Социальная теория и кадровая политика - Щёкин Г.В. - Потребности и цели жизнедеятельности

Потребности осознаются и переживаются человеком как нужда в чем-либо, неудовлетворенность чем-то [53]. Конкретными проявлениями потребностей являются мотивы, т. е. побудительные причины поведения человека, которые во многом определяют его направленность и цели жизнедеятельности.

Человек - существо одновременно и биологическое, и социальное. Поэтому его потребности подразделяются на биологические (или естественные) и социальные (или духовные). Промежуточное место занимают потребности, которые можно определить как социально-психологические (или социально-биологические) цели жизнедеятельности.

К естественным потребностям, определяющим биологические цели жизнедеятельности, относятся самосохранение (поддержание собственного существования за счет пищи, одежды, жилища, сна, отдыха и т. д.), продление рода (половой инстинкт и связанное с ним поведение) и сохранение вида (забота о потомстве)1.

К социально-психологическим потребностям, определяющим социально-биологические цели жизнедеятельности (эта группа потребностей, так же как и предыдущая, присутствует и у человека, и у высших животных), относятся:

o лидерство в малой группе. В любой человеческой диаде или малой группе (семье, производственной бригаде, спортивной команде) всегда присутствуют ведущий и ведомый (или ведомые), что определяется зачастую врожденными индивидуально-психологическими особенностями человека, в частности его темпераментом (холерики и сангвиники - чаще ведущие, флегматики и меланхолики - чаще ведомые), а также деятельностью особых участков головного мозга;

o фронтальное лидерство (лидерство в толпе, массах). Фронтальный лидер ведет толпу или противопоставляет себя ей. Стремление к фронтальному лидерству - это стремление прославиться любым путем (слава Герострата, например), получить известность, признание, выделиться из общей массы людей. Это стремление стать кинозвездой, чемпионом, популярным певцом или первым хулиганом, т. е. не таким как все, а также желание часто появляться на трибунах в массовых аудиториях, на телевидении, радио и т. д. [39];

o иерархическое лидерство. В каждой организованной общности, в любой социальной системе есть определенная иерархическая структура. Например, уже в группах дошкольников выделяются "вожаки", или инициаторы, которые отличаются активностью, опытностью, более высоким уровнем умственного развития, а также "активисты", "исполнители", "бунтари", "затравленные" (отверженные) [93]. Такая иерархическая структура присуща не только примитивным социальным образованиям (например, банде преступников). В тех или иных формах она прослеживается и на более высоких уровнях организации общества. Лидеры таких структур направляют усилия на то, чтобы сохранить свое положение, а их подчиненные всех уровней - на то, чтобы продвинуться выше, конкурируя при этом между собой. Это наивысшая социально-биологическая цель, осуществление которой требует значительной психофизиологической энергии, поэтому не каждый может претендовать на продвижение в данной структуре или на создание собственной; многие (в том числе и в политике) останавливаются на уровне фронтального лидерства [39]. К социально-психологическим относятся также потребности в общении, социальной принадлежности, уважении, успехе, самовыражении и др.

Социальные потребности, определяющие высшие цели жизнедеятельности человека, представлены основными формирующимися в этносе ценностями, посредством которых организуется и управляется сам этнос [39]. К основным ценностям относятся Истина, Красота, Добро, Изобилие (Справедливость) [18; 39; 92]. Иерархическая структура присуща каждому этносу, но ее деятельность направляется этими основными ценностями. Разрушение их приводит к гибели этноса. Чтобы этнос мог существовать, он должен быть противопоставлен окружающему миру по категориям Истины, Красоты, Добра, Справедливости [39]. При этом в каждом этносе в определенный исторический период из существующих в нем одновременно основных ценностей одна доминирует, что в значительной степени определяет своеобразие исторического пути любого этноса.

Человек подчиняется естественным и социально-биологическим потребностям непроизвольно, бессознательно, на уровне иррационального поведения. Рационализация же иррациональных целей жизнедеятельности в каждом отдельном этносе происходит через призму основных, принятых в нем ценностей. При этом ориентация человека на те или иные цели жизнедеятельности определяет тот уровень (биологический, социально-психологический, социальный) в этносе, где он пытается достичь каких-либо результатов [39].

Коллективное бессознательное
Психология рас
Психология народов
Славянские народы
Германские народы
Романские народы
Социопсихология религии
Резюме
4.4. Развитие культуры и происхождение власти
Культура
© Westudents.com.ua Всі права захищені.
Бібліотека українських підручників 2010 - 2020
Всі матеріалі представлені лише для ознайомлення і не несуть ніякої комерційної цінностію
Электронна пошта: site7smile@yandex.ru