Степень упорядоченности социальных отношений и устойчивости всей социальной системы характеризуется через структуру, обладающую определенной устойчивостью, жесткостью и ступенчатостью (как правило, от одного до четырех уровней с различной степенью централизации). Сознательное начало - социальное управление - способно сочетать объективные и субъективные аспекты общественного развития, целесообразно воздействовать на необходимые изменения [54]. Организация социальной жизни на макроуровне представляется в форме взаимодействия двух крупных подсистем - организационно-управленческой и ценностно-нормативной, расхождение которых заключается в конфликте между культурно предписанными стремлениями (архетипами) и социально структурированными средствами их реализации (организацией власти и общества), что ведет к нарушению или замене социального порядка (Р. Мертон).
Сложноорганизованным системам, к которым относится и человеческое общество, присущи два противоположных начала - организующее и дезорганизующее, которые, взаимодополняясь, стихийно организуют окружающий мир (А. Богданов [15]). Эти противоположные начала отображают две не менее противоположные потребности, также присущие каждой социальной системе, - потребность в постоянном развитии и сохранении стабильного состояния. При этом если дезорганизующее начало доминирует над организующими связями, это приводит к разрушению социального целого, результатом чего является или преобразование структуры, или ее полный распад [54].
Сущность дезорганизации заключается в смене доминирующих основных ценностей, что проявляется в дезинтеграции социальных институтов, ослаблении механизма социального контроля, появлении новых образцов поведения, изменении привычного образа жизни. Взаимодействие государства и гражданского общества обеспечивает социальной системе состояние динамического равновесия, способствует полноценному проявлению процессов самоорганизации на стыке организационного и дезорганизационного начал. Самоорганизация зарождается в результате деятельности отдельных индивидов и групп и, выражая их обусловленные архетипами потребности, воздействует на организационно-управленческую элиту общества. Наиболее благоприятной средой для развития самоорганизации является сформированное гражданское общество и правовое государство. В переломные моменты истории невозможно предсказать, в каком направлении будет в дальнейшем развиваться социальная система, что определяет невозможность создания единственной, внутренне непротиворечивой модели эволюции (И. Пригожин [81]). Альтернативой является только многомодельное описание возможных путей развития. Иными словами, социальные системы развиваются по вполне определенным универсальным, но никоим образом не детерминированным законам [54; 55]. Раскрытие закономерностей соотношения организующего и дезорганизующего начал, поддержание "динамического равновесия" и переходов социальной системы из одного состояния в другое позволяют усовершенствовать концепцию социального управления, необходимым компонентом которой должно стать распознавание и поддержка самоорганизирующихся сил и свойств социальных систем [54].
Социальная структура.
Социальная структура общества представляет собой многомерную систему, в которой, наряду с классами и порождающими их отношениями собственности, важное место принадлежит статусу и власти (М. Вебер). Понятие "социальный статус" тесно связано с понятием "социальная роль". В этом смысле последняя оказывается динамической стороной социального статуса, его функцией, ожидаемым поведением в зависимости от положения человека в обществе. Стратификационная система, таким образом, представляет собой дифференциацию социальных ролей и является объективной потребностью любого общества (Т. Парсонс). С одной стороны, она обусловлена разделением труда и связанной с ним дифференциацией социальных групп, а с другой - является результатом действия господствующей в обществе системы ценностей. Социальная стратификация - это дифференциация населения на классы и слои в иерархическом ранге (П. Сорокин).
Распределение политической, экономической и любой другой власти в пределах конкретного общества определяется структурой соответствующего социального порядка, основой которого являются социальные страты и политические партии (М. Вебер).
В любом обществе и во все исторические времена происходит борьба сил стратификации и выравнивания (борьба организующего и дезорганизующего начал), т. е. существуют циклы, в которых усиление социального неравенства сменяется его ослаблением (что тождественно циклам социального управления с ритмическим усилением и ослаблением централизации, увеличением и уменьшением звенности). К факторам, влияющим на интенсивность стратификации, относятся размер социальной общности, а также биологическая, психологическая и социальная однородность или разнородность социума (П. Сорокин).
