Социальная теория и кадровая политика - Щёкин Г.В. - Характеристика управленческих стратегий

Современные исследователи управления Р. Блейк и Дж. Мутон, определяя стиль руководства, исходят из двух основных факторов: забота о производстве (ориентация на задание) и забота о людях (ориентация на людей) [13].

Забота о производстве представляет собой параметр, связанный с заданиями, производительностью, прибылью или предназначением организации. Другими словами, производство - это совокупность задач, для решения которых организация нанимает исполнителей, т. е. персонал. Забота о людях проявляется в различных ситуациях управления, но суть ее состоит в том, что стремление руководителя к достижению конечных результатов основывается на доверии и уважении подчиненных, их исполнительности, симпатии, понимании и поддержке. Достигается это созданием благоприятных условий для работы, материальным и моральным стимулированием, обеспечением гарантии занятости и т. п. [13].

Из совокупности стилей руководства Р. Блейк и Дж. Мутон выделили пять основных, которые характеризуются индивидуальными свойствами поведения руководителей и подчиненных и специфическими следствиями решений руководителя, определяемых преимущественной направленностью либо на заботу о производстве, либо на заботу о людях (рис. 8.8).

Характеристика управленческих стратегий

Стиль, обозначенный 9.1 на рис.8.8, характеризуется максимальной заботой о производстве (9) в сочетании с минимальной заботой о людях (1). Руководитель, действующий в этом стиле, отдает приоритет максимизации производственных показателей путем реализации предоставленных полномочий и установления контроля над деятельностью подчиненных, диктуя им, что и как они должны делать.

Стили управления

Рис. 8.8. Стили управления

Стиль 1.9 характеризуется минимальной заботой о производстве (1) в сочетании с максимальной заботой о людях (9). Основное внимание уделяется сохранению дружеских отношений между работниками, пусть даже и за счет производственных показателей.

Стиль 1.1 характеризуется как минимальной заботой о людях, так и минимальной заботой о производстве. Руководитель, придерживающийся такого стиля, предпринимает минимальные усилия для того, чтобы сохранить свое место в организации.

Стиль 5.5 соответствует теории "золотой середины", или системе управленческих предположений, обеспечивающих мирное сосуществование на пути к единой цели. Этот стиль управления ориентирован на сохранение статус-кво или существующего положения.

Стиль 9.9 сочетает заботу о производстве и людях. Этот стиль управления создает ориентированный на достижение цели коллективный подход, характерной особенностью которого является стремление к достижению оптимальных результатов деятельности организации при активном участии работников [13].

Факторы, определяющие стиль управления

Основными факторами, определяющими стили социального управления в конкретных условиях, являются следующие [13]: организация (правила и требования, существующие в организации, могут быть настолько жесткими, что руководитель не может реализовать собственный стиль управления подчиненными); ценности (убеждения руководителя основываются на ценностях или идеях, связанных с представлениями о том, как следует строить взаимоотношения с подчиненными и использовать результаты управления); личный опыт (руководитель может демонстрировать свою предрасположенность к тому или иному стилю управления, потому что он успешно использовал его в прошлом); случайность (предположения руководителя, принятые им "на веру", без учета всех возможных последствий).

Основные и запасные стили управления. Большинство руководителей обладают каким-либо основным, а также одним или несколькими запасными стилями управления. Запасной стиль руководителя проявляется тогда, когда невозможно применить основной (например, из-за оказываемого на него давления, возникновения конфликта и т. п.). Важно помнить, что используемые руководителями стили управления могут носить комплексный характер. Основной, или характерный, стиль работы руководителя имеет ключевое значение с точки зрения понимания особенностей его управленческой деятельности. Для полного же ее понимания необходимо понаблюдать за поведением руководителя в течение определенного времени, в различных ситуациях. Одни руководители часто варьируют основной и запасной подходы, другие делают это реже. При этом любой стиль управления может выступать в роли запасного по отношению к другому. Уникальность работы руководителя обусловливается многообразием сочетаний основных и запасных стилей руководства, что указывает на определенную ситуативность стилей управления [13].

Резюме

1 .Каждой социальной организации независимо от профиля ее деятельности присущи пять универсальных характеристик: цели деятельности, персонал, власть (иерархия), культура организации (корпоративная культура), материальные и финансовые ресурсы. Эффективное управление этими характеристиками и определяет результативность всей управленческой деятельности, которая всегда выражается в тех или иных стилях руководства.

2.Стиль руководства - это типичная для менеджера система приемов воздействия на подчиненных, которая основывается на соответствующих ценностях и определяемых ими же целях. Различают два полярных стиля социального управления - авторитарный и анархичный, между которыми расположены стили либеральный и демократический.

3 .Авторитарный стиль имеет различные формы - патриархальный, харизматический, автократический и бюрократический. За ним по шкале "авторитарность - анархичность" следуют либеральный стиль, затем демократический и замыкает ряд анархичный стиль (как крайняя и достаточно неустойчивая форма социального управления). Между демократическим и анархичным стилями управления находятся манипулятивные стили - оппортунизм и фасадизм.

4.Авторитарный стиль руководства ориентирован на производство, поставленное задание, а не на конечный результат деятельности (так называемый задачецентрический подход в менеджменте), а демократический - на коллегиальность, возможно более широкое привлечение людей к управлению независимо от его результата (антропоцентрический подход). Комбинация авторитарного и демократического стилей руководства, сочетание ориентации на производство и людей дает наиболее эффективный стиль управления, ориентирующийся на конечный результат за счет личной заинтересованности всех членов организации в развитии производства.

5.Комбинация стилей менеджмента, ориентирующихся либо на производство, либо на людей, дает пять основных вариантов возможных сочетаний, наиболее эффективным из которых является стиль, одинаково совмещающий заботу и о производстве, и о людях. Пять вариантов сочетания двух противоположных стилей управления позволяют построить своеобразную "решетку менеджмента", указывающую на возможность и необходимость применения различных управленческих стилей управления в зависимости от ситуации.

Факторы, определяющие стиль управления
Резюме
8.6. Теория ситуативного управления
Задачецентрическое и антропоцентрическое поведение
Степень зрелости
Стили менеджмента
Определение подходящего стиля управления
Краткие характеристики основных стилей управления
Резюме
Заключение. Некоторые обобщения и выводы
© Westudents.com.ua Всі права захищені.
Бібліотека українських підручників 2010 - 2020
Всі матеріалі представлені лише для ознайомлення і не несуть ніякої комерційної цінностію
Электронна пошта: site7smile@yandex.ru