Социальная теория и кадровая политика - Щёкин Г.В. - Опыт подготовки менеджеров человеческих ресурсов

Содержание учебных планов подготовки специалистов по управлению человеческими ресурсами должно носить, на наш взгляд, "блочный" характер, который предполагает сведение смежных дисциплин в определенные блоки [22]. Например, в блок общенаучных дисциплин входят гуманитарные и общественные науки, информатика и вычислительная техника, иностранные языки и риторика, религиоведение и культурология, организация делопроизводства и др. Блок экономических дисциплин включает в себя макро- и микроэкономику, планирование и прогнозирование, финансы и бухгалтерский учет, организацию и оплату труда, основы предпринимательства и др. Блок социально-психологических дисциплин объединяет социологию и психологию управления, профессиональную ориентацию, социальную психологию организаций, психодиагностику и т. д. Управленческий блок предполагает изучение теории организации и управления, основ административного и функционального менеджмента, методологии управления человеческими ресурсами, практики кадрового менеджмента и др. Правовой блок охватывает различные юридические дисциплины: хозяйственное и трудовое право, право социального обеспечения, основы государственного строительства и т. д. При этом каждый блок дисциплин корректируется в зависимости от специализации обучающегося и его образовательного уровня. Примерная схема "блочного" обучения показана на рис. 9.5 [22].

Рис. 9.5. "Блочный" состав дисциплин в учебном плане подготовки менеджеров человеческих ресурсов

Опыт подготовки менеджеров человеческих ресурсов

Опыт подготовки менеджеров человеческих ресурсов накапливает Межрегиональная Академия управления персоналом (МАУП, г. Киев), которая с 1989 г. осуществляет подготовку и переподготовку дипломированных специалистов в области социального управления, управления трудовыми ресурсами, образованием, профессиональной ориентацией, социальным развитием, персоналом и др. Система управленческой подготовки в МАУП многоуровневая, включающая в себя на правах структурных подразделений:

o лицей (обеспечивает довузовскую подготовку учащихся выпускных классов средних общеобразовательных школ);

o колледж (готовит и выпускает младших специалистов, менеджеров низового звена управления человеческими ресурсами);

o бакалаврат (готовит бакалавров управления по различным направлениям менеджмента человеческих ресурсов);

o магистратура (обеспечивает подготовку магистров управления по соответствующей специализации);

o докторантура (готовит научно-педагогические и высшие управленческие кадры с присвоением степени доктора философии в соответствующей области управления человеческими ресурсами).

Организация подготовки менеджеров человеческих ресурсов в МАУП приведена в табл. 9.2.

Таблица 9.2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ МЕНЕДЖЕРОВ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ В МАУП

Специальность (специализация)

Учебное подразделение

1. Политология и социальное управление

ДОКТОРАНТУРА

2. Административный менеджмент

МАГИСТРАТУРА

3. Управление профессиональной ориентацией

4. Управление образованием

БАКАЛАВ-

РАТ

5. Управление трудовыми ресурсами

6. Управление персоналом

7. Трудовое право и право социального обеспечения

КОЛЛЕДЖ

8. Социальная работа

9. Организация

делопроизводства

Профессиональное назначение

Менеджеры низового звена управления

Менеджеры среднего звена управления

Менеджеры высшего звена управления

Научно-педагогические работники

и высшие управляющие

Уровень квалификации

Диплом младшего специалиста

Диплом бакалавра управления

Диплом магистра управления

Диплом доктора философии в области управления

Срок обучения, лет

2

2

2

2

Резюме

1 . Система менеджмента человеческих ресурсов, предусматривающая управление различными аспектами реализации кадровой политики, требует создания и соответствующей системы подготовки менеджеров человеческих ресурсов, объединяющей конкретные специальности и специализации высшего и последипломного образования, а также различные квалификационные уровни. Такое обучение специалистов представляет собой многоуровневую систему непрерывного образования, охватывающую профессиональную подготовку, переподготовку и постоянное повышение квалификации кадров в этом виде управленческой деятельности.

2. Содержание подготовки специалистов в области управления человеческими ресурсами должно предусматривать изучение различных блоков дисциплин, к основным из них относятся общенаучные, экономические, социально-психологические, управленческие и юридические дисциплины. "Блочная" структура обучения позволяет выделить как общее в подготовке различных управляющих человеческими ресурсами, так и специфическое, свойственное только для какого-либо конкретного вида профессиональной деятельности в рассматриваемой области социального управления.

3. Многоуровневость системы подготовки менеджеров обеспечивает, с одной стороны, непрерывность профессионального образования и служебного продвижения управленцев, с другой - своевременное и качественное кадровое обеспечение различных уровней управления человеческими ресурсами.

Резюме
Раздел 10. Основы кадровой политики
10.1. Классификация кадров
Кадры управления
Основные признаки классификации кадров
Резюме
10.2. Воспроизводство кадров
Фаза производства (формирования и возмещения) рабочей силы
Фаза распределения и перераспределения рабочей силы
Фаза потребления рабочей силы
© Westudents.com.ua Всі права захищені.
Бібліотека українських підручників 2010 - 2020
Всі матеріалі представлені лише для ознайомлення і не несуть ніякої комерційної цінностію
Электронна пошта: site7smile@yandex.ru