В процессе исторических изменений первоначальная слитность социума заменяется выдвижением на передний план политической системы. Затем приходит черед функционального приоритета экономики. После этого наступает ситуация, когда приоритет остается только у духовной сферы - науки, религии, философии (Н. Луман). Разрушение духовных приоритетов вновь выдвигает на передний план политику, после чего цикл доминирующих сфер общества начинается заново. При этом экономическая сфера общества (так же как эмоционально-сенсорная у человека) выполняет функции адаптации, политика (волевая сфера) - целедостижения, а культура (познавательная сфера) - создания и поддержания образцов взаимодействия в системе (Т. Парсонс).
Может быть установлено четыре главных типа стратификационных систем: рабство, касты, сословия и классы. При этом если первые три зависят от санкционированного правом или религией неравенства, то классовое разделение "официально" не признается; оно происходит вследствие влияния главным образом экономических факторов на материальные обстоятельства жизни людей. Иными словами, классы возникают из-за неравенства во владении и контроле за материальными ресурсами. Классы имеют важнейшее значение в современных обществах. Большинство западных ученых принимают разделение общества на высший, средний и рабочий класс. При этом у представителей различных классов достаточно сильно развито классовое сознание. Классы, в свою очередь, также стратифицированы (Э. Гидденс).
Укрупненная классовая классификация, таким образом, различает три основных класса, которые, в свою очередь, могут быть стратифицированы до семи уровней, что отвечает психологической классификации общих и специальных способностей человека (Э. Джекс, В. Браун), являющихся одним из природных оснований социальной стратификации. Природно обусловленные особенности индивидов, выступивших начальной базой социального неравенства, необходимо учитывать при формировании любой социальной структуры, всегда являющейся в форме той или иной иерархии. При этом индивиды с одинаковыми способностями должны занимать и одинаковые социальные позиции, а расстояние между ближайшими социальными слоями не должно, в идеале, отличаться более чем на один уровень способностей. На этой же основе можно определить оптимальное количество ступеней социального управления, а также необходимое соотношение верхних и нижних этажей социальной пирамиды.
Социальная мобильность.
Интенсивность и всеобщность социальной мобильности изменяются от общества к обществу, от одного периода исторического времени к другому. В истории социальных организмов усматриваются циклы относительно подвижных и неподвижных периодов (П. Сорокин). По степени перемещений и другим социальным характеристикам справедливо различать типы обществ (К.Поппер) подвижные (открытые) и неподвижные (закрытые).Важнейшими каналами социальной циркуляции ("лифтами") являются семья, церковь, армия, политические, экономические и профессиональные организации. Эти же социальные институты представляют собой особый механизм социального контроля ("сито"), который, во-первых, осуществляет социальное тестирование индивидов для установления адекватного выполнения ими социальных функций; во-вторых, проводит селекцию (отбор) индивидов для определенных социальных позиций; в-третьих, распределяет членов общества по различным социальным стратам. Основная цель такого социального контроля - распределить членов общества в соответствии с их способностями и личностными качествами для успешного выполнения социальных функций. При этом такие социальные институты, как семья, церковь, школа, представляют собой механизмы тестирования общих способностей индивидов, необходимых для успешного выполнения многих социальных функций. Другие институты, подобно политическим, экономическим и профессиональным организациям, являются механизмами, которые тестируют специальные способности, необходимые для успешного выполнения профессиональных функций в определенной области человеческой деятельности. Поэтому любому социальному реформатору и политическому лидеру следует обратить особое внимание на эти тестирующие и селекционирующие социальные механизмы, поскольку от характера этого "сита" в значительной степени зависит характер как верхних, так и нижних слоев социальной пирамиды (П. Сорокин).
Элита и массы.
Доля элиты в структуре всего населения - фактор немаловажный, поскольку верхние этажи социального здания должны быть пропорциональны нижним, иначе здание может рухнуть. А это означает, что существует оптимальное соотношение верхних слоев ко всему населению, значительное отклонение от которого губительно для любого общества. Таким образом, есть потенциальная возможность перепроизводства или недопроизводства кандидатов в верхние социальные слои, что одинаково чревато социальными потрясениями (П. Сорокин).
Существует непреложный социальный закон, согласно которому во всяком обществе независимо от места и времени его развития имеется фундаментальное разделение на два политических класса, первый из которых представляет собой правящий класс, составляющий всегда меньшинство общества, его элиту, а второй, более многочисленный, контролируется и направляется первым (Г. Моска).
