В каждом этносе, как отмечалось, существуют определенные категории Истины, Красоты, Добра и Справедливости (Изобилия), которые являются базовыми ценностями1. Эти категории формируются исходя из целей и задач, которые ставятся перед конкретным этносом [39]. При этом важнейшим вопросом, требующим первоначального определения, является такой: за счет каких источников будет существовать этнос, откуда он будет получать необходимые средства для обеспечения жизнедеятельности? Считается, что этнос может существовать с помощью таких способов [39]:
o паразитирования, т. е. обеспечивать свою жизнедеятельность за чужой счет, но без военной агрессии;
o прямой агрессии, т. е. путем насильственного захвата и присвоения чужих материальных и человеческих ресурсов;
o производства, т. е. добывать средства к существованию собственным трудом и с использованием принадлежащих этносу ресурсов.
Три источника существования этноса соответствуют в общих чертах основным хозяйственно-культурным типам (присваивающему - паразитирование и агрессия и производящему), пережитки которых просматриваются в жизнедеятельности многих современных народов.
Категории этноса
Категория Изобилия (Справедливости) регламентирует в основном поведение и деятельность членов этноса, их возможность обладать теми или иными ресурсами, их права и обязанности [39].
Категория Добра также регламентирует поведение членов этноса, их взаимоотношения, но менее жестко и менее формально, чем категория Изобилия, пользуясь для своего выражения таким инструментом, как общественное мнение, и определяя свои принципы в понятиях "хорошее" и "плохое".
Категория Красоты в отличие от категории Добра, которая только регламентирует поведение членов этноса, оставляет им большие возможности для самовыражения, сохраняя в то же время их ориентацию на цели и задачи, значимые для определенного этноса. К этой категории относятся стиль архитектуры, одежды, оформления внешнего облика, жилища, единые образцы "красивого-некрасивого", что отличает один этнос от других.
Категория Истины является высшей категорией этноса. По природе она настолько абстрактна, что не имеет прямого отношения к поведению и деятельности, а регламентирует в основном сознание, способность человека к рациональному мышлению, а также поддерживает и закрепляет три другие категории. Если категория Истины по каким-либо причинам ослабевает, может начаться процесс разложения этноса [39].
Ценности этноса рационализируют иррациональные (биологические и социально-биологические) потребности его членов, т. е. объясняют их поведение и деятельность с точки зрения справедливого - несправедливого, доброго - злого, красивого - некрасивого, истинного - ложного. Эти категории имеют для каждого этноса первостепенное значение, поскольку этнос не может быть разрушен до тех пор, пока действуют базовые ценности.
Базовые ценности этноса воздействуют на его членов следующим образом [39]:
o могут непосредственно регламентировать поведение человека, предписывая ему поступать определенным образом в определенных ситуациях. Таковы, например, законы, воинские уставы, официальные правила и положения;
o могут не относиться непосредственно к поведению человека, но определять и регламентировать его сознание, образ мыслей, мировоззрение. Таковы, например, религиозные учения, идеологические догмы, признанные научные утверждения и др.
Ценности этноса могут воздействовать либо на разум человека, либо на его эмоции, что опосредованно проявляется в поведении членов этноса с помощью законов, норм, правил, которые практически лишены эмоциональной окраски; категория Добра пытается регламентировать поведение человека, используя этические понятия, что предполагает различную степень их эмоциональной окрашенности; категория Красоты не имеет прямого отношения к регламентации поведения человека, но путем установления эстетических норм, а также эмоциональной окраски различных предметов и явлений окружающего мира регламентирует его сознание; категория Истины не имеет прямого отношения к регламентации поведения человека и лишена эмоциональной окраски, апеллируя в основном к его сознанию и воле [39].
Модель управления этносом
Использование модели управления этносом
Резюме
4.6. Этапы социального управления
Система управления трудовой деятельностью
Эволюция форм управления
Первобытное общество
Рабовладельческое общество
Феодальное общество