Социальное расслоение - это процесс возникновения в результате разложения первобытного общества групп населения, различающихся общественным положением [68]. Многие исследователи считают, что социальное расслоение возникло одновременно с имущественной дифференциацией, поскольку имущественный достаток в большинстве случаев способствовал социальному продвижению, а оно, в свою очередь, - имущественному достатку. Экономической основой социального расслоения был регулярный избыточный продукт. Благодаря этому стал возможным процесс обособления хозяйственных, военных и религиозных руководителей (бигменов, вождей и пр.), которые постепенно составили организаторско-управленческую верхушку общества (рис. 4.5). Одновременно с внутриобщинным социальным разделением происходило межобщинное расслоение, приводившее к иерархии общинных и родственных структур. Конечным, хотя часто и отдаленным, результатом социального расслоения была стратификация на общественные классы, различающиеся местом и ролью в системе общественного производства и общественной организации труда [68].
Рис. 4.5. Первичное разделение труда в области социального управления
Потестарная организация
Первоначально хозяйственные, военные и религиозные руководители обособились в рамках потестарной организации.
Потестарная организация (от лат. potestas - власть) - догосударственная (предполитическая) организация власти, свойственная первобытному обществу. В классическом первобытном обществе для потестарной организации характерно примитивное народовластие: ее высшим органом было собрание всех взрослых сородичей или общинников. Большую роль играли советы старейшин, куда выбирались наиболее авторитетные люди. С началом разложения первобытного общества власть все больше сосредоточивалась в руках таких старейшин - бигменов и наследственных вождей [68].
Старейшины
Старейшины - в первобытном (часто и в раннеклассовом) обществе старшие по возрасту члены коллектива - общины, рода, племени; совет старейшин - орган власти и управления этим коллективом [68]. Положение старейшин (как правило, мужчин) определялось их авторитетом как хранителей традиций. С развитием первобытного общества наряду со старейшинами начали появляться и другие носители власти, в частности вожди (под которыми в современной науке часто понимают только наследственных лидеров). Соотношение реальной власти старейшин и вождей варьировало, но по мере институциализации власти оно неуклонно изменялось в пользу вождей. Старейшины при этом наделялись совещательными функциями, однако и в этом качестве они оттеснялись на задний план ближайшим окружением вождя. Тем не менее в ходе разложения первобытного общества положение старейшин позволяло им получать все большие привилегии в ущерб младшим членам коллектива. Такие привилегии старейшины стремились закрепить за своими родичами, становясь, таким образом, одним из источников формирования родоплеменной аристократии [68].
Бигмены
Бигмены (от англ. big - большой и man - человек) - особый вид предводителей эпохи разложения первобытнообщинного строя [68]. Власть бигменов основывалась на их выдающихся личных способностях ("харизма", по М. Веберу) как хороших работников, организаторов производства, военных предводителей, ораторов и т.д. и на том, что в их руках сосредоточивалось большое количество избыточного продукта, распоряжаясь которым они получали преимущество для укрепления своего престижа. Бигмены еще работают сами, но уже используют и чужой труд, прежде всего труд своих многочисленных жен и, по обычаю, их родственников, особенно холостяков. Власть бигменов не передается по наследству, но их сыновья уже обладают намного большими возможностями стать бигменами, чем сыновья других людей. Таким образом, статус бигмена еще только начинает институ-циализироваться, что тормозится остатками первобытнообщинных порядков и соперничеством между самими бигменами, ведущими к нестабильности и постоянным перегруппировкам возглавляемых ими объединений [68].
Вождество
Вождество - это форма социально-экономической организации и главным образом организации власти в эпоху далеко зашедшего разложения первобытного общества [68]. Экономически характеризуется возникновением прибавочного продукта, отчуждаемого родоплеменной верхушкой, которая частично присваивает его, частично обращает на общественные нужды. В социальном отношении выделяются слои этой верхушки, контролирующей общественные ресурсы и занимающейся организацией общественных работ, военным предводительством и отправлением религиозного культа, т. е. хозяйственные, военные и религиозные руководители. Для организации власти типичны институциализированная власть наследственных вождей, большинство из которых относятся к правящему роду и, как правило, ее двух-четырехступенчатая иерархия. Главенство в вождестве может принадлежать различным группам элиты: старой родоплеменной верхушке, которая часто берет на себя также военные и жреческие функции; новым военным вождям с дружиной; реже жрецам, оттесняющим в этих случаях старую верхушку на задний план. Для многих вождеств характерна острая борьба между этими группами элиты. Вождества могут быть как сакральными (т. е. относящимися к вере, религиозному культу) с культом вождей, так и не имеющими этого признака. В большом количестве власть вождества имеет преимущественно военный характер. В культурном отношении вождества уже представляют собой начальный этап дифференциации культуры на народную и элитарную. Этнически вождество может совпадать с соплеменностью и способствовать консолидации ранних этносоциальных организмов, прежде всего союзов племен. Вождества также могут перерастать непосредственно в ранние государства, но могут (особенно при периодической сегментации в результате бурных демографических процессов) долгое время консервироваться, а затем регрессировать [68]. Схематически потестарная организация показана на рис. 4.6.
Вождество
Резюме
4.5. Культура и социальное управление
Составляющие культуры
Различия национальных культур
Организационная культура и модели хозяйствования
Проектирование организационной культуры
Основы управления этносом
Категории этноса