Элита - это высший привилегированный слой или слои социальной структуры, осуществляющие функции социального управления, формирования и развития материальной и духовной культуры в определенном, отвечающем требованиям социально-исторических условий направлении. К элите относятся члены социума, пользующиеся наибольшим престижем, статусом, богатством и занимающие ведущее положение в политической, экономической и культурной жизни общества. Элита не обязательно включает в себя лучших членов общества (например, элита гитлеровского государства вряд ли объединяла наиболее достойных представителей немецкого народа), но обязательно наиболее "статусных". Поэтому элиту нельзя рассматривать как всегда передовую, избранную часть того или иного социума, но всегда как наиболее активную часть общества в определенной ситуации исторического развития и актуально ориентированную на политические, экономические или духовные цели конкретного социума. Таким образом, социальная история представляется как совокупность социокультурных циклов, характеризующихся господством тех или иных базовых ценностей и соответствующих им типов элит.
Разделение населения любой страны на элиту и массы - явление закономерное, не зависящее от воли людей. Однако формирование элиты по определенным признакам подвластно целенаправленному управлению. Поэтому вопросам тестирования и отбора достойной элиты, направленной на действенное служение обществу, необходимо придавать первостепенное значение в теории и практике социального менеджмента. Этим целям служат специальные механизмы социальной селекции (семья, церковь, школа, политические, экономические и профессиональные организации), а также социальные механизмы "прополки", позволяющие выдвигать в правящую элиту достойных людей и устранять недостойных (П. Сорокин, Конфуций).
Социальный характер.
Социальный характер представляет собой основную часть, ядро структуры характера, свойственное большинству членов определенной социальной группы, культуры, в то время как индивидуальный характер - это то, чем люди, принадлежащие к одной и той же группе или культуре, различаются (Э. Фромм, Д. Рисмен). Установлена взаимосвязь различных исторических эпох и типов социального характера. При этом ни один этнос не является монолитным ни в характеристике населения, ни в экономической, политической и духовной сферах: разные социальные группы и регионы представляют собой различные стадии социального развития, а социальный характер отражает эти различия. Потому различают социальные характеры люмпенов, рабочих, аристократов и других социальных слоев, а также исторические типы характеров, соответствующие различным периодам социальной истории. Иными словами, социальный характер - это характер определенных социальных групп, классов, наций, народов; каждому обществу, каждому его слою в каждый исторический период свойствен определенный тип социального характера.
Выводы.
Закономерно повторяющаяся, циклическая смена базовых ценностей, заложенных в архетипах коллективного бессознательного, влечет за собой смену исторических периодов, типов обществ, типов духовной, материальной и организационной культур, что, естественно, отражается на преобладании соответствующих психических сфер (познавательной, волевой, эмоциональной) в социальном целом и, как следствие, на формировании соответствующих типов социального характера, доминирующих сфер общества (духовной, политической, экономической) и типов хозяйствования.
Будущее всегда подобно прошлому (Конфуций [45]), поэтому в социальном управлении необходимо постоянно учитывать исторический опыт предшествующих поколений, а также следить за тем, чтобы социальные функции были не номинальными, а реальными, т. е. каждый член общества должен фактически выполнять обязанности, определяемые его социальной ролью.
Социальное неравенство - следствие природного неравенства людей. Оно в определенной степени искусственно, но необходимо для создания и поддержки социального порядка. При этом занятые преимущественно умственным трудом управляют занятыми преимущественно физическим трудом, и управляемые всегда содержат тех, кто ими управляет (Конфуций). Наиболее общим признаком привилегированных социальных слоев является статусная квалификация, всегда направленная против выполнения физического труда (М. Вебер), а наиболее социально значимыми являются профессии, связанные с организационно-управленческими функциями, что требует от их исполнителей соответствующего уровня развития личностных качеств, специальных способностей и образования (П. Сорокин).
Список использованной литературы
Часть III. Теория кадровой политики
Предисловие
Законы социального развития и управления
Приоритеты кадровой политики в условиях посттоталитарного общества
Раздел 9. Введение в предмет
9.1. Объект кадровой политики
Человеческий фактор
Человеческие ресурсы