Основные подходы к проблемам управления
Различают следующие подходы к изучению проблем социального управления [98]:
o конкретно-исторический, который предполагает изучение отношений социального управления как процессов, развивающихся и изменяющихся под влиянием действующих на них факторов;
o комплексный, который предполагает при изучении отношений управления взаимосвязь экономического, правового, социально-психологического и других подходов к анализу отношений управления;
o аспектный, позволяющий исследовать одну из сторон отношений управления, одно из свойств, проявляющихся через связи с тем видом отношений, который специально исследуется какой-либо социальной наукой (философией, политэкономией, социологией, психологией и т. д.);
o системный, позволяющий рассматривать и управляемую, и управляющую подсистемы как целостный комплекс взаимосвязанных, объединенных общей целью элементов, выявить свойства системы, ее внутренние и внешние связи.
К эффективным методам науки социального управления относятся моделирование (применяются различные виды моделей - вербальные, физические, графические, математические и др.), эксперимент, методы социологические и психологические (опросы, тестирование, наблюдение и т. д.) и экономико-математические (программирование, теории игр и информации, анализы корреляционный, факторный и др.).
Основная цель методологических исследований - выработать наиболее эффективные пути, подходы и методы для получения знаний о явлениях, системах и процессах управления [98].
Типы отношений социального управления
Различают следующие отношения управления [98]:
o между управляющей и управляемой подсистемами, т. е. между субъектом и объектом непосредственного социального управления;
o внутри управляющей системы между ступенями, уровнями управления (вертикальные связи); между звеньями управления каждой ступени (горизонтальные связи); между одноименными функциональными звеньями управления на разных ступенях управляющей подсистемы;
o между руководителями и подчиненными в звеньях управления - в каждом (отношения субординации) и в разных (отношения координации).
Кроме того, отношения социального управления подразделяются на такие [98]:
o отраслевые, региональные, межотраслевые, межрегиональные, территориально-отраслевые;
o внешние (отношения с окружающей средой) и внутренние (отношения взаимодействия элементов систем);
o межсистемные, межличностные и смешанные, а также коллективные и индивидуальные;
o временные и постоянные, непосредственные и косвенные;
o линейные, функциональные и смешанные.
Законы социального управления
В системе законов социального управления ведущую роль играют объективные, не зависящие от сознания и воли людей социальные и экономические законы [98]. Их действие проявляется только в деятельности людей и, следовательно, зависит от того, насколько полно учитываются требования объективных законов. Объединяя и координируя труд людей, управляющая система должна строго учитывать требования социальных и экономических законов, проявляющихся в определении цели, поиске путей ее реализации, оценке результатов достижения. Например, к основным социальным законам относятся такие: социального развития; социальной мобильности; социальной стратификации и др.
Категория "закон" относится к той же группе категорий, что и закономерность. Как законы, так и закономерности устанавливают общие, существенные и необходимые связи между изучаемыми явлениями. В теории менеджмента понятие "закономерность" рассматривается как первоначальная формулировка закона в начале его теоретического исследования. Основные положения теории социального управления группируются вокруг ее законов и закономерностей, через которые обнаруживают взаимосвязь, так как именно в них раскрываются содержание теории менеджмента, основные функции, методы и структуры, а также особенности процесса управления [98].
Приведем основные законы социального управления [98].
o Закон единства системы социального управления, обусловленный культурными, политическими и экономическими условиями общественного развития. Системе социального управления органически присуще единство, определяющее основные процессы ее функционирования, характер формирования и развития. Система социального управления едина, что проявляется в неразрывной цепи отношений управления от высших органов административно-государственного управления до низших его звеньев, в единстве социального управления всеми составными глобальных целей и интересов общества, в единстве основных функций и методов менеджмента.
o Закон пропорциональности управляемой и управляющей подсистем социальной системы, предполагающий рациональную соотносительность внутри них, а также между ними с целью обеспечения наиболее эффективного функционирования этих подсистем.
o Закон оптимального соотношения централизации и децентрализации функций социального управления. Уровень централизации управления изменяется в процессе общественного развития, и это изменение является законом социального управления. Для каждого этапа общественного развития должен быть свой оптимальный уровень централизации (децентрализации). При этом чем выше уровень, на котором принимается решение, и ниже ступень, для которой оно предназначено, тем выше уровень централизации управления.
o Закон участия населения в социальном управлении, повышении его эффективности и ответственности, поскольку общественное производство материальных и духовных благ подчинено цели удовлетворения потребностей населения.
Типы отношений социального управления
Законы социального управления
Принципы социального управления
Методы менеджмента
Экономические методы управления
Организационно-административные методы
Социальные и психологические методы
Резюме
8.3. Система социального управления