Социальная теория и кадровая политика - Щёкин Г.В. - Возрастные классы (группы, ступени)

Самоуправляющийся производственный и социально-бытовой коллектив, характерный для первобытнообщинного строя, называется общиной [68]. Первобытная община была самостоятельным социальным организмом и основывалась на началах доклассового равенства (эгалитарности), что, однако, по-разному проявлялось на различных этапах ее эволюции. В целом классический первобытнообщинный строй не знал общественного неравенства полов. В раннепервобытной общине, которая вела присваивающее хозяйство, добывался только жизнеобеспечивающий продукт, и поэтому ей были присущи общая собственность и уравнительное распределение. В позднепервобытной общине, перешедшей к производящему, или высокоспециализированному, присваивающему хозяйству, добывался относительно регулярный избыточный продукт, и поэтому в ней при сохраняющемся господстве коллективистической экономики уже зародились индивидуальная собственность и трудовое распределение. В развитом первобытном обществе община в основном совпадала с одним родом, поэтому многие исследователи обозначают ее как родовую [68].

Материнский и отцовский род

Материнский род - это одна из социальных единиц первобытного общества, представляющая собой коллектив кровных родственников по материнской линии, осознающий свое единство, что проявляется в родовых названиях, обозначениях материнского рода как "происходящие из одного чрева", "одна кость" и т. п. Материнский род зафиксирован у многих племен и народов, стоявших на различных ступенях первобытного общества [68]. Понятием "матриархат" (от лат. mater - мать и греч. arche - власть, начало) обозначается доминирующее положение женщины в семье и обществе, которое обосновывалось историческим приоритетом материнского рода [88].

Отцовский род представляет собой коллектив кровных родственников по отцовской линии, осознающий свою общность, что проявляется в родовых названиях, в вере в происхождение от одного предка и т. д. Отцовский род наиболее характерен для эпохи разложения первобытного общества, и его поздние пережиточные формы иногда долго сохраняются в стратифицированном (классовом) обществе [68]. Понятие "патриархат" (от лат. pater - отец и греч. arche - власть, начало) характеризует доминирующее положение мужчины в семье и обществе. Патриархат возник в ходе разложения первобытнообщинного строя, когда значительное повышение производительности труда привело к обособлению отдельных семей, а усиление значения мужского труда - к монополизации мужчинами зарождающейся частной собственности. Большое значение в становлении патриархата имело также развитие престижной экономики, обусловившей усиление социальной роли мужчин. Для патриархата характерны поздний, теряющий экономическое значение род, большая семья, многочисленные институты неполноправия женщин (например, покупной брак и др.) [88].

Возрастные классы (группы, ступени)

Это свойственное первобытному обществу деление мужчин и женщин на возрастные категории, каждая из которых имела специфические права и обязанности [68]. Преимущественно различалось до четырех возрастных классов: дети, юноши (девушки), взрослые, старики (старухи). Особенно важной была грань между первым и вторым возрастными классами - инициации (от лат. initiatio- посвящение), с помощью которых детей готовили к жизни полноценных членов племени. В некоторых обществах обычные возрастные классы эволюционировали в пожизненные объединения мужчин со своими названиями, организацией и предводителями. Мальчики уже при рождении зачислялись в такие объединения и сообща через определенные интервалы времени переходили с одной ступени на другую. В других обществах первоначальные возрастные классы эволюционировали в профессиональные группы, которые пожизненно, а затем и наследственно выполняли определенные социальные функции (отправление ритуалов, военная деятельность, производство материальных благ). Возникнув в результате половозрастного разделения труда, возрастные классы существовали на протяжении всей первобытности, а их пережитки долгое время сохранялись в обществах Старого Света, в частности, в Западной Европе, на Кавказе, в Средней Азии [68].

Кочевничество и оседлость
Земледелие и скотоводство
Происхождение власти и социальное расслоение
Потестарная организация
Старейшины
Бигмены
Вождество
Резюме
4.5. Культура и социальное управление
Составляющие культуры
© Westudents.com.ua Всі права захищені.
Бібліотека українських підручників 2010 - 2020
Всі матеріалі представлені лише для ознайомлення і не несуть ніякої комерційної цінностію
Электронна пошта: site7smile@yandex.ru