 - 2020
Всі матеріалі представлені лише для ознайомлення і не несуть ніякої комерційної цінностію
Электронна пошта: site7smile@yandex.ru