В рассматриваемой теории применяются следующие обозначения (см. рис. 8.10):
o высокая задачецентричность и низкая антропоцентричность в стиле управления - стиль С1;
o высокая задачецентричность и высокая атропоцентричность - стиль С2;
o высокая антропоцентричность и низкая задачецентричность - стиль С3;
o низкая антропоцентричность и низкая задачецентричность - стиль С4.
На рис. 8.10 проиллюстрировано, как на основании зрелости подчиненных можно определить подходящий стиль управления, распределив континуум зрелости на четыре соответствующих уровня [135]: низкая степень зрелости указывает на уровень Г1; интервал от низкой до средней степени - на уровень Г2; от средней до высокой степени - на уровень Г3; высокая степень зрелости - на уровень Г4.
Определение подходящего стиля управления
Колоколообразная кривая в отношении модели управления означает, что при увеличении степени зрелости подчиненных, изображенных континуумом от незрелого к зрелому, подходящий стиль управления изменяется криволинейно [135].
Чтобы определить подходящий стиль управления для каждой ситуации, необходимо сначала установить степень зрелости участвующих в выполнении задачи. После этого отложить прямой угол от места континуума, которое определяет уровень зрелости подчиненных, до места, где он пересекает криволинейный показатель модели управления. Клетка, в которой находится точка пересечения, определяет подходящий стиль управления в той или иной ситуации руководства. При этом, как видно из рис. 8.10, зрелость подчиненных уровня Г1 предусматривает применение стиля управления С1, уровня Г2 - стиля С2 и т. д. Таким образом, повышение уровня зрелости подчиненных влечет за собой изменение соответствующих стилей управления.
Краткие характеристики основных стилей управления
Стиль С1 - "приказывающий", так как ему свойственна односторонняя коммуникация. Руководитель определяет роли подчиненных и объясняет им что, как, когда и где должно выполняться.
Стиль С2 - "продающий". Руководитель вырабатывает большинство указаний, стремясь путем двухсторонней связи и социоэмоциональной поддержки заставить подчиненных психологически "закупать" решения, которые должны быть приняты.
Стиль С3 - "участвующий". Руководитель и подчиненные участвуют в процессе принятия решений через двухстороннюю коммуникацию и оказание помощи (поддержка, поощрение и т. д.). Подчиненные при этом обладают способностями и знаниями для выполнения задачи.
Стиль С4 - "делегирующий". Подчиненные могут работать по своему усмотрению, поскольку имеют высокий уровень зрелости, готовы и способны принимать на себя ответственность за свою деятельность.
Резюме
Можно констатировать: эффективные руководители должны достаточно хорошо знать свои кадры, чтобы опознавать и адекватно встречать их постоянно изменяющиеся способности и требования [135]. При этом они должны помнить, что с течением времени подчиненные развивают как индивидуально, так и в группах собственный способ поведения и действий (нормы, обычаи, формы). Хотя руководитель может выбрать определенный стиль при работе с группой, ему довольно часто приходится использовать другие стили при работе с отдельными подчиненными, находящимися на разных уровнях зрелости. В обоих случаях независимо от того, с кем работает руководитель - с индивидом или с группой, изменения стиля управления с С1 к С2, С3 и С4 должны происходить постепенно. Этот процесс по характеру не может быть резким, революционным. Он должен быть эволюционным, создавать постепенные изменения развития, обеспечивать планируемый рост, устанавливать взаимное доверие и уважение [135].
Краткие характеристики основных стилей управления
Резюме
Заключение. Некоторые обобщения и выводы
Предварительные замечания
Общие особенности социальных систем
Учет этнопсихологических и социально-исторических факторов
Организация социальной жизни
Управление и социальный прогресс
Список использованной литературы