В любом обществе, считает П. Сорокин, существует особый механизм, контролирующий процесс вертикальной циркуляции [92]. Этот контроль заключается, во-первых, в социальном тестировании индивидов для установления адекватного выполнения ими социальных функций, во-вторых, в селекции (отборе) индивидов для определенных социальных позиций, в-третьих, в соответствующем распределении членов общества по социальным стратам. Иными словами, внутри стратифицированного общества, постулирует П. Сорокин, существуют не только каналы вертикальной циркуляции ("лифты"), но и "сито", "просеивающее" индивидов и определяющее им соответствующее место в обществе. Основная цель этого социального контроля - распределить индивидов в соответствии с их способностями успешно выполнять социальные функции. Однако, замечает П. Сорокин, это не означает, что такой механизм всегда правильно распределяет индивидов соответственно их возможностям [92].
Механизм селекции и распределения индивидов в обществе, как отмечалось, включает в себя соответствующие социальные институты и организации (семья, армия, церковь, школы, политические и профессиональные организации). При этом, утверждает П. Сорокин, такие социальные институты, как семья, церковь, школы, представляют собой механизмы, которые проверяют главным образом общие способности индивидов, необходимые для успешного выполнения множества социальных функций (уровень интеллекта, эмоционально-волевая сфера, общие черты характера, физическое состояние). Другие институты, подобно политическим и профессиональным организациям, являются механизмами, которые тестируют специальные способности индивидов, необходимые для успешного выполнения специальных функций в определенной области человеческой деятельности. Рассмотрим указанные П. Сорокиным социальные механизмы подробнее [92].
Семья
Является одним из древнейших критериев социального распределения членов общества по соответствующим стратам [92]. Однако значение этой функции семьи в разных странах и в разные периоды общественной эволюции различно. П. Сорокин считает, что в обществе, где семья стабильна, браки между представителями разных социальных слоев редки, дети обучаются и воспитываются в основном в семье, а количество других тестирующих средств невелико, семья играет существенную роль в тестировании, отборе и распределении индивидов. И наоборот, в обществе, где семья нестабильна, браки между представителями разных слоев привычны, образование детей с раннего возраста осуществляется в других социальных институтах, а количество иных тестирующих средств в обществе велико, то в таком обществе семья как тестирующее и селекционирующее средство играет намного меньшую роль, чем в обществе первого типа [92].
Школа
Это второй, по теории П. Сорокина, вид механизма тестирования способностей индивидов и определения их социального статуса [92]. Фундаментальная социальная функция школы заключается, во-первых, в том, чтобы с помощью экзаменов и наблюдений определить общие и специальные способности индивидов; во-вторых, устранить тех, у кого нет ожидаемых интеллектуальных и моральных качеств; в-третьих, устраняя "неугодных", закрыть для них пути для дальнейшего продвижения в определенные социальные сферы и обеспечить продвижение способных учащихся в направлении социальных позиций, наиболее соответствующих их общим и специальным способностям. В целом школьная система с ее поэтапным (поклассным) продвижением либо устранением представляет собой, по оценке П. Сорокина, очень сложное социальное "сито". Естественно, что интенсивность этой функции школы неодинакова в различных обществах и в разные периоды истории. При прочих равных условиях функция образовательных систем как тестирующего, селекционирующего средства контроля социального распределения индивидов должна усиливаться по мере продвижения от дошкольного воспитания к начальным классам, от начальной школы к средней, от средней школы к колледжу, от колледжа к университету, от университета к докторантуре. Школа, даже самая демократическая, если она правильно выполняет социальную задачу, является, по убеждению П. Сорокина, механизмом "аристократизации" и стратификации общества, а не выравнивания и "демократизации" [92].
Церковь
П. Сорокин считает, что церковь также является социальным механизмом тестирования и селекционирования индивидов. При этом различие между школой и церковью относительно их селекционирующей функции заключается в том, что школа в основном тестирует интеллектуальные качества индивидов, а церковь - моральные и социальные. В прошлом церковь играла огромную роль в социальной селекции и распределении индивидов среди различных социальных слоев, однако и сегодня мнение церковной общины, принадлежность человека к церкви по-прежнему имеют важное значение для карьеры многих людей [92].
Механизмы социального тестирования
Профессиональные организации
Стратификация и классовая структура: основные выводы э. гидденса
Резюме
5.5. Измерение социальной стратификации и мобильности
Методика измерения социального статуса
Экономическое подпространство
Политическое подпространство
Профессиональное подпространство